Смекни!
smekni.com

Конфликты на предварительном следствии (стр. 2 из 3)

В основу рассмотрения классификации, в целом достаточно освещенной в литературе,[9] положена степень противоречивости интересов конфликтующих сторон. Особен­ностью ее является универсальность, «при­годность» для всех стадий уголовного процесса. Однако конфликты на предвари­тельном расследовании специфичны. Отли­чают их способы разрешения конфлик­тов, которые может использовать следова­тель, в противоположность, например, суду. Подозреваемый, как правило, не знает, ка­кой совокупностью доказательств его вины располагает следователь, какие действия в дальнейшем будет проводить следователь для его изобличения. Подсудимый же пред­стает перед судом, тщательно ознакомив­шись со всеми материалами предвари­тельного расследования, согласовав линию своего поведения с квалифицированным юристом (защитником), и т. д. С этой точ­ки зрения конфликты со строгим соперни­чеством, например, могут разрешаться сле­дователем различно, не только в зависимо­сти от его возможностей, т. е. информа­ции, изобличающей допрашиваемого, которой следователь располагает на определен­ном этапе расследования, но и от его же­лания тем или иным способом указанные возможности реализовать. Так, следователь с целью изобличения допрашиваемого мо­жет назначить экспертизу, а затем предъ­явить ему заключение эксперта, или может продемонстрировать допрашиваемому воз­можности этой экспертизы до ее назначе­ния и т. п. «Эти действия в совокупности своей служат для достижения определен­ной цели, и потому каждый из участни­ков взаимодействия обычно соотносит от­дельные свои действия или наборы с тем, насколько они приближают его к желаемой целя».[10]

Изложенное позволяет предложить клас­сификацию конфликтов в деятельности следователя на основе способов его действий при их разрешении, выделив два основных класса конфликтов:

I. Конфликты, разрешаемые следовате­лем без использования всех имеющихся у него возможностей.

Следователь не предъявляет допраши­ваемому улик и доказательств, полностью не реализует следственную информацию, которой он располагает (как доказательст­венную, так и ориентирующую), или при­меняет ее в минимальной степени. При та­кой форме разрешения конфликта- следова­тель, как правило, не достигает немедлен­ного искомого стратегического эффекта. Главным в данном способе является то, что следователь не только полностью сохраняет свои возможности, но и опреде­ляет тактику их дальнейшей реализации на основе сформированного знания о возмож­ностях и личностных качествах допраши­ваемого. Такой способ характерен чаще всего для стадии установления контакта с допрашиваемым. Подобная «мирная» фор­ма разрешения конфликта не меняет суще­ства объективных факторов, лежащих в его основе (социальные позиции сторон, несо­впадение и противоречивость их интересов и непрерывный процесс усвоения и оценки следователем получаемой и перерабатывае­мой информации).

В. И. Ленин, рассматривая такой корен­ной признак диалектического противоре­чия, как борьба противоположностей, ино­гда выражение «борьба» берет в кавычки, ибо не всякое взаимоотрицание противопо­ложностей выступает в форме борьбы в прямом смысле этого слова.[11] В рассмат­риваемом случае понятие «конфликт» так­же не всегда обозначает наличие прямых антагонистических противоречий между сто­ронами.

II. Конфликты, разрешаемые следовате­лем с активным использованием своих возможностей.

Пользуясь этим способом, следователь полностью реализует имеющуюся следственную информацию. Он предъявляет до­казательства, проводит очные ставки, следственные эксперименты, обыски и другие следственные действия, направленные на изобличение противостоящей ему стороны, применяет разнообразные тактические при­емы. Вместе с тем надо иметь в виду, что если данный способ не привел следователя к достижению поставленной цели — изобли­чению подозреваемого или обвиняемого, получению правдивых показаний от лже­свидетеля и т. п., то эффективность повтор­ного использования реализованных воз­можностей в значительной степени снижа­ется, а в ряде случаев сводится к нулю. Пример — оценка доказательственного зна­чения повторного опознания личности. При таком способе следователь рискует утра­тить определенную часть своих ресурсов (реализованных возможностей). К подобно­му способу он должен прибегать при на­личии общих условий конфликтного взаи­модействия. Теоретики исследования кон­фликта к таким условиям, в частности, относят: потерю надежды конфликтующей стороной достичь своей цели какими-либо другими способами после того, как были испробованы или обдуманы и исключены как непригодные другие типы поведения; достаточно высокую субъективную оценку возможности достижения успеха в разреше­нии конфликта стороной, реализующей свои возможности.[12]

Если, однако, описываемый способ не привел следователя к искомому результа­ту, у него на основе полученного при этом нового знания появляется необходимость, а в ряде случаев и проясняется путь к при­обретению новых возможностей взамен утраченных. Например, установление ранее неизвестных свидетелей, назначение тех или иных экспертиз с применением новейших, иногда весьма трудоемких и дорогостоящих методов -исследования и т. п.[13]

Следовательно, характер конфликта во многом зависит от степени значимости для конфликтующей стороны знания, мне­ния о предмете конфликта, устойчивости и обоснованности этого знания и предвидения для стороны последствии его изменения.

Процесс разрешения внутренних и внеш­них конфликтов, возникающих при произ­водстве расследования, позволяет следова­телю полно и объективно устанавливать истину по уголовным делам. В то же вре­мя нахождение следователя в состоянии постоянного разрешения конфликтов в зна­чительной степени повышает экстремаль­ность его профессиональной деятельности и в ряде случаев может привести к дефор­мационным изменениям личности следова­теля.[14] Это в свою очередь требует улуч­шения профотбора лиц, направляемых на следственную работу, и обучения студен­тов-юристов оптимальным, законным и нравственно допустимым способам участия в конфликтных ситуациях и их разрешения.

При изучении курсов криминалистики, уго­ловного процесса, судебной психологии и судебной этики необходимо уделять боль­ше внимания подробному изучению кон­фликтов, их природе и способам разреше­ния.

1 См.: Васильев А. Н. Следственная тактика. М., 1976, с. 57; Шиканов В. И. Тактическая операция как важнейший структурный элемент следственной тактики и одна из форм сотрудничества органов следствия и дознания. — В кн.: Проблемы Советского государства и права, вып. 9— 10. Иркутск, 1975, с. 35 и др.

2 См.: Ратинов А. Р. 1) Судебная психология для следователей. М., 1967, с. 159—163; 2) Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике. — В кн.: Правовая кибернетика. М., 1970; Пантелеев И. Ф. Некоторые пробле­мы психологии расследования преступле­ний.—Труды ВЮЗИ, вып. 29. М., 1973; Проблемы судебной этики. М., 1974; Дулов А. В. Судебная психология. Минск, 1975, с. 98—107.

3Пантелеев И. Ф. Указ. соч., с. 223.

4 Оpлова Э. А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации, Некоторые факторы, определяющие ход вза­имодействия. — В кн.: Психологические про­блемы социальной регуляции поведения. М., 1976, с. 319.

5 Энциклопедия кибернетики, т. К Киев, 1975, с. 333.

6 Цит. по: Радушевский В. Д. Риск, конфликт и неопределенность в процессе принятия решений и их моделирование.— Вопросы психологии, 1974, № 2, с. 85.

7 На объективный характер конфликта обращают внимание Э. А. Орлова и Л. Б. Филонов, отмечая, что конфликтная ситуа­ция выступает как реальное проявление объективных факторов в конкретных усло­виях взаимодействия (см.: Орлова Э.А., Филонов Л. Б. Указ. соч., с. 321).

8 Исследование операций и развитие науки. ССА симпозиум. Информационный бюллетень № 4 (19). М, 1969.—Амери­канский психолог Л. Фестингер подобные внутренние конфликты определяет как ког­нитивный диссонанс, т. е. как диссонанс с собственным знанием.

9 См. например: Ратинов А. Р. Тео­рия рефлексивных игр в приложении к следственной практике, с. 185—194.

10 Оpлова Э. А., Филонов Л. Д. Указ. соч., с. 324.

11 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 317 и др.

12 См.: Орлова Э. А., Филонов Л: Б. Указ. соч., с. 332—333.

13 Классификация конфликтов на пред­варительном расследовании возможна по способам действий не только следователя, но и противостоящей ему в конфликте сто­роны (что является предметом самостоя­тельного исследования).

