Смекни!
smekni.com

Территория государства и права (стр. 1 из 4)

Территория государства и права.

Содержание

. Введение…………………………………………………..3

. Форма правления…………………………………….5

. Классификация правовых норм…………….12

. Юридические факты……………………………….15

. Заключение……………………………………………..17

. Список используемой литературы………..18


. Введение.

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции,
непременные спутники современного общества. Теория государства и права –
составная часть обществоведения, идейная основа практической
юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов,
обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно
связаны с положениями политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных,
но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще
римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним
каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел),
употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что
«всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В
другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо
государстве, каково цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и
представление о праве. Появилось множество различных правовых идей,
теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими
юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное),
хотя и в «модернизированном» виде, но сохранилось.

Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права,
права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они
продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем.
Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в
основном два подхода и два разных определения права.

Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не
только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что
государство является единственным, исключительным источником права.
Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных,
формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих
возведенную в закон государственную волю господствующего класса и
выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений».

При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с
законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от
государства и обеспечиваемыми государством.

Другой подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко, как
первый, понятие права с понятием государства. Право при этом
рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность
социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в
целях разумного устройства человеческого общежития путем определения
меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в
обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических ,
корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала,
основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения
окружающей природной среды»1.

При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и
подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он
несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его
содержание «заложен» правовой идеал.

В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход,
несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике
является менее распространенным и применяемым, чем первый,
позитивистский подход.

Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и,
наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право в
реальной жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения
(норм), которые непосредственно издаются либо санкционируются
(утверждаются) государством. За нарушение их к нарушителю применяются
различные меры государственного воздействия.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они
относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает
правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения
содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в
свою очередь, активно воздействует на государство путем установления
общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций
правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус,
определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура,
порядок деятельности и взаимоотношений.


. Форма правления.

Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Характер формы правления в конечном счете зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами - собственниками, характерна республиканская форма правления.

1.Монархия

Монархия как форма правления отличается следующими признаками:

  1. существование единоличного носителя верховной власти, - монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;
  2. наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;
  3. тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);
  4. отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

Эти признаки в своей идеальной совокупности встречаются достаточно редко. В Византии, например, где из 109 царствовавших императоров 74 были убиты, во всех 74 случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. Римские легионеры назначали и смещали императоров. Как свидетельствуют историки, арагонские феодалы возводили на престол королей по формуле: «Мы, которые стоим столько же, сколько и Вы, и которые можем больше, чем можете Вы, мы назначаем Вас нашим королем и сеньором при том условии, что Вы будете соблюдать наши привилегии. А если нет, - нет». Реальная история оказывается весьма далекой от идеальных моделей теоретиков.

В свою очередь она делится на :

  • абсолютную
  • ограниченную
  • конституционную

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

По формуле Петровского Воинского устава — “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - IX и Франция до революции 1789 года.

С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых странах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь к интересам нового господствующего класса - буржуазии.

Ограниченная монархия - представляет такую форму монархии, при которой монарх будучи юридически и фактически независимым от парламента (представительного учреждения народившегося и окрепшего “третьего сословия”) в сфере исполнительной власти, тем не менее вынужден считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.

Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками :