Что же касается управления в городах, то особых изменений здесь по существу в организации управления не произошло, но количество городов, получивших привилей на магдебургское право, значительно увеличилось. Право на самоуправление получили в XVI в. такие города как Новогрудок в 1511 году, Слоним в 1531 г., Речица в 1561 г., Радошковичи в 1569г., Могилев и Мозырь в 1577 г., Пинск в 1581 г., Витебск в 1597 г. и др.
Несколько проще по структуре выглядела администрация в волости, возглавлял которую в XVI в. державца. Ему подчинялись сельские войты, сотники, сорочники, десятники, старцы, дьяки, детские и другие лица администрации власти.
Вся деятельность местной администрации была под постоянным контролем высших и дворных врадников отраслевого управления, посылавших на места с целью контроля специальных должностных лиц (ревизоров, сборщиков налогов, референдария, инстигаторов и др.).
Непосредственное управление в селах осуществляли старцы, сотские, десятники
В годы средневековья белорусские города были центрами ремесла, торговли, культуры, администрации и оборонительных сооружений. В XIV-XV вв. многие из них получили право на самоуправление, так называемое магдебургское право (от названия немецкого города Магдебург, который в XIII в. получил право на самоуправление).
Привилеи на самоуправление, которые выдавались за подписью великого князя, не противоречили традиционному местному праву, а позже - белорусским законам и тем более не отменяли их. Они только расширяли и обогащали обычное право. Магдебургское право было своеобразной частью законодательства Великого княжества Литовского. Поскольку не все белорусские города имели магдебургское право, то наличие его можно назвать еще и отличительной чертой белорусского городского права.
Первым на территории Беларуси магдебургское право получил Брест (1390), потом Гродно (1391), Слуцк (1441), Высокое (1494), Полоцк (1498), Минск (1499). До второй половины XVII в. магдебургское право получили почти все более или менее значительные города и местечки (более 50). Этому способствовало то, что ВКЛ постоянно подвергалась нападениям, и государство было заинтересовано в преобразовании городов в форпосты своей обороны. Получая магдебургское право, мещане в случае войны выходили охранять не только государство, но и свою «городскую независимость», свою свободу.
По магдебургскому праву вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили один денежный налог, размер которого был четко определен. Они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников, что в значительной мере укрепляло неприкосновенность имущества и свободу экономической деятельности горожан. Горожане могли заниматься ремеслом, торговлей и земледелием, выбирать городской орган власти -магистрат, ратушу, создавать ремесленные объединения -цехи. Предусматривались и определенные льготы в области торговли. Так, мещане Полоцка, Вильни и других городов с магдебургским правом освобождались от торговых пошлин на территории всего Великого княжества Литовского. Города с магдебургским правом в отличие от обычных городов имели право до 4 раз в год проводить ярмарки, на которых приезжие купцы должны были продавать товар только оптом, от чего город имел определенную выгоду. Великий князь был заинтересован в переходе городов на самоуправление и укреплении их экономического положения: чем богаче был город, тем стабильнее налоги поступали в государственную казну. Кроме того, жители городов с магдебургским правом за предоставленные им гражданские права возлагали на себя дополнительные обязанности, в частности, ремонтировать и обновлять за свой счет оборонительные сооружения, что также было выгодно государству.
Согласно Привилею на магдебургское право в городе создавались органы самоуправления, независимые от воевод и старост. Городское управление - магистрат, ратушу - возглавлял войт из шляхты или богатых мещан, назначаемый великим князем. Это был выборный орган самоуправления. Он собирал налоги, выполнял судебные функции, управлял общественными работами, осуществлял контроль за торговлей, принимал в городскую общину новых мещан и т.д.
Магистрат (ратуша) состоял из 2-х структурных частей: городской рады, куда входили 12-20 мещан-радцев, избираемых из законорожденных, проживающих в городе, богатых мещан. Не выбирались нехристиане, бедняки, калеки и чужаки. Радцы из своей среды избирали 2, 4, б бурмистров, которые и руководили повседневной текущей работой рады; лавы, куда помимо войта, входили избираемые лавники. Лава действовала чаще всего как судебный орган, рассматривая уголовные дела, а рада и управляла городом, и рассматривала гражданские дела мещан.
Государственный строй Беларуси в составе Российской империи
|Присоединение территории Беларуси к России в результате трех разделов Речи Посполитой повлекло за собой ослабление религиозного и в некоторой степени, национального гнета, способствовало прекращению разорительных вооруженных конфликтов между группировками крупных магнатов и в конечном итоге содействовало экономическому развитию.
В первые годы после присоединения Беларуси царское правительство, учитывая тяжелое экономическое положение населения, было вынуждено уменьшать налоги или на определенное время вовсе отменять их. Так, по указу Екатерины II от 13 декабря 1772 г. жители Псковской и Могилевской губерний были освобождены от уплаты податей на полгода, а по ее указу от 17 апреля 1773 г. размер налогов, взимаемых с населения этих двух губерний, был уменьшен. Жители территории, отошедшей к России по второму разделу, полностью освобождались от уплаты налогов на два года.
Размер посевных площадей увеличивался. Только помещичья пашня к середине XIX в. выросла по сравнению с 70-80-ми годами XVIII в. в среднем в 3-4 раза.
Подъем сельского хозяйства способствовал росту торговли, купечества, городов. Царское правительство выкупало города из частного владения феодалов. Например, г. Рогачев, м. Дрисса были выкуплены и в 1777 г. превращены в уездные города. В каждой губернии Беларуси в год происходило от 50 до 70 ярмарок.
После присоединения Беларуси к России активно проводится работа по завершению строительства Огинского канала, починке старых и строительству новых дорог, мостов и т.д. Уже с 1773 г. на территории Беларуси работало несколько экспедиций Российской Академии наук, которые изучали природные богатства края, климатические условия, быт населения и т.д.
Но вместе с тем на присоединенных к России территориях царское правительство стремилось укрепить феодально-крепостнические отношения, защитить интересы помещиков. Территория Беларуси зачастую служила для царского самодержавия своего рода поощрительным фондом, из которого оно выделяло земли с крепостными крестьянами в награду отдельным лицам за их заслуги перед отечеством. Только с 1773 г. Екатерина II «за усердную и ревностную службу» пожаловала имения 16 лицам, а в 1774 г. и 1775 г. раздача земель увеличилась и достигла 37 лиц каждый год, т.е. за три года Екатерина II наградила 90 лиц имениями, расположенными в Беларуси. В правление Павла I раздача белорусских земель увеличилась в 5,5 раз в год. Имения в Беларуси получили такие известные лица как Румянцев, Суворов, Завадский и др.
Кроме того, царское правительство, организуя управление присоединенной территорией, стремилось к тому, чтобы на должности были назначены не местные чиновники, а из других губерний России.
На территории Беларуси неоднократно изменялось административно-территориальное деление, пока, наконец, не было учреждено в 1801 г. пять губерний, которые и просуществовали вплоть до революции 1917 г.
В губерниях Беларуси была учреждена система местных органов власти и управления, предусмотренная законом «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. Но царское правительство вынуждено было пойти на определенные уступки местному дворянству-шляхте, восстановив в 1796 г. действие Статута 1588 года, некоторые прежние названия (поветы вместо уездов), должности (поветовый маршал, подкаморий, поветовый хоружий и др.) и судебные органы, внеся лишь некоторые изменения.
На территории Беларуси было образовано три генерал-губернаторства: Белорусское, Минское, Литовское. Во главе генерал-губернаторства стоял наместник или генерал-губернатор, которому подчинялись губернаторы губерний, входивших в состав генерал-губернаторства. Состав генерал-губернаторств неоднократно изменялся. Так, в 1793 г., когда было образовано Минскоегенерал-губернаторство, в него вошли Минская, Браславская и Изяславская губернии. Такой состав Минского генерал-губернаторства просуществовал до 1801 г. С этого времени в состав его входили только две губернии: Минская и Киевская.
Генерал-губернатор представлял собой высшую государственную власть на подведомственной ему территории. Ему были подчинены все учреждения и должностные лица во вверенных ему территориях. В своей деятельности он руководствовался указами императора, законом «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», а также предписаниями Сената, которые предоставляли ему широкие полномочия. В его ведении была и полиция, над которой он имел «главное управление», получая от губернатора, чинов полиции сведения о «состоянии тишины» в повете и давал им конкретные, обязательные к исполнению, указания по различным вопросам.
При генерал-губернаторе для ведения делопроизводства учреждалась канцелярия во главе с правителем канцелярии. Кроме него в состав канцелярии входили следующие чиновники 2 старших и 3 младших секретаря, переводчик, казначей, журналист, архивариус, 12 помощников секретарей. При генерал-губернаторе были чиновники для особых поручений и адъютанты. Делопроизводство велось на польском и русском языках.