Смекни!
smekni.com

Особенности производства уголовных дел подсудных мировому судье (стр. 2 из 8)

Если в ходе судебного разбирательства по уголовному делу у мирового судьи возник вопрос о вменяемости подсудимого, суд должен отложить дело слушанием и назначить судебно-психиатрическую экспертизу, руководствуясь при этом ст. 195, п. 3 ст. 196, ч. 2 ст. 256 УПК РФ. Уголовное дело при этом остается у мирового судьи.

Надо иметь в виду, что мировой судья не вправе вынести постановление о помещении подсудимого, не находящегося под стражей, в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы. На это косвенно указывает ст. 440 УПК РФ. А главное, это вытекает из систематического толкования ст. 29, 165, 203,435 УПК РФ; ст. 29, 33-35 Закона Российской Федерации от 02.07. 92 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; ст. 29-30 Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также ст. 5 Федерального закона от 17.12. 98 г. № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".

В случае необходимости производства такой экспертизы уголовное дело должно быть направлено в вышестоящий - районный суд.

Если будет установлено, что лицо нуждается в применении принуди­тельных мер медицинского характера, то уголовное дело должно быть направлено по подсудности в районный суд на основании ч. 3 ст. 34 УПК РФ.

Мировой судья обладает полномочиями, предусмотренными п.п. 1,3 ч. 1 ст. 29 УПК. Однако он не обладает полномочиями, предусмотренными ч. 2 ст. 29 УПК. Мировой судья не вправе отменить или изменить одно из тех решений, которые указаны в ч. 2 ст. 29, принятое районным судьей во время предварительного расследования.

Мировой судья не вправе изменить или отменить меру пресечения, избранную судом или по разрешению суда в ходе предварительного расследования, или при производстве в суде вышестоящего звена.

В тоже время мировой судья вправе при назначении судебного заседания по уголовному делу изменить, отменить или применить одну из мер пресечения, перечисленных в п.п. 1, 2, 4, 5 ст. 98 УПК РФ (см. п. 3 ст. 228, п. 6 ч. 2 ст. 231 УПК РФ).

В ходе предварительного слушания мировой судья может по ходатайству потерпевшего вынести постановление о принятии мер обеспечения гражданского иска в порядке ст. 230 УПК РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 319 УПК РФ, регламентирующей полномочия мирового судьи по делу частного обвинения, мировой судья обязан разъяснить сторонам возможность примирения. В случае согласия сторон на примирение они подают соответствующие заявления, и производство по, делу частного обвинения прекращается по постановлению мирового судьи в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ, за исключением производства по уголовным делам, возбуждаемым следователем, а также с согласия прокурора дознавателем в соответствии с частью четвертой статьи 147 УПК РФ, которые могут быть прекращены в связи с примирением сторон в порядке, установленном статьей 25 УПК РФ[2].

Мировой судья вправе реализовать процедуру примирения не только по делам частного обвинения, но и по делам публичного или частно-публичного обвинения, поступившим к нему на разрешение. Ст. 25 УПК РФ допускает возможность прекращения мировым судьей уголовного дела в связи с примирением сторон по уголовным делам небольшой и средней тяжести (публичного обвинения). Мировой судья вправе по своей инициативе или по ходатайству стороны при наличии основания для прекращения: дела в порядке ст. 25 УПК РФ провести предварительное слушание. Мировой судья вправе предложить сторонам примириться. В случае примирения сторон мировой судья прекращает уголовное дело (ч. 2 ст. 239 УПК РФ).

2.Полномочия мирового судьи.

В отличие от общего порядка возбуждения уголовного дела публичного обвинения ст. 318, 319 УПК РФ предусматривают, что дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 УПК РФ, возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем или представителем.

Заявление потерпевшего о преступлении представляет собой сообщение о преступлении (п. 43 ст. 5 УПК РФ), которое мировой судья обязан рассмотреть и принять одно из решений, предусмотренных законом. Однако одним только значением повода правовая природа заявления потерпевшего по делу частного обвинения не исчерпывается.

Заявление потерпевшего по делу частного обвинения в отличие от дела публичного обвинения - это не только повод, но и основание для привлечения лица, в отношении которого оно подано, к судебному уголовному преследованию.

Мировой судья обязан вынести постановление о принятии дела к своему производству, если заявление подано уполномоченным на это законом лицом и если данное заявление удовлетворяет необходимым, предусмотренным законом требованиям.

Мировой судья не вправе отказать в принятии заявления на том осно­вании, что не усматривает признаков преступления в представленном ему заявлении на момент его подачи. Мировой судья может отказать в принятии к своему производству заявления по мотиву отсутствия состава преступления только в тех случаях, когда для такого решения не требуется собирания, исследования и оценки доказательств[3] .

Мировой судья полномочен проверить сведения, содержащиеся в за­явлении, и потребовать представления потерпевшим доказательств, их подтверждающих.

Постановление о принятии к своему производству заявления потер­певшего по делу частного обвинения, которое выносит мировой судья, нельзя считать проявлением обвинительной функции. Его правовая сущность состоит в том, чтобы 1) придать заявлению потерпевшего правовое значение обвинения; 2) возбудить уголовное дело и привлечь к уголовному преследованию лицо, в отношении которого оно подано; 3) начать произ­водство по уголовному делу в судебном порядке.

Уголовное дело частного обвинения считается возбужденным с момента вынесения мировым судьей постановления о принятии к своему производству заявления потерпевшего (ч.1, 7 ст.318 УПК РФ). В таком случае заявление частного обвинителя становится частным обвинением - утверждением о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутым в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 20, ст. 318-319 УПК РФ. Лицо, в отношении которого подано заявление потерпевшим, принятое мировым судьей к рассмотрению, становится обвиняемым.

Если после принятия заявления к производству будет установлено, что потерпевший в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, то мировой судья вправе признать обязательным участие в деле законного представителя потерпевшего и прокурора.

Мировой судья вправе принять решение о соединении нескольких дел частного обвинения в одно производство, руководствуясь правилами ст. 153 УПК РФ. Такое решение возможно, когда несколько потерпевших подают заявление по поводу одного преступного события или один потерпевший подает несколько заявлений.

Частное обвинение, заявленное потерпевшим, определяет пределы производства по делу у мирового судьи. Если потерпевший в ходе произ­водства по делу заявит ходатайство об изменении обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся от изложенного в первоначальном заявлении, но преследуемое по-прежнему в частном порядке, он должен подать новое заявление в порядке, который предусмотрен ст.318 УПК РФ. Мировой судья вправе принять его к своему производству и объединить в одно производство с ранее возбужденным делом, если подобное заявление поступило до начала судебного следствия. При этом производство по новому обвинению возобновляется с самого начала, с соблюдением порядка, предусмотренного ст.319 УПК РФ. По-другому следует поступать, когда заявление о новом обвинении или изменении обвинения в сторону ухудшения положение подсудимого было подано в подготовительной части судебного заседания. В подобном случае мировой судья вправе отложить слушание по делу на срок до 3-х суток для подготовки стороны защиты (здесь допустима аналогия закона - ч. З ст.321 УПК). Если для подготовки к встречному обвинению закон дает трое суток, то такое же время будет достаточным и для того, чтобы предъявить новое обвинение).

Мировой судья обязан рассмотреть заявление потерпевшего на предмет его соответствия требованиям, изложенным в ч.ч. 5, 6 ст. 318 УПК РФ, немедленно после его поступления в суд (т.е. регистрации в канцелярии суда).

Желательно, чтобы мировой судья лично принимал заявления у по­терпевшего, и в случае обнаружения недостатков в заявлении, устранимых на месте, сразу предлагал заявителю привести в соответствие с законом заявление.

Если характер пробелов в заявлении таков, что их устранение не может быть произведено заявителем немедленно, то мировой судья выносит постановление в порядке, предусмотренном ч.1 ст. 319 УПК РФ.

При принятии заявления мировой судья, руководствуясь ч. 6 ст. 141 УПК РФ, предупреждает потерпевшего об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в совершении преступления (ч. 1 ст. 306 УК РФ). Впрочем, здесь более уместно говорить об ответственности за заведомо ложное обвинение.

Мировой судья должен поставить перед органом уголовного пресле­дования вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении лица, заявившего заведомо ложное сообщение о преступлении (ч. 2 ст. 148 УПК РФ). Частный обвинитель, предъявивший заведомо ложное обвинение, может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности после того как лицо, в отношении которого он подал заявление, будет реабилитировано.

При принятии заявления мировой судья разъясняет потерпевшему его права и возможные правовые последствия возбуждения частного уголовного преследования и разрешения дела: вероятность предъявления встречного заявления, несение бремени доказывания, обязанности возместить имуще­ственный вред, устранить последствия морального вреда и восстановления в иных правах в случае реабилитации обвиняемого по решению суда (ст. 133 УПК РФ), способы собирания доказательств, возмещение процессуальных издержек (ч.9 ст. 132 УПК РФ), право (и порядок его реализации) на заявление гражданского иска по делу частного обвинения, предельная цена гражданского иска по уголовному делу частного обвинения[4].