Смекни!
smekni.com

Права меньшинств антропологические, социологические и международно-правовые аспекты (стр. 30 из 43)

- титульные народы национальных республик в составе РФ; российская диаспора народов бывших союзных республик СССР; - диаспоры народов бывших российских автономий; народы (меньшинства), имеющие национальную государственность за пределами бывшего СССР;

иммигрантские группы ("гастарбайтеры"), а также некоторые малочисленные народы Севера с одной стороны, и меньшинства (малые народы), проживающие на своей исконной этнической территории, но не имеющие национально-территориальных образований; дисперсные группы, не имеющие своей этнической территории;

субэтнические, языковые и конфессиональные группы в составе отдельных народов, с другой.,

Отдельное место занимают

- русские как меньшинство (на территории национальных республик в составе РФ и за пределами РФ).

При регулирования положения меньшинств первого типа могут возникать следующие проблемы, имеющие отношение к международному праву

==> Отношения с федеральным центром и разделение компетенции в области международных связей; приграничные территории; взаимоотношения с диаспорой титульного народа (титульные народы и их диаспоры );

=> Соблюдение международных соглашений РФ в сфере прав меньшинств в регионах проживания меньшинств и на территории республик РФ;

=> Имплементация и соблюдение двусторонних и многосторонних договорных отношений в рамках СНГ и новых независимых государств, имеющих пункты о гарантировании прав меньшинств (диаспора народов бывших союзных республик СССР);

=> Соблюдение двусторонних и многосторонних отношений с соответствующими государствами (народы и меньшинства, имеющие национальную государственность за пределами бывшего СССР; иммигрантские группы и "гастарбайтеры).

Вторая группа меньшинств относится к наименее защищенным, поскольку не имеет собственной государственности даже в виде административно-территориальной автономии. Именно представители этой категории меньшинств сегодня становятся объектом международных соглашений. Ниже на конкретных примерах будет рассмотрены ситуации с правами этих групп в некоторых субъектах РФ.

Русские как меньшинство

Дезинтеграция СССР и угроза дезинтеграции России, резкие изменения геополитического пространства в результате суверенизании бывших союзных, а затем и автономных образований лежат в основании кризиса который можно было бы обозначить как кризис социальной идентичности русских. Не только антирусские настроения во многих регионах СНГ и России, но и последовавшая за ними волна конфликтов и выезд русских с территории бывших союзных республик и из некоторых автономий, превратили отношения между русскими и другими народами в тему, через призму которой воспринимается и оценивается сегодня едва ли не всякий политический акт и позиция политических субъектов. Вместе с тем, теоретическое осмысление сложившегося и быстро меняющегося положения русских как за пределами России, так и внутри нее значительно отстает не только от темпа событий, но и от способов осмысления этих событий, рождающихся внутри национальных элит и массового сознания. Не только сами русские оказываются дезориентированными как морально, так и политически, но и современные социальные науки не располагают готовым инструментарием и в силу этого оказываются неспособными адекватно тематизировать и анализировать происходящее.

Утверждение, что т.н. "символьная элита" (научное сообщество и творческая интеллигенция, где особую роль играют представители средств массовой информации) оказалась "лингвистически неподготовленной" для описания ситуаций, в которых оказываются русские за пределами России и на территории "суверенизирующихся" автономий (Татарстана, Тувы, Якутии, Чечни и т.д.), нуждается в пояснении. Я не собираюсь утверждать, что распад СССР оказывается настолько уникальным событием, что для его описания требуется особый язык: империи распадались и прежде. Однако два обстоятельства парадоксальным образом заставляют меня обращать внимание именно на уникальность ситуации и реальной и познавательной - никогда еще статус "имперской нации" не подвергался столь радикальным трансформациям, каким он подвергся в 25-миллионной массе русских за пределами России; кроме того, мне неизвестны исследования, выполненные на уровне современной методологии, в которых анализировалась бы ситуация, например, римских, или британских граждан, оказавшихся за пределами метрополии в период распада их империй. Все это не значит, что политологи, социологи, этнологи и представители иных дисциплин в предмет которых так, или иначе входит сюжет русско-инонациональных отношений, сидят сложа руки; попытки использовать готовые понятия делаются и продолжают делаться. В частности, положение русских за рубежами России и на территориях автономных республик определяется как положение меньшинств. Однако, в Бурятии, Калмыкии. Мари, Мордовии, Удмуртии, Якутии и многих др. этот термин оказывается ложноориентирующим, поскольку русские не составляют здесь меньшинства ни по численности, ни по (если ориентироваться на сегодня) положению в системе властных отношений. Еще менее удачным оказывается понятие "диаспора", которое также используется для описания положения русских в других государствах СНГ. Хотя в данном термине удачно подчеркивается ориентация на метрополию, однако другие его семантические компоненты - дисперсность, занятие маргинальных экономических ниш, относительная малочисленность - скорее маскируют истинное положение дел, чем помогают его анализу. Мало пригодным в научном отношении оказывается и широко используемый прессой термин "русскоязычное население". Русский язык действительно оказывается одним из важнейших, если не самым важным фактором, определяющим форму протекания русско-инонациональных конфликтов в ряде республик. Сужение возможностей, реальное или потенциальное, получения образования на русском языке уже сегодня приводит к оттоку "русскоязычного населения" из Украины, как в недалеком прошлом вызвало волну миграции из стран Балтии. Однако объясняет ли нам сущность происходящего тематизирование противостояния как "русскоязычное население против титульной нации'"' На мой взгляд, проясняет ровно настолько, насколько и затемняет.