14 См.: Котов Д. П., Шиханцов Г. Г. Психология следователя. Воронеж, 1976, с. 26—30.

Под следственной ситуацией понимается совокупность сложившихся на определенный момент расследования обстоятельств, которые должны учитываться при разработке и реализации программы дальнейшего расследования. Следственная ситуация - сложное, многомерное образование. Как продукт столкновения, стечения, сосуществования, взаимодействия и противодействия обстоятельств различной природы, она имеет правовой, информационный, технике- и тактико-криминалистический, методический, организационно-управленческий, оперативно-розыскной и иные аспекты. Круг обстоятельств, которые могут определять тип, вид и содержание ситуации, довольно обширен. Среди них выделяются обстоятельства информационного, криминалистического, психологического, материально-технического, организационного, кадрового, правового и иного порядка. Характерная черта следственной ситуации - объективность ее содержания, а также то, что его образуют лишь такие обстоятельства, которые являются элементами системы проводящегося по делу расследования (привнесенные в эту систему, формирующиеся в ее недрах, функционирующие в рамках этой системы). К ним относятся класс, вид и особенности познаваемых объектов, включая криминальные ситуации, затраченный и оставшийся срок расследования, собранные по делу доказательства, каналы и источники их поступления, имеющиеся в распоряжении следователя средства криминалистической техники, их достаточность, возможность эффективного применения и т. д. Однако в роли детерминант, факторов, определяющих характер и специфику следственных ситуаций, влияющих на их формирование и развитие, выступают обстоятельства более широкого круга. В него входят не только обстоятельства внутреннего для расследования порядка, но и элементы внешних по отношению к нему систем, обусловливающие и положительные, и негативные факты, акты, тенденции, процессы, свойства и взаимодействия которых и придают ситуациям их своеобразие. В роли такого рода факторов могут выступать: наличие или отсутствие на обслуживаемой территории экспертно-криминалистических подразделений, моргов, тюрем; состояние и уровень развития системы транспортных коммуникаций: этнический со став местного населения, его реакция на производящееся рас следование; уровень профессионального мастерства следователя, его общего развития, активности, его гражданская позиция, состояние здоровья и другие компоненты объективного и субъективного порядка. Главное в ситуации - это состояние расследования в данный момент, что определяется уровнем решения его задач. Все остальные элементы группируются вокруг этого показателя, играют подчиненную по отношению к нему роль, выступают в качестве обстоятельств (условий, средств), способствующих либо препятствующих достижению целей расследования. Следственная ситуация, будучи сложным и неоднородным по своему составу образованием, в то же время является подвижной, динамично развивающейся структурой. Сформировавшись в том или ином виде к моменту возбуждения уголовного дела, она по ходу расследования непрерывно трансформируется, приобретая одни и изменяя другие признаки. По многим уголовным делам исходные ситуации начального этапа расследования чаще всего формируются в силу стечения обстоятельств, независящих от намерений, воли и действий следователя. Их содержание определяется главным образом особенностями криминальной ситуации, обстоятельствами события, по поводу которого возбуждено уголовное дело. Однако во всех случаях то, в каком направлении развивается ситуация после обнаружения события с признаками преступления, какой характер приобретает и каким она наполняется содержанием, в значительной мере зависит от усилий следователя. В сложившейся следственной ситуации, как в зеркале, всегда отражаются два взаимосвязанных момента: 1) фактическое положение, реальное состояние расследования - фактическая база; 2) стратегический и тактический потенциал, зачатки, зародыши будущего состояния расследования, его перспективное начало. Следователь, его внутренняя и внешняя активность находятся в центре трансформирующихся одна в другую по ходу расследования ситуаций, выступая в качестве связующего звена их фактической и перспективной частей, объединяя их в одно неразрывное целое. Сложившаяся по делу ситуация только тогда приобретает практическую значимость, с точки зрения улучшения состояния расследования, когда она воспринята следователем, когда он поставил ей точный диагноз, проник в содержание и конструктивно использовал полученные знания. Это становится возможным на основе построения, изучения и объективной критической оценки мысленной модели ситуации. Составными частями общей модели ситуации незавершенного расследования могут быть следующие модели: