Смекни!
smekni.com

Наследование по завещанию 14 (стр. 2 из 3)


2. Особые завещательные распоряжения завещателя

Распоряжения завещателя на случай смерти в соответствии с принципом свободы завещания могут носить самый различный характер. К таковым относятся: подназначение наследника (статья 1121 ГК); назначение исполнителя завещания — душеприказчика (статья 1134, абзац 3 пункта 1 статьи 1026 ГК); распоряжения завещателя, касающиеся его похорон и увековечения его памяти (статья 1174 ГК), и ряд других. Но каких бы вопросов эти распоряжения ни касались, лица, причастные к исполнению последней воли завещателя, должны стремиться к тому, чтобы осуществить их с максимально возможной полнотой. Но при этом воля завещателя не должна расходиться с законом, должна соответствовать принципам разумности и добросовестности, быть осуществимой.

В числе завещательных распоряжений в законе выделены завещательный отказ (статья 1137 ГК) и завещательное возложение (статья 1139 ГК).

Специфика завещательного отказа как особого завещательного распоряжения состоит в том, что в данном случае проводником воли завещателя может быть только его наследник. Путем установления завещательного отказа или легата завещатель возлагает на одного или нескольких своих наследников исполнение за счет наследства обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей или легатариев), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности.

Завещательный отказ должен быть установлен только в завещании, что содержание завещания может исчерпываться одним только завещательным отказом и что, наконец, исполнение завещательного отказа может быть возложено не только на наследника по завещанию, но и на наследника по закону, а иногда как на тех, так и на других.

Можно даже и не указывать в этом завещании, что лицо, обремененное легатом, является наследником. Во-первых, это может быть сделано в одном завещании, а распоряжение об установлении легата – в другом. Во-вторых, если завещания в пользу указанного лица нет, то он будет считаться обремененным легатом лишь тогда, когда призван к наследованию по закону, поскольку легат обременяет только наследников.

Из того, что содержание завещания может исчерпываться установлением завещательного отказа, следует вывод, что завещатель может обязать наследника передать отказополучателю все наследство в виде завещательного отказа. Но в этом случае возложенная на наследника обязанность исполнить завещательный отказ может рассматриваться как скрытая форма лишения наследника наследства. Однако наследник и в этом случае не освобождается от обязанности расплатиться с долгами завещателя и лишь после этого передавать то, что осталось, отказополучателю.

Право на получение завещательного отказа действует в течение трех лет со дня открытия наследства и не переходит к другим лицам. Иными словами, отказополучатель может воспользоваться указанным правом в течение трех лет. Истечение указанного срока влечет прекращение права на получение завещательного отказа. Но если отказополучателю подназначен другой отказополучатель, то он может требовать от наследника исполнения завещательного отказа (пункт 4 статьи 1137 и пункт 3 статьи 1138 ГК).

В порядке наследственного правопреемства к наследникам переходит не только актив наследственной массы, но и ее пассив, то есть падающие на нее доли завещателя. В тех случаях, когда наследник обременен легатом, необходимо определить очередность удовлетворения подлежащих исполнению наследником обязательств. Что нужно исполнять раньше: расплачиваться ли с долгами завещателя или исполнять завещательный отказ? Закон, занимает в этом вопросе однозначную позицию – вначале нужно рассчитаться с долгами завещателя и лишь вслед за этим исполнять завещательный отказ. И то и другое подлежит исполнению за счет наследственного имущества, в пределах его стоимости, то есть в пределах актива наследства, но не всего, а лишь того, который перешел к наследнику, обязанному к уплате соответствующей части долгов и исполнению завещательного отказа. Наследнику же придется довольствоваться тем, что останется после уплаты долгов и исполнения завещательного отказа.

Из этого правила есть, однако, одно исключение. Если наследник, на которого возложено исполнение завещательного отказа, относится к числу необходимых, то есть имеет право на обязательную долю в наследстве, то вначале, как и в первом случае, уплачиваются долги завещателя, затем бронируется та часть наследства, которая составляет обязательную долю, и лишь из оставшейся части наследства исполняется завещательный отказ.

В тех случаях, когда завещательный отказ обременяет нескольких наследников, возникает обязательство с пассивной множественностью лиц, то есть с множественностью лиц на стороне наследников, выступающих в качестве должников. Такое обязательство в соответствии с общим правилом статьи 321 ГК признается долевым, то есть каждый наследник обязан к исполнению завещательного отказа соразмерно доле наследника в наследстве. Завещанием, однако, может быть предусмотрено иное. В частности, наследники могут быть обязаны в завещании к исполнению завещательного отказа в равных долях, хотя бы это и не соответствовало их долям в наследстве.

Правила пункта 3 статьи 1138 ГК, как и правила пункт 4 статьи 1137 ГК, рассчитаны на те случаи, когда отказополучатель по тем или иным основаниям право на получение завещательного отказа утратил. В этих случаях право на получение завещательного отказа ни к кому не переходит, и наследник освобождается от обязанности исполнить завещательный отказ. Из этого правила есть одно исключение: если отпавшему отказополучателю в завещании подназначен другой отказополучатель, то наследник обязан исполнить завещательный отказ подназначенному отказополучателю.

Переход обязанности исполнить отказ или возложение к другим наследникам. Право на получение завещательного отказа действует в течение трех лет и не переходит к другим лицам. Исключение сделано здесь лишь для тех случаев, когда отказополучателю, который по тем или иным основаниям утратил право на получение завещательного отказа, был подназначен другой отказополучатель. Право отказополучателя на получение завещательного отказа не может перейти к его наследникам в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156 ГК). И это понятно, ибо в порядке наследственной трансмиссии может перейти право на принятие наследства. Между тем право на получение завещательного отказа и право на принятие наследства — это не одно и то же. Если же отказополучатель воспользовался правом на получение завещательного отказа, то право на то, что ему было отказано, при определенных обстоятельствах может перейти к его наследникам, но не в порядке наследственной трансмиссии, а в составе принадлежавшего отказополучателю, но уже как наследодателю имущества.

Иначе обстоит дело, когда отказополучатель не выбывает из игры, а доля наследника, обремененного завещательным отказом, переходит к другим наследникам того же наследодателя в порядке приращения наследственных долей (статья 1161 ГК). В этом случае указанные наследники, если из завещания или закона не следует иное, обязаны исполнить такой отказ. Как быть, если приращения наследственных долей не происходит, но право на принятие наследства, которое наследник, обремененный завещательным отказом, не успел осуществить, в порядке наследственной трансмиссии переходит к его наследникам? Обязаны ли они, если наследство будет ими принято, исполнить завещательный отказ? Да, обязаны, ибо в результате принятия наследства доля наследства, причитавшаяся наследнику, обремененному завещательным отказом, перейдет к ним со всем своим активом и пассивом.

Таким образом, надлежит прийти к выводу, что к наследникам, к которым переходит обязанность исполнить завещательный отказ, относятся не только наследники одного и того же завещателя, установившего отказ, но и наследники обремененного отказом наследника, не успевшего принять наследство, к которым в порядке наследственной трансмиссии перешло от него право на принятие наследства.

Правила статьи 1140 ГК, что вытекает уже из ее текста, относятся и к завещательному возложению, поскольку смена наследника, обремененного завещательным возложением, сама по себе не препятствует выполнению воли завещателя, установившего возложение. Соответственно, обязанность исполнить возложение переходит не только на других наследников завещателя, получившего долю отпавшего наследника в порядке приращения долей, но и на его собственных наследников, получивших его долю в порядке наследственной трансмиссии.

3.Недействительность завещания

Очевидно, при жизни завещателя вопрос о признании завещания недействительным возникнуть не может, поскольку завещатель всегда имеет право изменить ранее сделанное завещание либо вовсе отменить его, составив новое завещание либо не составляя никакого. Споры вокруг того, действительно завещание или нет, и порой нешуточные, возникают после открытия наследства, когда завещателя уже нет в живых и завещание не может быть ни отменено, ни изменено. Споры эти могут быть вызваны тем, что завещание составлено юридически неграмотно и подлинную волю завещателя установить довольно трудно. Представляется, что в этих случаях спорящие стороны могут обратиться в суд с заявлением об истолковании завещания и не ставить вопрос о признании его недействительным. Это, однако, не лишает ни одну из сторон права требовать признания завещания недействительным. Чаще всего основанием для предъявления таких требований служит то, что завещатель хотя и не был признан недееспособным, но не отдавал отчет в своих действиях, подвергался давлению со стороны лиц, которые использовали его беспомощное состояние, прислушивался ко всякого рода наветам и измышлениям и т. д. Разрешение спора может оказаться чрезвычайно сложным и требует от суда выдержки, взвешенности и высокого профессионализма. К таким делам нередко подключаются средства массовой информации, которые начинают всячески превозносить одну сторону, выставлять в неприглядном свете другую, вольно или невольно оказывая давление на суд. Сложности усугубляются тем, что спросить того, кто составлял завещание, или за кого его составляли, уже ни о чем нельзя.