Смекни!
smekni.com

Правоохранительные органы 6 (стр. 81 из 97)

Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, отихрасследования.

Расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по уста­новлению событияпреступления, по розыскуи изобличению винов­ного или виновных в совершении преступления,повозмещению при­чиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.

Для выполнения задач, сформулированных в данном определе­нии, органы предварительного расследования наделяются законода­телем специальными полномочиями, которые в основном перечисле­ны в УПК. Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказа­тельств виновности (или невиновности) лица в совершении преступ­ления. Если органами предварительного расследования собраны до­казательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выво­ды в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через надзирающегоза законностью расследования прокурора в суд, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что роль предва­рительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора. Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, ви­новности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с поста­новлением приговора.

Предварительное расследование подразделяется на две фор­мы — дознание и предварительное следствие. Между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходство, и разли­чия. Общие их черты заключаются в следующем:они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального за­конодательства; соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности.

Основные же различия заключаются в том, что дознание (см. § 3 данной главы учебника) и предварительное следствие (см. §4 данной главы учебника) осуществляются разными органами. В опреде­ленных случаях дознание предшествует предварительному след­ствию. Имеются также некоторые различия в объеме процессуаль­ных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т.д.

Уголовно-процессуальное законодательство различает два вида дознания: дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно (перечень таких дел дан в ст. 126 УПК), и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит по нему неотложные следственныедействия ив десятидневный срок передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее про­изводство по делу. Во втором случае, когда предварительное след­ствие по делу не обязательно, дознание в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования.

Кроме того, на органы дознания возлагается принятие необхо­димых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

Оперативно-розыскнаядеятельность тесно (см. § 2 данной главы учебника) связана с деятельностью по расследованию преступ­лений. Закон об оперативно-розыскной деятельности определяет её как деятельность, осуществляемую гласно и негласно оперативны­ми подразделениями государственных органов в пределахих пол­номочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собствен­ности обеспечения безопасности общества и государства от преступ­ных посягательств.

Предварительное расследование и оперативно-розыскная дея­тельность связаны единой целью— борьбой с преступностью. По своей природе они носят правовой характер. Однако оперативно-розыскная деятельность является вспомогательной, ее результаты не могут служить доказательствами по делу: они считаются лишь сведениями, дающими направления для расследования. Вместе с тем согласованное проведение следственных и оперативно-розыскных действий служит успешному раскрытию преступлений и изобличению лиц, их совершивших. Именно поэтому для выявления и расследования наиболее сложных и опасных преступлений практикуется образование не только ведомственных, но и межведомственных следственно-оперативных групп, состоящих из следователей и оперативных работников.

Все более распространенным становится также взаимодействие российских органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений, с соответствующими органами других стран либо, со специально созданной Международной организацией уголовной по­лиции (сокращенное наименование—Интерпол), участники которой обеспечивают друг друга необходимой информацией и могут выполнять конкретные следственные или оперативно-розыскные действия по взаимным обращениям. Постоянное поддержание контактов с этой организацией и обеспечение выполнения ее просьб возложено на одно из структурных подразделений аппарата Министерства внутренних дел РФ— Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола). В соответствии с Указом Президента РФ "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уго­ловной полиции — Интерпола", от 30 июня 1996 г. № 1113 (С3 РФ, 1996, № 32, ст. 3895) на названное подразделение в качестве глав­ных задач возлагаются обеспечение эффективного международно­го обмена информацией о преступлениях, оказание содействия в вы­полнении запросов международных правоохранительных организа­ций и правоохранительных органов иностранных государств, а так­же наблюдение за исполнением международных договоров по воп­росам борьбы с преступностью, участником которых является Рос­сийская Федерация.

2. Деятельность по раскрытию и расследованию преступлений в России имеет свои исторические корни. Сведения о ней можно обнаружить в первых русских источниках права. Однако Сис­тема органов расследования в основном сложилась в середине XIX в., а ее законодательное закрепление связано с реформами 60-х гг.

В дореформенный период расследование преступлений имело инквизиционные черты. Занимавшиеся этим органы носили сослов­ный характер. Гарантии прав личности, обозначенные в законода­тельстве, повсеместно нарушались ввиду стремления следователей добиться признания обвиняемого. Все это предопределялонизкийпрофессиональный уровень следствия.

8 июня 1860 г. был издан царский указ об отделении следствия от полиции. К указу прилагались три законодательных акта: "Уч­реждение судебных следователей", "Наказ судебным следователям" и "Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, мо­гущим заключать в себе преступление или проступок''. Указом пред­писывалось назначить в 44 губернии Российской империи особых, подведомственных Министерству юстиции чиновников, назвавихсудебными следователями. В ведении полиции осталось лишь рас­следование по малозначительным преступлениям и проступкам.

На должности состоявших при уездных и городских судах су­дебных следователей назначались лица, имевшие высшее и среднее образование и обладавшие навыками в расследовании преступлений. Они назначались на должность министром юстиции по представле­нию губернаторов. Одновременно был введен и институт кандида­тов в судебные следователи. Являясь судебными работниками, незагруженные следователи участвовали в судебном разбирательстве на правах судей, но не по тем делам, которые они сами расследовали.

Деятельность судебного следователя носила самостоятельный характер. Только суд мог давать ему указания, проверить его дея­тельность, передавать производство следствия другому следовате­лю, приостанавливать и прекращать производство по делу. Жало­бы на действия следователя рассматривал суд. Отстранение его от должности допускалось лишь по причине предания суду. Во всем остальном вмешательство в расследование со стороны суда и про­курора ограничивалось.