Тема 12. Правовой статус Европейского Союза и Совета Европы.
План.
1. Особенности правового статуса европейских интеграционных объединений: общая характеристика.
2. Политико-экономический статус Европейского Союза.
3. Особенности сотрудничества государств в рамках Совета Европы.
Литература:
Хартли Т.К. Основы права Европейского сообщества. – М.: ЮНИТИ, 1998;
Бирюков М.М. Современное развитие Европейского Союза: международно-правовой подход. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. – М., 2004;
Право Европейского Союза / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М., 2006.
Введение
За прошедшие с момента распада СССР годы на так называемом постсоветском пространстве образовалось несколько межгосударственных структур. К таким структурам относятся: Содружество Независимых Государств (СНГ), объединение Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, включающее Таможенный союз и Единое экономическое пространство, (с недавнего времени - Евроазиатское экономическое сообщество ЕврАзЭС); Центральноазиатское экономическое сообщество Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана (ЦАЭС); объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы (ГУУАМ), Союзное государство России и Белоруссии.
Вышеупомянутая потребность во взаимодействии имеет объективный характер. СССР был единой экономической системой, основанной на социалистическом, плановом хозяйстве. Уже в конце 80-х - начале 90-х годов XX века статистические данные свидетельствовали о неэффективности этой системы со всей очевидностью - ежегодно происходило снижение произведенного национального дохода, производительности труда, индекса фондоотдачи и одновременно рост материалоемкости и энергоемкости производства. Неудовлетворенный спрос на товары составлял примерно пятую часть товарооборота.
В то же время, хозяйства республик, входящих в СССР, продолжали оставаться частями одного целого союзного хозяйства, управляемого из центра.
1. Особенности правового статуса европейских интеграционных объединений: общая характеристика.
Интеграция представляет собой высший этап в развитии межгосударственных отношений. Государства объединяются для достижения общих целей, как правило, на основе договоров и создают развитую систему органов. В соответствии с договорными нормами, государства принимают на себя конкретные обязательства.
Развитие интеграции проходит под двойным воздействием - политической воли, выражаемой в соответствующих формах, и стихийного давления частной инициативы, интернационализации хозяйства, информации и т.д. Интеграция — процесс длительный, состоящий из нескольких стадий (применительно к экономической интеграции их, как отмечено выше, выделил Б. Балашша). Однако, особенностью современного периода является вовлечение в интеграционный процесс все новых сфер общественных жизни - экологии, социальных, военных вопросов и т.д.
Жизнь вызывает необходимость различать международное сотрудничество как таковое, и процесс более тесного взаимодействия государств, который собственно и именуется интеграцией в узком смысле. Этапным результатом интеграции с одной стороны, и непосредственно формой интеграции - с другой, являются, как отмечено, институциализированные постоянно действующие структуры, которые, применительно к исследуемому процессу, именуются интеграционными объединениями.
Термин этот скорее не международно-правовой, а политический, и все же его использование в данном контексте необходимо. Это обусловлено тем, что с международно-правовой точки зрения такие образования могут быть как традиционными (во всяком случае, - для конца XX века) - такими, например, как международные организации, так и менее традиционными, совмещающими в себе как привычные черты международных межправительственных организаций, так и никогда ранее для таковых несвойственные. Иногда такие объединения называют международными организациями «особого рода». Так, для традиционных международных организаций все же несвойственно наличие метапарламента, состоящего из парламентских делегаций, а то и избираемого населением, и обладающего как квазизаконодательной (выражающейся в принятии модельных законодательных актов рекомендательного характера, рассматриваемых парламентами как законопроекты, подлежащие обязательному первоочередному рассмотрению), так и обязательной административной (применительно к вопросам бюджета и назначению на определенные должности) компетенцией.
Основа европейского правового пространства – общее культурное и историческое наследие, схожая эволюция подходов к фундаментальным ценностям в различных странах. Основанные на этих плодотворных факторах рецепция римского права, внедрение романского права во многих странах и взаимное (трансграничное) влияние национальных правовых систем – все это определяло контуры правового поля в Европе на протяжении столетий.
К началу XXI века сложилось единое европейское правовое пространство и единая правовая стратегия.
Формирование единого европейского правового пространства – сложный и порой противоречивый процесс.
Прежде всего необходимо было обеспечить единое понимание и применение норм интеграционного права всеми государствами – участниками этого процесса. Важно было также определить принципы, на которых должны строиться взаимоотношения интеграционного права и национального права государств – членов интеграционных объединений. Наконец, необходимо было выработать механизм, обеспечивающий принципиальное разграничение юрисдикции национального и интеграционного права.
Современное европейское право – это относительно самостоятельная и автономная правовая система. Она включает в себя европейское интеграционное право (как регулятор на уровне Евросоюза – применительно к разнообразному комплексу вопросов, относящих к различным отраслям права) и европейскую систему защиты прав человека, действующую применительно к более широкому кругу субъектов на уровне стран – членов Совета Европы, объединяющим фактором для которых является Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Конвенция, при небольшом количестве ее статей и относительно «узком» непосредственном предмете, через ее толкование Европейским Судом по правам человека влияет на множество государственных институтов стран-участниц, таких, например, как судебная система и судебное разбирательство. В условиях повсеместного распространения гармонизации и унификации права именно влияние общеевропейского права на право национальных государств остается наиболее сильным.
Однако сложно было бы отрицать, что влияние национального и европейского права взаимно: европейское право не сформировалось бы в своем нынешнем зрелом виде без активного использования сравнительно-правового метода, без заимствования и передачи правовых идей и институтов, без импорта и экспорта права из страны в страну.
Европейское право всегда развивалось на базе национальных законов. Поэтому для понимания европейского права необходимо глубоко вникать в суть правовых систем и первоначальный смысл норм, которые «выросли» до норм европейского уровня, а оттуда уже возвращались на национальный уровень. Кроме того, в ряде случаев интернационализация норм и их развитие на национальном уровне по схожему пути в различных государствах идут параллельно, как это происходило с правами и свободами человека.
2. Политико-экономический статус Европейского Союза.
На современном этапе развития ЕС произошло новое перераспределение социальных функций между его институтами и национальными правительствами. Исходя из положений упомянутого Договора, Европейская комиссия подготовила три программных документа - Зеленую книгу "Альтернативы для Союза", посвященную европейской социальной политике (ноябрь 1993 г.), Белую книгу "Европейская социальная политика: путь для Союза" (июль 1994 г.) и "Среднесрочную программу социальных действий, 1995-1997" (апрель 1995 г.). В этот перечень непременно должна быть включена также Белая книга о росте, конкурентоспособности и занятости (декабрь 1993 г.), в которой сформулирован принципиальный подход ЕС к взаимосвязи экономической и социаль-ной политики в целом, и в первую очередь - к определению оптимального баланса между содействием повышению конкурентоспособности и экономическому росту, с одной стороны, и обеспечением высокого уровня занятости, гарантиями социальной защиты - с другой.
Долгосрочная политика занятости названа приоритетом № 1 во всех важнейших документах EC, опубликованных в 1993-1997 гг. Этот курс направлен на достижение двух взаимосвязанных целей - во-первых, эффективно использовать человеческие ресурсы, чтобы полностью реализовать выгоды крупнейшего в мире единого рынка, укрепив тем самым позиции ЕС в мировой экономике, и, во-вторых, поднять уровень политической поддержки населением планов дальнейшего объединения Европы.
Новый подход к проблеме занятости, пожалуй, наиболее четко сформулирован в Белой книге о социальной политике: "Слишком долго Европа концентрировала основные усилия на регулировании безработицы, тогда как высшим приоритетом должно стать стимулирование создания новых рабочих мест". Решение такой задачи требует согласования целого ряда направлений экономической и социальной политики, поскольку необходимо, с одной стороны, стимулировать экономический рост и производственные инвестиции, создающие новые рабочие места, а с другой - увеличить вложения в "человеческий капитал", то есть в подготовку рабочей силы нового качества. Этот подход нашел отражение в стратегии занятости, утвержденной на сессии Европейского совета в Брюсселе в декабре 1993 г. В ней было выделено семь основных направлений действий:
- совершенствование системы образования и профессиональной подготовки;