Согласно отраслевой структуре права различают следующие виды юридической ответственности.
Конституционная ответственность вытекает из нарушения норм Конституции и конституционных законов РФ. Она наступает в связи с ненадлежащим осуществлением публичной власти. Отличительной особенностью данного вида ответственности является его естественная связь с политическими отношениями и проблемами.
Конституционная ответственность обусловлена тем обстоятельством, что нормы Конституции являются нормами прямого действия и, следовательно, непосредственно регламентируют свою совокупность общественных отношений. Вопрос же о привлечении физических или юридических лиц к данному виду ответственности входит в компетенцию суда.
Административная ответственность — форма административного принуждения, применяемая за совершение административного проступка и состоящая в таких мерах воздействия как предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и другие (ст. 3.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 19.07.2009)[7]).
Дисциплинарная ответственность наступает в результате совершения дисциплинарных проступков, связанных с нарушением трудовой, служебной, воинской и иной дисциплины. При этом не соблюдаются предписания правил внутреннего трудового распорядка, дисциплинарные уставы и положения, иные нормативные акты. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников, могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания (ст. 192 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 17.07.2009)[8]).
Материальная ответственность заключается в том, что сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (ст. 232 Трудового кодекса РФ). В ст. 233 указанного Кодекса отмечено, что материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия), если иное не предусмотрено законодательством. При этом каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
Самым строгим, карательным видом юридической ответственности является уголовная ответственность, которая наступает только за совершение преступлений, исчерпывающий перечень которых изложен в Уголовном кодексе РФ.
Уголовная ответственность касается физических лиц, совершивших правонарушения, имеющие наибольшую общественную опасность и причиняющие значительный вред определенным жизненным благам и общественным отношениям.
Уголовное судопроизводство осуществляется в четко и строго регламентированной процедурно-процессуальной форме, не допускающей никакого произвола, упрощения и состоящей в достижении объективной истины по делу и наказании действительно виновных лиц.
Уголовная ответственность находит воплощение в специальном правоприменительном акте — обвинительном приговоре суда, в котором определяется соответствующая деянию мера уголовного наказания, Ст. 44 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009)[9] предусматривает 12 видов уголовного наказания (штраф, исправительные работы, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и др.).
Гражданско-правовая ответственность наступает в связи с совершением таких правонарушений как неисполнение договорных обязательств имущественного характера или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Санкции данного вида ответственности сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Предусмотрена также правовая возможность взыскания с лица, нарушившего договорные обязательства, неустойки в виде штрафа или пени.
Осуществляется данный вид юридической ответственности в судебном, арбитражном и административном порядке.
Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что правонарушители, как правило, добровольно, без государственного принуждения реализуют соответствующие санкции. И только в случае конфликта между участниками гражданского правоотношения возможно применение мер государственного принуждения.[10]
1.2. Понятие гражданско-правовой ответственности
Как разновидность юридической ответственности ответственность в гражданском праве обладает всеми указанными выше признаками, однако имеет и особенности, обусловленные спецификой самого гражданского права.
Поскольку гражданское право главным образом регулирует имущественные отношения, то и гражданско-правовая ответственность имеет имущественное содержание, а ее меры (гражданско-правовые санкции) носят имущественный характер. Тем самым эта гражданско-правовая категория выполняет функцию имущественного (экономического) воздействия на правонарушителя и становится одним из методов экономического регулирования общественных отношений. Следовательно, гражданско-правовая ответственность состоит в применении к правонарушителю мер имущественного характера.
Гражданское право регулирует отношения равноправных и независимых товаровладельцев, в которых нарушение обязанностей одним участником всегда влечет за собой нарушение прав другого участника. Такая взаимная связанность участников гражданского оборота имеет следствием то положение, что ответственность в гражданском праве является ответственностью одного контрагента перед другим, ответственностью нарушителя перед потерпевшим. Поэтому имущественные санкции, возлагаемые на правонарушителя, здесь взыскиваются в пользу потерпевшей стороны. Это отличает меры гражданской ответственности от имущественных по характеру мер ответственности, используемых в отраслях публичного права (например, в уголовном или административном праве), где они взыскиваются в доход казны (публичной власти). Весьма немногие предусмотренные гражданским законом случаи взыскания имущественных санкций в доход государства (в частности, ст. 169 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 17.07.2009)[11]) связаны с особо злостным нарушением публичных интересов и представляют собой исключение, не характерное для гражданско-правового (частноправового) регулирования.
Регулируемые гражданским правом товарно-денежные отношения носят эквивалентно-возмездный характер. В связи с этим и гражданско-правовая ответственность направлена на эквивалентное возмещение потерпевшему причиненного вреда или убытков, а ее применение имеет целью восстановление имущественной сферы потерпевшего от правонарушения, но не его неосновательное обогащение. Отсюда компенсационная природа гражданско-правовой ответственности, размер которой должен в принципе соответствовать размеру понесенных потерпевшим убытков, но не превышать его.
В сферу гражданского права включены и определенные неимущественные отношения. Правонарушения в этой области также могут влечь неблагоприятные имущественные последствия. Например, неправомерное использование объекта авторского или изобретательского (патентного) права приводит к появлению убытков у правообладателей, а распространение о лице порочащих его сведений может затруднить его трудоустройство или предпринимательскую деятельность. Наряду с этим гражданское право предусматривает случаи имущественного возмещения морального вреда за причиненные гражданам определенными правонарушениями физические и нравственные страдания (ст. 151, 1099-1101 ГК), которое тоже является мерой гражданско-правовой ответственности.
Из сказанного следует, что гражданско-правовая ответственность - одна из форм государственного принуждения, состоящая во взыскании судом с правонарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, перелагающих на правонарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и направленных на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего.[12]
Гражданско-правовая ответственность наступает при наличии определенных оснований, т.е. обстоятельств, с которыми законодательство связывает нарушение субъективных гражданских прав и необходимость их восстановления. Применение конкретных мер ответственности к лицу допускается при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности, к которым относятся: противоправность нарушения, наличие вреда или убытков, прямая причинная связь между противоправным поведением и вредом (убытками), а также вина правонарушителя.
Необходимым признаком (основанием) для наступления юридической и, соответственно, гражданско-правовой ответственности является обязательное наличие правонарушения (или недозволенного действия). Это утверждение считалось бесспорным в начале прошлого века[13], признается оно и современниками[14].
Под противоправностью при наступлении гражданско-правовой ответственности признается поведение должника (действия или бездействие), нарушающее нормы права. При привлечении к договорной ответственности не нужно доказывать, что ненадлежащие действия или бездействие должника нарушили правовые нормы, содержащиеся в гражданском законодательстве. Достаточно сослаться на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по договору в силу ст. 309 ГК РФ, согласно которой обязательства должны исполняться надлежащим образом согласно условиям обязательства и требованиям закона, иных правовых актов, обычаям делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям. В противном случае кредитору требовалось бы в каждом случае делать ссылку на норму гражданского права, которое в большинстве случаев допускает диспозитивное правовое регулирование договорных правоотношений. Таким образом, в договорной ответственности противоправностью признается неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.