Смекни!
smekni.com

Правовое государство история идеи и современность (стр. 1 из 6)

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема Правовое государство: история идеи и современность

Исполнитель: Студент юридического факультета

Курс_____________ группа______________

Регистрационный номер_______________________________________

Ф.И.О.______________________________________

Преподаватель______________________________

Дата сдачи_______________________

Череповец, 2010 г.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Становление и развитие идей правового государства 6
1.1. Становление и развитие идей правового государства в Древнем Мире 6
1.2. Развитие идей правового государства в Средневековье и в эпоху Возрождения 9
1.3. Развитие теории правового государства в современную эпоху 12
Глава 2. Сущность правового государства, его основные черты и признаки 17
Глава 3. Проблемы и пути формирования правового государства в России 21
Заключение 31
Литература 34

Введение

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Вопросы типа: Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.

В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Такое положение есть и в действующей Конституции РФ. Однако эти положения конституционных актов далеко не всегда соответствуют (или не полностью соответствуют) действительности. Они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, чем нормативно-правовые установления.

Юридическая наука всегда выдвигала и выдвигает ныне обоснованные идеалы развития государства и права в надежде на их воплощение в жизнь. Одним из таких идеалов является концепция правового государства.

Истоки зарождения этой концепции обнаруживается еще с древнегреческих времен в трудах философов Платона и Аристотеля. И до сих пор тема правового государства является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых в юридической науке.

Правовое государство является тем «идеальным типом» государства, к становлению которого стремится прогрессивное человечество. Оно вбирает в себя лучшее, что есть в богатой мировой теории и практике государственного строительства и права. Какие-то его черты уже давно реализованы в постиндустриальных странах, другие – в стадии воплощения, третьи – разрабатываются. Важно понимать, что усиление и развитие правовых начал в деятельности любого государства необязательно означает отмену его специфики, своеобразия формы правления и государственного устройства. Правовым государством может быть и президентская, и парламентская республики.

Путь к правовому государству долгий и трудный, полный опасностей, заблуждений и иллюзий. Многие государства сотни лет шли к демократии, порой расплачиваясь за это слишком дорогой социальной ценой. Построение правового государства должно опираться на тщательно продуманную стратегию и тактику. Без учета опыта других государств здесь вряд ли обойтись, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традициями и реалиями

Данная работа посвящена исследованию истории развития идей правового государства и их соотношению с современностью.

Объект исследования курсовой работы - правовое государство.

Предметом исследования курсовой работы выступает история идеи и современность правового государства.

Цель работы рассмотреть взгляды ученых и философов на идею правового государства в их историческом развитии и определить современное состояние этих идей, их воплощение в нашей стране.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть историю развития идей правового государства;

- исследовать современное понимание правового государства, определение его понятия;

- обозначитьсущность правового государства, его основные черты и признаки;

- рассмотретьпроблемы и пути формирования правового государства в России.

В работе использовались следующие методы: изучение и анализ юридической литературы, обобщение научных взглядов, абстрагирование, синтез, дедукция, сравнение.

Для написания работы использовались действующее законодательство, научные публикации в газетах и журналах, учебная литература.

Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Становление и развитие идей правового государства

1.1. Становление и развитие идей правового государства в Древнем Мире

Еще до нашей эры мышление людей еще находилось во власти мифологических представлений об окружавшем их мире. Отразилось это и на политической мысли: в ее основе была идея божественного первоисточника политических порядков. Правда взаимоотношения земных и небесных властителей трактовалась по-разному. Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги при любых обстоятельствах сами оставались вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями. У древних китайцев было несколько иное представление: для них император был единственным проводником воли небесной. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и возможности. В 1 тыс. году до нашей эры по мере развития общественного производства человечество делает первые шаги в сторону рационального самопознания. Первоначально древние мыслители лишь фиксировали существовавшее общественно-политическое устройство, не помышляя о его изменении. Затем некоторые из них стали задумываться над несовершенством социально-политического строя и предлагать пути его усовершенствования. Начинается теоретический поиск «идеального правления»[1].

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551- 479 гг. до н. э.) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства, которое, согласно его учению, возникло из объединения семей. Это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети. Отношения в государстве должны регулироваться, прежде всего, моралью. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций все неполадки в жизни государства объяснял плохими нравами людей, а главной целью государства объявлял воспитание хороших нравов. Наиболее высокие требования он предъявлял к нравственному воспитанию правителей, указывая, что нравственность правящих определяет нравственность подданных[2].

Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира по праву считается политическая философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей, поэтому главной ее ценностью является свобода. Особенности географического положения Эллады давали возможность близкого сосуществования различных форм правления. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в управлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть. Первоначально у эллинов тоже были мифологические представления о политике (Гомер, Гесиод). Но к VI-V вв. до н. э. они были вытеснены философскими методами познания, рационалистическими подходами, вершиной которых стали логико-понятийный анализ (Сократ, Платон), начала эмпирических (Аристотель) и исторических (Полиций) исследований[3].

Политические идеи Платона Афинского (427-347 гг. до я. э.) изложены наиболее полно в диалоге «Государство». Участники диалога пытаются смоделировать облик государства, где царила бы полная справедливость. Побудительной причиной создания государства Платон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой миссии. Защищать государство призвано сословие стражей. Третье сословие - земледельцы и ремесленники - обязано добросовестно трудиться на благо государства. В таком государстве достигается полная справедливость[4].

Другой великий мыслитель Эллады Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н. э.) был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Он выдвинул предположение о естественном происхождении государства, назвав человека политическим существом. Классифицируя формы государственного устройства по числу властвующих, правильными формами (монархия, аристократия, полития) он считал те, при которых целью политики является общее благо, а неправильными (тирания, олигархия, демократия) - те, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих. Аристотель высказал немало гениальных догадок. Так, залогом стабильности государства он считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан, высказывал идею верховенства закона, ввел понятие «естественного закона» и др.

Двухтысячелетняя история Римского государства - это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания. Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны. Цицерон (106-43 гг. до н. э.) создал учение о государстве как публично-правовой общности, ввел понятие юридического лица. Много сделали для развития политической мысли Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий[5].