Смекни!
smekni.com

Правоохранительные органы 6 (стр. 87 из 97)

Выборы в совет проводились отдельно на каждую должность про­стым большинством голосов. Совет переизбирался ежегодно на об­щем собрании присяжных поверенных после отчета предыдущего состава.

Совет осуществлял свою деятельность по различным направ­лениям. Он принимал и увольнял присяжных поверенных, осуществ­лял дисциплинарную практику, распределял "бесплатные" дела среди присяжных поверенных, урегулировал различные споры междуними и т.д. Свои решения он принимал большинством голосов. Деятельность совета контролировалась соответствующей судебной палатой.

6 июня 1874 г. был издан закон, учредивший наряду с присяж­ной адвокатурой институт частных поверенных. Основанием утвер­ждения в должности частного поверенного и получения права на участие в производстве гражданских дел у мировых судей и в об­щих судебных установлениях было получение особого свидетельства, выдававшегося теми судами, в округе которых частный поверенный осуществлял ходатайство по делам.

В подобном виде институт присяжной и частной адвокатуры просуществовал до ноября 1917 г.

Декрет о суде № 1, упразднив существовавшую ранее адвока­туру, допустил в качестве защитников по уголовным делам и пове­ренных по гражданским делам всех "неопороченных граждан обо­его пола", пользующихся гражданскими правами. Однако специаль­ного органа, призванного защищать права граждан, Декретом создано не было.

Декретом о суде № 2 предусматривалась организация колле­гий правозаступников при Советах рабочих, солдатских, крестьян­ских и казачьих депутатов. Чтобы стать членом такой коллегии, тре­бовалась рекомендация местного Совета. Правозаступничество осуществлялось в форме общественного обвинения и общественной за­щиты. Коллегии были едиными для общественных обвинителей и об­щественных защитников. Кромеуказанных обвинителей и защитни­ков в судебных прениях могли принимать участие один обвинитель и один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц.

Совершенствование судопроизводства изменило и деятельность правозаступников. Постепенно более четко разделяются функции обвинения и защиты, намечается урегулирование вопроса о заработ­ной плате членов коллегии правозаступников, сужается, а затем и ликвидируется допущение бесконтрольной защиты в судах.

Положение о народном суде от 39 ноября 1918 г. устанавлива­ло, что для содействия суду в деле наиболее полного выяснения всех обстоятельств, касающихся интересов обвиняемого или сторон, участ­вующих в гражданском процессе, при уездных и губернских испол­комах Советов должны учреждаться коллегии защитников, обвини­телей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены кол­легии считались должностными лицами,им устанавливалась зара­ботная плата в размере оклада, выплачиваемого народным судьям.

Несмотря на ряд мер по улучшению организации коллегий пра­возаступников, деятельность последних не отвечала тем требовани­ям, которые кним предъявлялись. Поэтому Положение о народном суде от 31 октября 1920 г. упразднило коллегии правозаступников и установило новую форму судебной защиты. Осуществление защиты рассматривалось как общественная повинностьвсех граждан, спо­собных выполнять эту обязанность. Граждане, могущие выполнять обязанности защитника, включались в списки, составляемые в со­ответствии с Инструкцией об организации обвинения и защиты на суде от 23 ноября 1920 г. Лица, привлекаемые в качестве защитни­ков, освобождались от основной работы на требуемый срок; за ними сохранялась заработная плата на время участия в процессе или выплачивались суточные из государственных средств в размере минимума заработной платы. При недостатке защитников из числауказанных лиц суды привлекали в качестве таковых консультантовотделов юстиции. Такая форма организации защиты просущество­вала до судебно-правовой реформы 1922-1924 гг.

Положение об адвокатуре, утвержденное 26 мая 1922 г., опреде­ляло адвокатуру как самоуправляющуюся организацию, призванную оказывать юридическую помощь населению. При губернских отде­лах юстиции образовывались коллегии защитников по уголовным и гражданским делам. Члены коллегий защитников первого созыва подбирались губернскими отделами юстиции с последующим утвер­ждением их губернскими исполнительными комитетами. В дальней­шем право приема новых членов предоставлялось президиуму кол­легии защитников. Губисполком имел право отвода принятых новых членов коллегии. Члены коллегии защитников не имели права зани­мать должности в государственных учреждениях и предприятиях, за исключением лиц, занимающих государственные должности по выборам, профессоров и преподавателей юридических наук.

Кроме членов коллегии защитников правом осуществлять защиту на суде обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, представители предприятий, учреждений и ВЦСПС.

После принятия Конституции СССР в 1936 г. было разработано новое Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г. В соответствии сэтим Положением коллегии адвокатов создавались в пределах края, области, автономной и союзной республики, где не было краевого (областного) деления. Членами коллегии адвокатов могли быть лица: имеющие высшее юридическoe образование; окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года, не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в тех же должностях. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющие стажа практической работы в судебных, прокурорских ииных органах юстиции, принимались в коллегии адвокатов в качестве стажеров. Органами управления коллегии являлись: общее собрание адвокатов, прези­диум областной, краевой и республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Всю работу адвокаты вели в юридических консультациях. Общее руководство коллегиями адвокатов возглавлялось на союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР и его местные органы были наделены весьма широкими полномочиями, дозволявшимиим беспрепятственно вмешиваться в дела коллегий и командовать ими.

Эффективность деятельности адвокатов, особенно по уголовным делам, в 30—40-е гг. была снижена по ряду причин. К ним следует отнести негативное отношение к участию адвокатов в уголовном судопроизводстве судебных работников, руководителей наркомата юстиции и других правоохранительных органов. Огромную негативную роль сыграли постановления ЦИК СССР от 1декабря 1934 г. и от 14 сентября 1937 г., установившие особый порядок судопроизвод­ства по делам о террористических организациях и террористичес­ких актах, контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Рас­смотрение этих дел в суде велось упрощенно, в частности, без уча­стия обвинения и защиты.

Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. установили, что коллегии адвокатов действуют в целях осуществления защиты на суде, а также оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адво­катской деятельностью, и действуют на основании Положения, ут­вержденного Верховным Советом союзной республики.

Во исполнение указанного акта все союзные республики при­няли свои положения об адвокатуре. В РСФСР такое Положение было утверждено Верховным Советом РСФСР 25 июня 1962 г.

В 1977 г. впервые в истории советской адвокатуры ее правовое положение было закреплено в Конституции СССР 1977 г. (ст.161). В 1979 с. был принят Закон "Об адвокатуре в СССР". Этим Законом регулировались вопросы организации и деятельности адвокатуры в общесоюзном масштабе. В пределах каждой союзной республики действовало свое положение об адвокатуре (в РСФСР Положение утверждено 20 ноября 1980 г.).

Начавшаяся во второй половине 80-х гг. судебная реформа не обошла стороной и адвокатуру. С самого начала вновь разгорелись шедшие до того момента в течение многих лет дебаты по поводу переустройства данного института. Одним из главных объектов этих дебатов был вопрос о дальнейшем расширении самостоятельности и независимости адвокатуры от государственных органов, прежде всего органов юстиции и судов, а также местных исполнительных органов. Появились и новые аспекты в поисках путей совершен­ствования системы оказания квалифицированной юридической помо­щи — это довольно активные разговоры о необходимости покончить с монополизмом адвокатуры, который-де отрицательно сказывает­ся на качестве оказываемой помощи и мешает становлению соответ­ствующих "велению времени" форм оказания правовых услуг.

В такой атмосфере было подготовлено несколько проектов за­конов, большинство из которых совершенно игнорировало российс­кие реалии. Некоторые из них были настолько "суперрадикальными", что их принятие и попытка насаждения могли привести к пол­ному развалу существующей адвокатуры и, естественно, к оставле­нию тех, кто нуждается в квалифицированной юридической помо­щи, без нее.

Параллельно с попытками ревизовать законодательство об адво­катуре шел процесс практического совершенствования данного ин­ститута, без внесения официальных законодательных корректив. Пожалуй, самыми существенными результатами явилось то, что коллегии адвокатов наконец-то добились отказа от устанавливавшихся органами юстиции так называемых лимитов их численности. Произошел также отказ от жесткого ограничения адвокатских гоно­раров за оказываемые ими услуги и призвана возможность заклю­чения соглашений с клиентами со свободным определением разме­ра таких гонораров с учетом сложности дел, уровня квалификации адвоката и других факторов. Министерство юстиций РФ и его органы на местах практически постепенно преобразовались в учрежде­ния, основная задача которых — сотрудничество с коллегиями ад­вокатов, оказание содействия им в решении организационных воп­росов, установлении нормальных взаимоотношений с местными орга­нами государственной власти и самоуправления, урегулировании вопросов, возникающих в связи с идущим весьма бурно процессом формирования различного рода коммерческих структур, активно вторгающихся в сферу оказания правовой помощи.