Смекни!
smekni.com

Права меньшинств антропологические, социологические и международно-правовые аспекты (стр. 21 из 43)

Четвертая группа правэкономические, социальные и культурные права – будет рассмотрена в следующем разделе данной главы. Сейчас следует рассмотреть вопрос, какие из дополнительных прав, относящиеся к категории гражданских и политических прав, вытекают из статьи 27 Пакта, регулирующей положение меньшинств. Статья 27 Пакта о гражданских и политических правах налагает на государства лишь негативные обязательства, запрещая им препятствовать представителям меньшинств в стремлении к сохранению и укреплению этнокультурной самобытности. Однако в настоящее время, по утверждению Специального Докладчика Подкомиссии ООН:

"...общепризнанно, что из-за того, что для полного культурного развития потребуются огромные людские и финансовые ресурсы, право пользоваться своей культурой, предоставляемое членам групп меньшинств, во многом утратит свое значение, если соответствующие правительства не окажут помощь в этом вопросе. Ни разрешение на использование такого права лицами, принадлежащими к группам меньшинств, ни конституционные гарантии свободы выражения своих взглядов и свободы ассоциаций не являются достаточным условием дм эффективного претворения в жизнь права членов групп меньшинств на сохранение и развитие своей культуры" [Капоторти 1979:40].

В соответствии с этим выводом, в 1986 г. на своей Венской встрече представители государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) обязались не только "защищать права человека и основные свободы лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам" и "воздерживаться от любой дискриминации в отношении таких лиц", но и "защищать и создавать условия для поощрения этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории".

Тот же принцип с еще большей силой был зафиксирован в Парижской Хартии (1990 г.). Государства-участники Венской встречи Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где обсуждались и права меньшинств, взяли на себя следующие обязательства:

"Они будут обеспечивать, чтобы статус лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам или региональным культурам на их территории, был равен тому статусу, которым пользуются другие граждане в том, что касается контактов между людьми ... и чтобы эти лица могли устанавливать и поддерживать такие контакты посредством поездок и других средств общения, включая контакты с гражданами других государств, с которыми их объединяет общее национальное происхождение или культурное наследие.

Они будут разрешать верующим, религиозным культам и их представителям, на групповой или индивидуальной основе, устанавливать и поддерживать прямые личные контакты и общение друг с другом в их собственных и других странах, в частности, посредством поездок, паломничества и участия в собраниях и других религиозных мероприятиях... Тем, о ком идет речь, будет разрешаться приобретать, получать и везти с собой религиозные публикации и предметы культа, относящиеся к исповеданию их религии и веры.

Они будут поощрять неправительственные организации, интересующиеся вопросами культуры, участвовать совместно с государственными учреждениями в разработке и осуществлении... соглашений и конкретных проектов, а также разработке практических мер, касающихся культурного обмена и сотрудничества. Они будут способствовать по взаимному согласию деятельности культурных институтов или центров других государств-участников на своей территории.

Они возобновят свои усилия по осуществлению всех положений Заключительного акта и мадридского Итогового документа, касающихся менее распространенных языков. Они будут также поощрять инициативы, нацеленные на увеличение числа и улучшение качества литературных переводов с этих языков и на них, в частности, путем проведения семиноров с участием переводчиков, авторов и издателей, публикации словарей и, где это целесообразно, обмена переводчиками на основе выделения стипендий.

Они будут обеспечивать, чтобы лица, принадлежащие к национальным меньшинствам или региональным культурам на их территории, могли сохранять и развивать свою собственную культуру во всех ее аспектах, включая язык, литературу и религию, и чтобы они могли сохранять свои культурные и исторические памятники и объекты.

...Они будут поощрять усилия, направленные на изучение общих черт и обеспечение лучшего понимания своего культурного наследия. Соответственно они будут поощрять инициативы, которые могут способствовать улучшению знаний о культурном наследии других государств-участников во всех его формах, включая региональные аспекты и народное творчество.

Они будут обеспечивать, чтобы принадлежащие к национальным меньшинствам или региональным культурам на их территориях, могли давать или получать знания о своей собственной культуре, в том числе посредством передачи родителями своим детям языковой, религиозной и культурной самобытности".

В Парижской Хартии для новой Европы, подписанной главами государств-участников СБСЕ 21 ноября 1990 г., утверждается:

"Исполненные решимости способствовать богатому вкладу национальных меньшинств в жизнь наших обществ, мы обязуемся и впредь улучшать их положение. Мы вновь подтверждаем нашу глубокую убежденность в том, что дружественные отношения между нашими народами, а также мир, справедливость, стабильность и демократия требуют того, чтобы этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств была защищена и чтобы создавались условия для поощрения этой самобытности. Мы заявляем, что вопросы, касающиеся национальных меньшинств, могут решаться удовлетворительным образом только в демократических политических рамках. Мы признаем далее, что права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, должны полностью уважаться как часть всеобщих прав человека".

Особого внимания заслуживает сформулированный в этом документе тезис о том, что зашита и поощрение самобытности меньшинств являются необходимым условием торжества демократии, которая, в свою очередь, создает политические условия для удовлетворительного решения вопросов, связанных с положением меньшинств. Перечисленные выше международно-правовые нормы имеют положительный (рекомендательный или предписывающий) характер. Вместе с тем существует корпус международно-правовых документов, нормы которого имеют отрицательный (запрещающий) характер. К ним относятся: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.). Так, например, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации понимает под последней::

"любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека или основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни".

Специально следует оговорить, что с позиции международного права необходимая ряду народов помощь в восстановлении своей национально-культурной самобытности (в нашей стране специфическим аспектом такого восстановления является ликвидация последствий депортаций сталинского периода) не может считаться "расовой дискриминацией" по отношению к остальным жителям данного региона (республики), так как

"Принятие особых мер с исключительной целью обеспечения надлежащего прогресса некоторых расовых или этнических групп или отдельных лиц, нуждающихся в защите, которая может оказаться необходимой для того, чтобы обеспечить таким группам или лицам равное использование и осуществление прав человека и основных свобод, не рассматривается как расовая дискриминация при условии, однако, что такие меры не имеют своим последствием сохранение особых прав для различных расовых групп и что они не будут оставлены в силе по достижении тех целей, ради которых они были введены".

Во многих странах мира, даже весьма многонациональных по составу населения, национальный вопрос, точнее говоря, проблема прав человека в национальной сфере, сводится к реализации прав национальных меньшинств. Мировая практика показывает, что для многонациональных государств, типологически сходных с Россией, весьма положительные результаты может приносить государственная политика "многокультурности" (англ. multiculturalism), в той или иной степени осуществляемая в таких странах, как Канада, США, Испания и др. Для общей характеристики этой политики приведем выдержки из канадского "Закона о многокультурности" (CanadianMulticulturalismAct), принятого в 1988 г.:

"Государственной политикой Канады провозглашается:

а. Признание того, что многокультурность отражает культурное и национальное разнообразие канадского общества и исходит из права всех канадцев свободно сохранять, развивать и распространять свое культурное наследие;

b. Признание того, что многокультурность является основополагающей характеристикой канадского наследия и самосознания и вносит бесценный вклад в построение будущего Канады;

с. Поощрение всестороннего и равноправного участия граждан и общин любого происхождения в развитии канадского общества во всех его аспектах, а также содействие им в устранении любых препятствий к такому участию;

d. Признание существования общин, объединяемых общностью происхождения, и их исторического вклада в жизнь канадского общества, а также поощрение развития этих общин."