Смекни!
smekni.com

Международные стандарты в области прав заключенных и их реализация в российском уголовно-исполни (стр. 2 из 3)

Конвенция обращает внимание на недопустимость пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в уголовно-исправительной системе (ст. 10).

В соответствии с Конвенцией запрещается использовать в судебном процессе показания, полученные под пыткой: «Каждое государство-участник обеспечивает, чтобы любое заявление, которое, как установлено, было сделано под пыткой, не использовалось в качестве доказательства в ходе любого судебного разбирательства, за исключением тех случаев, когда оно используется против лица, обвиняемого в совершении пыток, как доказательство того, что это заявление было сделано» (ст. 15).

Часть II Конвенции посвящена регламентации деятельности Комитета против пыток. Данный Комитет, в состав которого входят представители государств-участников Конвенции, заслушивает доклады о принятых мерах по осуществлению их обязательств согласно Конвенции; вносит замечания по результатам докладов; рассматривает поступающую информацию о возможных случаях применений пыток на территории государств-участников; проводит конфиденциальные расследования, в соответствии с результатами расследования высказывает замечания или предложения государству-участнику, на территории которого имел место негативный факт.


1.4. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными одобрены Экономическим и Социальным Советом в резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (IXII) от 13 мая 1977 г. Основная цель Правил – «на основе общепризнанных достижений современной мысли и с учетом основных элементов наиболее удовлетворительных в настоящее время систем изложить то, что обычно считается правильным с принципиальной и практической точек зрения в области обращения с заключенными и управления заведениями». При этом следует обратить внимание, что данными Правилами принимается во внимание «разнообразие юридических, социальных, экономических и географических условий» по причине которых не все правила, возможно, применить повсеместно и одновременно. Они должны, однако, вызывать к жизни постоянное стремление к преодолению практических трудностей, стоящих на пути к их осуществлению, поскольку, в общем и целом они отражают те минимальные условия, которые ООН считает приемлемыми.

В основе Минимальных стандартов лежит принцип равенства всех перед законом и неприемлемости дискриминации, зафиксированной во Всеобщей декларации прав человека (ст. 6).

Руководящие принципы в отношении осужденных основываются на том, что «заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они отнимают у него право на самоопределение, поскольку лишают его свободы. Поэтому, за исключением случаев, когда сегрегация представляется оправданной или когда этого требуют соображения дисциплины, тюремная система не должна усугублять страдания, вытекающие из этого положения».

Статья 58 определяет цели исполнения наказания в виде лишения свободы с позиции гуманизма, а именно: «Целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном расчете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечить свое существование».

Исходя из данных принципов, конкретизируются остальные правила по обращению с заключенными, зафиксированные в соответствующих разделах.


1.5. Европейские пеницитарные правила

Основной точкой отсчета правовых стандартов в отношении заключенных являются Минимальные стандартные правила ООН 1955 г. «Минимальные принципы обращения с заключенными» в европейской версии конкретизируются в Европейских пенитенциарных правилах (European Prison Rules), последняя редакция которых относится к 2005 г. Основные положения данных правил сводятся к следующему:

Исполнение наказания в виде лишения свободы, как в материальном, так и в духовном отношении требует соблюдения человеческого достоинства заключенных без дискриминации по расовому признаку, особенностей вероисповедания, национального или социального происхождения, а также половому признаку.

Работники тюрем призваны следить за охраной здоровья и уважения достоинства заключенных, поощрять их способность вести социально активный образ жизни.

Условия содержания заключенных должны быть достойными и по возможности приближенными к нормальной жизни, т. е. насколько это возможно соответствовать жизни в условиях свободы, а именно: на ночь заключенные должны размещаться в одиночных камерах, а на работе и при проведении досуга находиться в обществе. Предписано содействие внешним законным контактам заключенных, т. е. должны быть обеспечены свидания, обмен корреспонденцией и телефонная связь в неформальной обстановке. Все это должно способствовать более успешной ресоциализации осужденных.

Как отмечается в самом документе, в настоящих Правилах делается особый упор на понятии человеческого достоинства, стремлении администрации мест лишения свободы действовать гуманно и эффективно, значимости роли, которую играет персонал этих учреждений, и внедрении современных методов управления. Эти Правила разработаны для того, чтобы служить практическим пособием для персонала на всех уровнях управления местами лишения свободы, поощрять и направлять его деятельность.

2. Реализация международных стандартов в области прав заключенных в российском уголовно-исполнительном законодательстве

Реализация международных стандартов, касающиеся прав осужденных, в России осуществляется по трем направлениям:

а) посредством формирования соответствующей уголовно-исполнительной политики,

б) через национальное законодательство;

в) в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

С позиции права возможны следующие способы реализации международных стандартов с помощью законодательства: во-первых, прямое действие международных норм; во-вторых, приведение в соответствие с ними национального законодательства.

С учетом временного периода внедрения международных стандартов в практику уголовно-исполнительной системы их можно также разделить на две группы: стандарты, для внедрения которых имеются все условия и стандарты, которые внедряются не сразу, а «при наличии необходимых экономических и социальных условий».

Под влиянием международных стандартов в российском уголовно-исполнительном законодательстве впервые подробно определен правовой статус осужденных (ст. 10 УИК РФ). Так, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, что отвечает предписаниям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом. Ранее подобной нормы в законодательстве не было, так как государство не брало на себя обязанность защищать права, свободы и интересы осужденных. Кроме того, УИК РФ в отдельных статьях впервые определяет конкретные важнейшие права и обязанности осужденных, отвечающие требованиям международных стандартов, в частности: право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания наказания, право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений, исполняющих наказания; право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами практически в любые инстанции; запрет на проведение с осужденными медицинских и иных опытов, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье; право на охрану здоровья, на социальное обеспечение, личную безопасность, свободу совести и вероисповедания.

Кроме общих положений и принципов, УИК РФ воспроизводит и более конкретные требования и рекомендации международных норм, касающихся, например, классификации осужденных, микросоциальных условий отбывания наказания, режима, труда, воспитательной работы, обучения, подготовки к освобождению и т. д.

Законодательные изменения, происшедшие в России, позволили приблизить условия отбывания наказания в виде лишения свободы к международным стандартам. В частности, осужденным больным, инвалидам, беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним установлены повышенные нормы питания; по желанию эти осужденные могут получать любую платную дополнительную лечебно-профилактическую помощь, кормящим матерям разрешено совместное проживание с детьми; для медицинского обслуживания осужденных организованы лечебно-профилактические учреждения, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, ВИЧ-инфицированных осужденных – лечебно-исправительные учреждения; осужденным предоставлено право на телефонные разговоры, выезд за пределы учреждения, перевод в облегченные условия содержания, проведение длительных свиданий вне колонии; ограничены максимальные сроки пребывания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и т. д.