В УК РФ нормы, посвященные освобождению от уголовной
ответственности, выделены в самостоятельную главу (гл.11 УК РФ). Таким образом, проведена четкая грань между освобождением от уголовной ответственности и освобождением от наказания (гл.12 УК РФ). Отрицать определенное различие между этими видами освобождения - значит, отрицать наличие присущей им уголовно-правовой специфики.
Освобождение от уголовной ответственности и освобождение от наказания имеют общие черты и существенные различия.
Общее заключается в том, что в обоих случаях виновный перестает подвергаться мерам государственного принуждения, предусмотренным УК РФ. Уголовная ответственность и уголовное наказание могут быть применены только к виновному лицу, т.е. при наличии в его действиях состава преступления, и освобождение как от уголовной ответственности, так и от уголовного наказания возможно только при конкретных условиях, указанных в законе.
Уголовный закон предполагает ряд существенных отличий между указанными понятиями:
- освобождение от уголовной ответственности в основном связано с совершением преступлений небольшой и средней тяжести; освобождение от наказания этим признаком жестко не связано;
- от уголовной ответственности может быть освобождено лицо на любой стадии судопроизводства (обвиняемый, подсудимый, осужденный); от наказания - только лицо, в отношении которого состоялся обвинительный приговор с назначением наказания;
- в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством от уголовной ответственности может быть освобождено лицо не только судом, но и прокурором, следователем, органом дознания с согласия прокурора;[4] от наказания лицо освобождается только по решению суда.
Одни и те же обстоятельства могут выступать и как основания освобождения от уголовной ответственности, и как основания освобождения от наказания - все зависит от стадии процесса.
При освобождении от уголовной ответственности происходит освобождение от более широкого объема карательных мер, чем при освобождении от наказания.
Основной смысл существования этих институтов заключается в том, чтобы
допустить фактическое неприменение мер уголовной ответственности и
наказания в тех случаях, когда их применение явно нецелесообразно, исходя
из характера совершенного преступления и личных качеств лица, совершившего преступление, в том числе его поведения после совершения преступления.
При пересмотре видов того и другого освобождения законодатель сохранил
только те из них, которые доказали свою эффективность на практике.
2 Основания освобождения от уголовной ответственности
Общеизвестным постулатом уголовного законодательства любой страны является положение о том, что лицо, совершившее преступление, обязано претерпеть меры государственно-принудительного воздействия в форме лишений личного, организационного или имущественного порядка. При этом, одно из самых действенных средств, сдерживающих преступления, заключается не в жестокости наказаний, а в их неизбежности. Вместе с тем в ряде случаев, специально предусмотренных в законе, лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности.
Досудебное прекращение уголовных дел по нереабилитирующим основаниям известно с давних времен и присуще законодательству не только нашего государства, но и многих других стран. Государственное принуждение — вынужденная, крайняя мера воздействия на лиц, преступивших уголовный закон. Основным направлением мировой уголовной политики, исходя из принципов гуманизма, дифференциации и индивидуализации ответственности, является исправление преступника без реализации мер уголовно-принудительного воздействия.
Но при этом, освобождение от уголовной ответственности тогда можно признать обоснованным и справедливым, когда оно не препятствует охране прав и свобод личности, всего правопорядка от преступных посягательств и вместе с тем способствует исправлению виновного лица, предупреждению совершения новых преступлений, иными словами, когда оно соответствует задачам уголовного законодательства и позволяет достичь целей наказания без его реального применения. Иначе говоря, применение освобождения от уголовной ответственности возможно только тогда, когда для него имеется соответствующее материально-правовое основание.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что первым основанием освобождения от уголовной ответственности является совершение преступления небольшой или средней тяжести. Введение в Уголовный кодекс положений о категориях преступлений внесло определенность для следственно-судебной практики в решении данного вопроса. Согласно ч. 2 ст. 15 УК РФ преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает двух лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, а также неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, превышает два года лишения свободы (ч.3 ст. 15 УК РФ).[5]
Второе основание – отсутствие или небольшая степень общественной опасности лица, совершившего преступление. В отличие от первой данная категория носит абстрактный характер. При определении степени общественной опасности личности преступника уголовно-правовая наука и следственно-судебная практика исходит, прежде всего, из характера и тяжести совершенного преступления, а также обстоятельств, характеризующих поведение (личность) виновного до и после совершения преступления. Круг этих обстоятельств настолько разнообразен, что исчерпывающий перечень их дать невозможно. Вместе с тем некоторые из них прямо указаны в тексте закона и имеют обязательное значение. Это: совершение преступления впервые; добровольная явка с повинной; способствование раскрытию преступления; возмещение причиненного ущерба; заглаживание вреда, причиненного в результате преступления; примирение с потерпевшим. Лишь наличие одного или нескольких указанных обстоятельств в сочетании с преступлением небольшой или средней тяжести могут стать гарантией того, что преступник исправился без реализации уголовной ответственности.
И, наконец, третьим основанием является нецелесообразность привлечения виновного к уголовной ответственности. Данное основание является в некоторой степени производным от первых двух. Вполне закономерно, что в случае совершения преступления небольшой или средней тяжести лицом, не представляющим большой общественной опасности, либо вообще не опасным для общества. Реализация института уголовной ответственности может оказаться нецелесообразной с точки зрения принципов справедливости и гуманности уголовного законодательства в целом.
Что же касается освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то для него категория совершенного преступления безразлична. По усмотрения суда избежать уголовной ответственности вследствие истечения сроков давности может даже лицо, совершившее преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы. Не требуется для применения ст. 78 УК РФ и совершения виновным каких-либо действий, свидетельствующих об утрате общественной опасности (явки с повинной, примирения с потерпевшим и т.д.). Главное здесь – именно нецелесообразность привлечения лица к уголовной ответственности после истечения указанных в законе сроков (хотя и здесь лицо может перестать быть общественно опасным, а деяние, которое оно совершило, относится к категории небольшой или средней тяжести). Нецелесообразность в сочетании с обстоятельствами, характеризующими отсутствие или небольшую степень общественной опасности личности лежит в основе специальных видов освобождения от уголовной ответственности, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
3 Виды освобождения от уголовной ответственности
Действующее уголовное законодательство предусматривает следующие виды освобождения от уголовной ответственности: в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ); в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ); в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ); в связи с актом об амнистии (ч. 2 ст. 85 УК РФ); в связи с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ); в связи с наличием специальных оснований, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.
Характеризуя содержание и взаимоотношения перечисленных видов, их можно подразделить на несколько групп.
Прежде всего, освобождение от уголовной ответственности может быть условным и безусловным. К условным видам по действующему уголовному законодательству относится в настоящее время лишь освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних по ст. 90 УК РФ, к безусловным – все остальные. Основным критерием данного деления является то обстоятельство, что при безусловных видах лицо, совершившее преступление, освобождается не только от уголовной, но и любой другой ответственности. При условном (например, при освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних) предполагается применение иных мер воздействия. Так, согласно ст. 90 УК РФ несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление достижимо путем применения мер воспитательного воздействия.
В зависимости от юридической природы виды освобождения от уголовно ответственности могут быть общими и специальными. Общие предусмотрены Общей частью Уголовного кодекса и распространяются на все виды преступлений, попадающих под признаки и основания, сформулированные законодателем для освобождения от уголовной ответственности. Специальные применяются в отношении отдельных видов преступлений и предусмотрены нормами Особенной части Уголовного кодекса.