Смекни!
smekni.com

Правовое государство история идеи и современность (стр. 3 из 6)

Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.

Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на американском континенте. Автор «Декларации Независимости США» Джефферсонподвергает критике монархическую форму правления с позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественных прав человека, превратившихся в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству в целом.

Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание «всех остальных прав личности, семьи и общества» Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении Маркс видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. «Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни».Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.

Маркс иЭнгельс поддержали и на материалистической основе развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства (у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно «истинный очаг и арена всей истории». Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Примечательным является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового государства «Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный»[14].

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Иеринга, Паунда, Спенсераи других оттачивали элементы теории правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого, большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. В концепции Еллинекагосударство определяется как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества.В завершении главы следует сказать, что политическая и правовая мысль на разных этапах развития государства, не стояла на месте, а только прогрессировала. Уже на раннем этапе модель идеального государства являлась большим шагом для создания учений, идей и дальнейшего построения правового государства и гражданского общества. И данный аспект я считаю очень актуальным на сегодняшний момент, так как нынешняя идея построения правового государства позаимствовала во многом некоторые особенности из учений различных мыслителей и политиков прошлых веков. И чтобы Российская Федерация являлась по-настоящему правовым государством, стоит обратить внимание на исторический аспект данного юридического понятия, чтобы не допустить прежних ошибок при его построении.

Глава 2. Сущность правового государства, его основные черты и признаки

Понятие «rechtstaat» - правовое государство - появилось в первой трети XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Р.Г. Гнайста. Однако до сих пор какого-то единого, общепризнанного понятия правового государства не сформировано. Концепция правового государства изменялась в процессе своего исторического развития, конкретные исторические условия существования общества детерминировали различия во взглядах мыслителей, исследовавших эту проблему.

С другой стороны, современные исследователи теории права и государства также по-разному трактуют понятие правового государства, акцентируют внимание на разных его аспектах. Так, А.В. Малько полагает, что в идее правового государства можно выделить два главных элемента: 1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; 2) ограничение правом государственной власти. Исходя из этого, он дает следующее понятие правового государства: «Правовое государство это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений»[15].

Для Л.И. Спиридонова правовое государство - это государство, поставленное «под контроль права».

Г.Н. Манов рассматривает правовое государство как «политическую ипостась гражданского общества», подчеркивая, что взаимодействие гражданского общества и правового государства «принципиально складывается по правилам соотношения формы и содержания».

А.В. Корнев и В.В. Лазарев полагают, что «главным пунктом в содержании теории правового государства является идея народного суверенитета».

Объединяет эти и другие определения правового государства следующее. Правовое государство является необходимым атрибутом гражданского общества, опосредующим его политическую сферу. Правовое государство обеспечивает решение «общих дел» членов гражданского общества. При этом государство понимается как институт, выполняющий в значительной мере «служебные» функции, обслуживающий потребности общества. Следует подчеркнуть, что такое понимание правового государства свойственно не только теории, но, и закреплено в ряде законодательных актов. Соответствующие положения включены в большинство конституций современных демократических государств.

Из этого вытекает существеннейшее положение, согласно которому источником власти, носителем суверенитета является народ, делегирующий часть своих полномочий государству. Следовательно, государственная власть, помимо всего прочего, должна быть легитимной, признаваться обществом справедливой, в силу определенных причин «имеющей право» властвовать, а законы должны соответствовать праву, а деятельность государства должна осуществляться в соответствии с законом[16].

Из определения правового государства можно выделить основные принципы правового государства.

Во-первых, верховенство закона во всех сферах жизни общества. Это выражается, в частности, в том, что главные, ключевые, основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни регулируются посредством законов. Регулируя наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни, законы определяют меру свободы, охраняют нравственные ценности общества.

Во-вторых, соответствие закона праву. В правовом государстве господствуют не всякие, а только правовые законы, т.е. те законы, которые согласуются с принципами, природой права и не легализуют произвол и насилие. Приоритет права над законом означает связанность законодателя неотчуждаемыми правами и свободами человека и теми ценностями, которые они выражают. Законодатель, создавая закон, не может нарушать границы права, узаконить то, что по своей природе чуждо праву. Поэтому тот закон выступает мерой свободы в справедливости, которые отражает общие или согласованные интересы в обществе. Связанность государства правом гарантирует предсказуемость и надежность его действий, ограждает граждан от произвола государственных структур.

В-третьих, реальное действие принципа разделения властей. Это важнейшее условие функционирования правовой государственности, показатель демократизма и цивилизованности конституционного строя, эффективности и зрелости его институтов.

В-четвертых, взаимная ответственность личности и государства. Принцип взаимной ответственности предполагает, что между личностью и государством устанавливается и поддерживается правовой характер их общения (взаимодействия). С точки зрения правового государства, каждый из участников этого общения, являясь юридически равноправной стороной, имеет как права, так и обязанности, и равно несет взаимную ответственность. Определяя в законах меру свободы личности, государство также ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол.