Институциональное развитие не поддерживает сотрудничество с международными партнерами. Например, патентная система не связана с западными системами, и российские компании пока не готовы подавать заявки на международные патенты. Российские компании, однако, могли бы начать сотрудничать с иностранными партнерами, чтобы это помогало им преуспеть на международном рынке. Это может также помочь им привлечь капитал на разработку продукта от национальных и наднациональных фондов. Финансирование также стало доступно в России после создания госфондов, развития сферы бизнес-ангелов и венчурных фондов, но отсутствие сотрудничества и доверия осложняет их работу.
Например, сотрудничество с зарубежными компаниями налицо в секторе сельскохозяйственной техники. JohnDeere, крупнейшая в мире компания по производству сельхозоборудования, в июле объявила, что за период с 2009 по 2015 годы инвестирует 500 млн долларов в новые совместные проекты и инновационные технологии.
[23]Экономические стимулы
Сказывается явная нехватка экономических стимулов, что обусловливает в результате недостаточный уровень инвестиций в экономике. Поскольку никто не инвестирует в Россию, нет и инвестиций в инновации. Это отчасти связано с недостаточной конкуренцией на российском рынке, поскольку внутренних производителей защищает государство. «Роснано» по сути единственный пример инстанции, инвестирующей в новый бизнес. До определенной степени осуществляются инвестиции в традиционные сектора экономики, например, в молочную отрасль, но это, вероятно, не поможет диверсифицировать экономику страны в более широком масштабе.
За последние несколько лет государственные предприятия получили большее влияние, были определенные признаки ренационализации в российской экономике.
Возрастающая роль госпредприятий несет в себе определенные проблемы, поскольку госфинансирование часто вытесняет частные инвестиции. Доступные государственные ресурсы должны подстегивать финансирование в частном секторе, но в России это, по-видимому, не так. Это составляет проблему, поскольку государственные источники в стране доминируют в структуре инвестиций в исследования и разработки. Во время кризиса доля федерального финансирования инноваций еще и выросла. Можно упомянуть еще один известный факт, что госпредприятия не проводят инноваций, и Россия в этом не исключение.
[24]Тогда как рыночный механизм действует в направлении ресурсной зависимости и низкой конкурентоспособности России, государственное вмешательство становится важным средством борьбы с этой проблемой. Проблема в России состоит в том, что развитие инновационной среды рассматривается как бюрократическая задача. Кроме того, инновациям и развитию препятствуют общее недоверие, коррупция и бюрократия.
Специальные экономические зоны являются хорошими примерами мер инновационно-технологической политики как бюрократической задачи. Компании привлекают к вступлению в такую СЭЗ на условиях государственного финансирования, а не ввиду добавленной стоимости, которую в оптимальном случае такие зоны могут обеспечить. В инновационно-технологичных СЭЗ преимущества в основном сконцентрированы в производственной сфере. Снижение стоимости энергии и таможенных расходов, а также выигрыш в налогообложении прибыли едва ли являются реальной помощью для технологичных компаний малого и среднего бизнеса. При этом массовое производство в этих зонах даже запрещено, оно должно быть налажено в другом месте.
Необходимы и технопарки, предлагающие бизнес-услуги, но проблема в том, что такие технопарки с современным уровнем обслуживания часто становятся слишком дорогими для компаний. Решение не в том, чтобы поддерживать поставщиков бизнес-услуг напрямую — и увеличивать государственное участие — но в том, чтобы поддерживать малый бизнес, (давая возможность компаниям) приобретать профессиональные услуги.
[25]Ввиду отсутствия достаточных стимулов, россияне теряют интерес к предпринимательству. Коррупция и бюрократия сильно осложняют его перспективы. Молодые люди понимают, что хорошую идею могут украсть. Вместе с ранее упомянутыми проблемами ренационализации российская экономика в конце концов придет к вопросу: насколько инновационный частный сектор будет в России после кризиса?
Далее я хочу рассмотреть историю развития инновационных открытий.
Для развития инновационной деятельности необходимо создать особые условия, позволяющие совершенствовать данный процесс. В связи с этим, государством предполагаются различные меры действия, оформленные, прежде всего, в принятии законов, постановлений и поправок, согласно которым для развития инноваций создаются технологические платформы и институты, которым в литературе дается следующее определение:
Особые экономические зоны[26] – это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.
В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005
Цель создания особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.
В России существуют особые экономические зоны четырёх типов[27]:
· Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
· Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
· Портовые зоны
· Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ
Промышленные ОЭЗ.
Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям – это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.
Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ "Алабуга") и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.
В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:
* Автомобилей и автокомпонентов
* Строительных материалов
* Химической и нефтехимической продукции
* Бытовой техники и торгового оборудования
Инновационные ОЭЗ[28].
Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.
Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:
* Нано- и биотехнологии
* Медицинские технологии
* Электроника и средства связи
* Информационные технологии
* Точное и аналитическое приборостроение
* Ядерная физика
Туристические ОЭЗ[29].
Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.
Портовые ОЭЗ[30].
Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.