Что действительно не является новым в этой ситуации "теоретической немоты", то есть отсутствия готового инструментария для описания нового явления, так это само отсутствие готовых концептуальных средств. Общеизвестно, что концептуальные средства в рамках различных дисциплин, научных подходов, школ и направлений, создаются и совершенствуются в процедурах решения определенных теоретических и практических проблем, иными словами, они разрабатываются "под проблемы" и несут на себе отпечаток тех проблемных ситуаций, для разрешения которых они использовались. Новые проблемы, как правило, требуют новых концептуальных средств.

В настоящее время (здесь и далее по данным переписи населения 1989 г.) в России живет 119,9 млн. русских, которые составляют 81,5% ее населения. Таким образом, Российская Федерация принадлежит к числу мононациональных стран (среди республик бывшего СССР лишь Армения и Азербайджан имеют в своем населении более высокую долю лиц основной национальности). Однако и на территории Российской Федерации русские иногда оказываются в положении национального меньшинства в национальных республиках в составе России. В данном случае понятие "национальное меньшинство" употребляется в политико-правовом смысле, так как во многих республиках России доля русских превышает половину населения, а в ряде других они, хоть и не составляют половины, но все же являются крупнейшей по численности национальной группой.

Сейчас русское население республик и автономий находится в неопределенном положении. Его статус будет зависеть от соотношения между двумя противоречивыми тенденциями. Имеется в виду, с одной стороны, укрепление суверенитета России как единого целого, а с другой, - суверенизация национальных республик. Выраженность этого противоречия очевидна на Северном Кавказе, особенно в Чечне, а также в Татарии, Туве и Якутии. Весьма вероятно, что в ближайшем будущем в этих бывших автономных республиках остро встанет проблема защиты прав русских как национального меньшинства.

Малочисленные народы Севера

Особое место среди всех национальных (этнических) меньшинств занимают народы, ведущие традиционный образ жизни (по международной терминологии, "коренные народы", "племенные группы" или "племена"). К этой категории в России относятся так называемые малые народы Севера: ненцы (34,7 тыс.), эвенки (30,1 тыс.), ханты (22,5 тыс.), эвены (17,2 тыс.), чукчи (15,2 тыс.), нанайцы (12,0 тыс.), коряки (9,2 тыс.), манси (8,5 тыс.), долганы (6,9 тыс.), нивхи (4,7 тыс.), селькупы (3,6 тыс.), ульчи (3,2 тыс.), ительмены (2,5 тыс.), удэгейцы (2,0 тыс.), саами (1,9 тыс.), эскимосы (1,7 тыс.), чуванцы (1,5 тыс.), нганасаны (1,3 тыс.), юкагиры (1,1 тыс.), кеты (1,1 тыс.), орочи (0,9 тыс.), тофалары (0,7 тыс.), алеуты (0,7 тыс.), неги-дальцы (0,6 тыс.), энцы (0,2 тыс.), ороки (0,2 тыс.).

В последнее время специалистами в список этих народов включены алюторцы (включавшиеся прежде в число коряков - 2 тыс.), кереки (числившиеся прежде как чукчи - 0,1 тыс.), тазы (0,3 тыс.), чулымцы (0,3 тыс.), шорцы (16,7 тыс.), телеуты (около 3 тыс.), тувинцы-тоджинцы в Иркутской обл., водь (0,2 тыс.), ижорцы (0,4 тыс.), вепсы (12,1 тыс.), коми-зыряне и коми-ижемцы (147,3 тыс.), камчадалы (28 тыс.). Некоторые ученые считают целесообразным отнесение к малочисленным народам Севера отдельных групп русских старожилов Восточной Сибири (русско-устьинцы, колымчане, марковцы, якутские казаки, затундренные крестьяне, усть-енисейцы или сельдюки и др.), Западной Сибири (обские старожилы) и европейского Севера (канинские поморы и мезенцы).