Смекни!
smekni.com

Ограничение дееспособности совершеннолетних граждан. Право хозяйственного ведения и оперативного (стр. 2 из 3)

Основанием к отмене ограничения дееспособности гражданина может служить не только прекращение им злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, но и распад семьи, например, в связи с расторжением брака.

Гражданин может быть признан недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия). С целью защиты личных и имущественных интересов гражданина он может быть признан судом полностью недееспособным. В соответствии со ст. 29 ГК, гражданин, который вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством. Гражданин, страдающий психическим расстройством, которое не лишает его способности понимать значение своих действий или руководить ими, не может быть признан недееспособным (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. № 13).

Над гражданином, ограниченным в дееспособности, устанавливается попечительство, а над недееспособным гражданином устанавливается опека. Нормы, касающиеся опеки и попечительства как гражданско-правового института, в Гражданском кодексе 1964 г. отсутствовали. До этого отношения опеки и попечительство регулировались брачно-семейным законодательством[6].

Опека и попечительство - это правовые формы заботы государства о семейном воспитании детей, оказавшихся сиротами или без родительского попечения, а также о защите их личных и имущественных прав и законных интересов.

Опекуны и попечители назначаются в порядке, установленном законодательством, и являются законными представителями недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.

Они выступают в защиту прав и законных интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия (ст. 34 ГК).

От имени гражданина (душевно больного или слабоумного), признанного недееспособным, сделки (в том числе и мелкие бытовые) совершает его опекун.

Гражданин, ограниченный в дееспособности вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать иные сделки по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату, пенсию и иные виды доходов (авторский гонорар, вознаграждения за изобретения, суммы, причитающиеся за выполнение работ по договору подряда, всякого рода пособия и т.п.) и распоряжается ими он может лишь с согласия попечителя.

Доходы подопечного гражданина, в том числе причитающиеся подопечному от управления его имуществом, являются собственностью подопечного и расходуются, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства (п. 1 ст. 35 ГК).

Опекун или попечитель без предварительного разрешения органа опеки и попечительства вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счёт сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода. Но без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (наём), в безвозмездное пользование или залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 35 ГК).

С целью недопущения злоупотребления при распоряжении имуществом подопечных запрещено опекуну, попечителю, их супругам и близким родственникам совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также предоставлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками (п. 3 ст. 35 ГК).

Ограничение в дееспособности (отмена указанного ограничения дееспособности) и лишение дееспособности осуществляется в порядке, предусмотренном параграфом 4 главы 30 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь[7] «Особое производство».

Сделка, совершённая гражданином, признанным недееспособным ничтожна, но может быть по требованию его опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде этого гражданина (п. 1 , 2 ст. 172 ГК).

Решение суда о признании гражданина недееспособным порождает для него последствия на будущее и не распространяется на сделки, совершённые до признания его недееспособным. Такие сделки, могут быть признанны недействительными по правилам ст. 177 ГК.

Ответственность за вред, причинённый гражданину лицом, которое признанно недееспособным, установлена ст. 945 ГК. Вред возмещает его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор, если не докажут, что вред возник не по их вине. Эта их обязанность не прекращается даже в случае признания впоследствии гражданина дееспособным.

В случае выздоровления или значительного улучшения здоровья гражданина, признанного недееспособным, суд признаёт его дееспособным в порядке, определённом ст. 376 ГПК. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

Таким образом, правовые нормы, регламентирующие ограничение дееспособности совершеннолетних граждан и признание граждан недееспособными составляют важный институт гражданского права.

2. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Содержание права собственности определяется в ст. 210 ГК. Собственнику принадлежат правомочия по владению, пользованию и распоряжения принадлежащим ему имуществом. Отличительным признаком указанных правомочий собственника является то, что он осуществляет их по своему усмотрению в рамках закона, но независимо от воли других лиц, в то время как субъект, являющийся носителем, например, права хозяйственного ведения осуществляет те же правомочия, опираясь не только на закон, но и в пределах, установленных собственником имущества.

Юридическое лицо должно иметь обособленное, только ему принадлежащее имущество. Имущество данной организации отграничено от имущества всех иных субъектов (организации, граждан, государства и т. д.). Имущество предприятия составляют его основные фонды и оборотные средства, а так же иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия.

Имущество предприятия в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, уставом предприятия, может принадлежать ему на праве собственности либо хозяйственного ведения или оперативного управления.

Собственниками закреплённого за юридическими лицами имуществом являются: общественные объединения, политические партии, религиозные организации, хозяйственные общества и товарищества, кооперативы и т. д. В том случае, если юридическими лицами являются не собственники имущества, оно может быть за ними закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Правовые категории (право хозяйственного ведения и оперативного управления) имеют свою историю. Первый вид этих прав впервые был установлен как право полного хозяйственного ведения Законами бывшего СССР от 6 марта 1990 г. «О собственности в СССР» и от 4 июля 1990 г. «О предприятиях», а затем нашёл закрепление в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. Что же касается второго вида – права оперативного управления, - то оно было известно гражданскому праву давно, но законодательное закрепление получила сначала в ст. 21 Основ гражданского законодательства 1961 г. в отношении государственных предприятий, а впоследствии в ст. 26-1 указанных Основ, специально посвящённой праву оперативного управления, как государственным имуществом, так и имуществом межхозяйственных и государственно-кооперативных организаций. Эта статья была воспроизведена в гражданских кодексах союзных республик. Причём до принятия Закона от 6 марта 1990 г. это право являлось единственной формой выражения степени имущественной самостоятельности юридических лиц – не собственников закреплённого за ними имущества. Однако понятие, юридическая природа и отраслевая принадлежность права хозяйственного управления трактовали в литературе по-разному. Это право нашло отражение и в основах 1991 г. (ст. 48).

Законы Республики Беларусь от 11 декабря 1990 г. «О собственности в Республике Беларусь» и от 14 декабря 1990 г. «О предприятиях» (ныне утративший силу) термины «право полного хозяйственного ведения» и «право оперативного управления» не использовали. Только после внесения в ГК 1964 г. изменений от 3 марта 1994 г. указанные права были включены в него в виде общих ном (соответственно ст. 87 и ст. 87-1 ГК).

В ГК 1998 г. в систему ограниченных вещных прав входят право хозяйственного ведения (ст. 276 ГК) и право оперативного управления (ст. 277 ГК). Эти права, могут принадлежать только юридическим лицам.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления как право в объективном смысле представляют совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с непосредственным воздействием юридических лиц несобственников на закреплённое за ними имущество и определяющих объём владения, пользования и распоряжения им. В таком качестве право хозяйственного ведения и оперативного управления являются институтом гражданского права.

Право хозяйственного ведения означает, что имущество передано собственником предприятию с правом владения, пользования и распоряжения для осуществления хозяйственной деятельности в пределах, установленных собственником или уполномоченным им органом и действующими законодательными актами Республики Беларусь. Субъектами рассматриваемого права выступаю унитарные предприятия, основанные на государственной или частной собственности физического или юридического лица, созданные ими дочерние предприятия, а также государственные концерны. Объектом права хозяйственного ведения является комплекс имущества, которое в установленном порядке закреплено за носителями этого права. Содержание права хозяйственного ведения составляют правомочия владения, пользования и распоряжения указанным комплексом имущества.