Смекни!
smekni.com

Особенности производства уголовных дел подсудных мировому судье (стр. 6 из 8)

Поскольку согласно п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О мировых судьях" цена иска по имущественным спорам, рассматриваемым мировым судьей, не должна превышать пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления, постольку цена гражданского иска по уголовному делу частного обвинения также не должна быть более этого размера.

Если требование лица о возмещении вреда, причиненного преступле­нием, превышает указанный размер, мировой судья не вправе принять к рассмотрению гражданский иск. Такой иск о возмещении вреда подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства в вышестоящем суде.

Вместе с тем лицо, понесшее вред от преступления, может воспользо­ваться положением ч. 2 ст. 309 УПК РФ. Не конкретизируя размер вреда, который подлежит возмещению, добиваться признания права на удовле­творение гражданского иска в ходе производства по уголовному делу у мирового судьи. Вопрос же о размере возмещения гражданского иска хо­датайствовать передать для рассмотрения в порядке гражданского судо­производства.

Согласно ч. 4 ст. 30 УПК РФ мировой судья рассматривает уголовные дела единолично. Все уголовные дела рассматриваются по общим правилам судебного разбирательства. Прежде всего, с соблюдением общих условий судебного разбирательства, таких, как: устность, непосредственность, гласность, недопустимость поворота обвинения в худшую сторону, непре­рывность судебного заседания, рассмотрение дела одним и тем же мировым судьей, состязательность.

Дела частного обвинения рассматриваются в соответствии с общими правилами судебного разбирательства. Вместе с тем эти дела имеют ряд особенностей, предусмотренных частями 3 и 5 ст. 321 УПК РФ.

Мировой судья вправе рассматривать дела, как в общем порядке, так и в особом порядке, предусмотренном гл. 40 УПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 233 и ч. 2 ст. 265 УПК РФ рассмотрение дела в су­дебном заседании не может быть начато ранее 7 суток со дня вручения об­виняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта или постановления прокурора об изменении обвинения. Этот срок не может быть ограничен правилом ч. 2 ст. 321 УПК РФ. Законодательное установление о том, что судебное разбирательство должно быть начато не ранее 3 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела, имеет в основном значение для дел частного обвинения, на которые не распространяются требования ч. 2 ст. 233 и ч. 2 ст. 265 УПК РФ[10].

В соответствии с ч. 1 ст. 233 УПК РФ рассмотрение дела в судебном заседании должно быть начато не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания. Для производства по уголовным делам у мирового судьи именно этот срок сокращается, поскольку исчисление срока начинается раньше - со дня поступления в суд заявления или уголовного дела, а не со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания. Это следует признать одним из изъятий из общего порядка рассмотрения уголовных дел.

Другим своеобразием производства у мирового судьи является возможность подачи встречного заявления о возбуждении дела частного об­винения. Хотя в законе отсутствует указание на содержание встречного за­явления, оно, несомненно, должно соответствовать требованиям ч.5 ст.318 УПК РФ. В противном случае такое заявление не будет иметь юридической силы. Следовательно, мировой судья в случае подачи встречного заявления, в какой бы момент производства по делу это ни произошло (но до начала судебного следствия), должен предложить лицу, его подавшему, привести свое заявление в соответствие с указанными в законе требованиями и устанавливает для этого срок. Часть 3 ст. 321 УПК РФ содержит указание только на 3-суточный срок, который может быть предоставлен лицу, против которого подано встречное заявление, для подготовки к защите. В силу положения о равенстве прав сторон в деле стороне обвинения также может быть предоставлено не менее 3 суток для подготовки к обвинению.

При этом мировой судья выносит постановление об отложении судеб­ного разбирательства для выполнения заявителем требований ч.ч.5, 6 ст.318 УПК РФ. Мировой судья обязан выполнить также требования ст.319 УПК РФ при принятии к производству встречного заявления. Иными словами, судья принимает все те меры, что и при принятии первоначального заявления.

Мировой судья вправе отказать в принятии встречного заявления к сво­ему производству в случае, предусмотренном ч.1 ст.319 УПК РФ. Это поста­новление может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами.

В связи с поступлением встречного заявления и соединением произ­водств для подготовки к защите по ходатайству лица, в отношении которого подано встречное заявление, разбирательство по уголовному делу может быть отложено на срок не более 3 суток. Такое же ходатайство могут заявить законный представитель или представитель частного обвинителя, подавшего первоначальное заявление.

После выполнения указанных в ст. 318-319 УПК РФ требований мировой судья выносит постановление о соединении первоначального и встречного заявлений в одно производство. Это постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами.

В стадии судебного разбирательства соединение встречных заявлений в одно производство допускается в подготовительной части судебного заседания. Запрет на соединение заявлений в одно производство после начала судебного следствия объясняется в первую очередь необходимостью обеспечения прав на защиту той стороны, в отношении которой оно подано.

Поэтому подача встречного заявления непосредственно в ходе судебного следствия может явиться одновременно поводом и основанием для самостоятельного производства по делу частного обвинения у этого же или другого мирового судьи.

Своеобразие разбирательства по делам частного обвинения проявляется и в том, что в случае соединения первоначального и встречного заявления в одно производство одна и та же сторона выступает в деле в качестве и частного обвинителя, и подсудимого. Причем в ходе судебного следствия допрос этих лиц об обстоятельствах, изложенных ими в своих заявлениях, проводится по правилам допроса потерпевшего, а об обстоятельствах, изложенных во встречных жалобах, - по правилам допроса подсудимого. Каждая из сторон пользуется правами потерпевшего и подсудимого в зависимости от разбираемого в суде эпизода.

В п. 1 ч. 4 ст. 321 УПК РФ имеется указание на то, что по делам частного обвинения обвинение в судебном заседании поддерживает государственный обвинитель в случаях, предусмотренных п.2 ч.1 ст. ЗО и ч.З. ст.318 УПК РФ, т.е. когда потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы и следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждает уголовное дело. При этом следователь приступает к производству предварительного расследования, а дознаватель - дознания.

По всем делам публичного и частно-публичного обвинения, которые рассматриваются мировым судьей, обвинение всегда поддерживается го­сударственным обвинителем, в качестве которого могут выступать разные должностные лица.

Судебное следствие по уголовным делам частного обвинения начинается с изложения заявления (первоначального) частным обвинителем или его представителем, или его законным представителем. Затем излагается встречное заявление, если таковое имеется. Следствие проводится исключительно в пределах заявления частного обвинителя или в пределах одновременно первоначального и встречного заявлений.

Доводы сторон - это те аргументы, которыми они обосновывают свои утверждения, содержащиеся в заявлениях. Поэтому местом приведения доводов является такая часть судебного разбирательства, как прения сторон. Очевидно, что доводы обвинения в случае соединения заявлений в одно производство могут быть одновременно и доводами защиты[11].

Часть 5 ст. 321 УПК РФ содержит перечень основных прав частного обвинителя. С этой нормой согласуются нормы ст. 22, ч. 2 ст. 42, ст. 43, а также ч.ч. 4, 5, 6 ст. 246 УПК РФ, в соответствии с которыми потерпевший наделяется правами стороны обвинения.

Полный или частичный отказ частного обвинителя от обвинения влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.

Закон не обязывает его мотивировать этот отказ. Отказ от поддержания обвинения - это право частного обвинителя, которым он может свободно распоряжаться. Отказ от поддержания обвинения носит абсолютный характер и не может быть обставлен какими-либо условиями. Поэтому отказ от поддержания обвинения отличается от примирения сторон. Примирение предполагает волеизъявление обеих сторон. Как правило, оно связано с выполнением определенных условий: заглаживание, возмещение вреда, принесение извинения и пр.

Формой отказа частного обвинителя от обвинения является его неявка в суд без уважительной причины. Согласно ч. 3 ст. 249 УПК РФ по уголовным делам частного обвинения неявка потерпевшего без уважительных причин влечет за собой прекращение уголовного дела по основанию, пре­дусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Однако если в деле имеются законный представитель или представитель потерпевшего, они вправе заменить его в процессе и поддержать обвинение по делу частного обвинения (ч. 1 ст. 249 УПК РФ).

Очевидно, что на подсудимого, участвующего в судебном разбира­тельстве у мирового судьи, в полной мере распространяются положения ст.47, 247 УПК РФ. В частности, он имеет право заявлять ходатайства, предусмотренные п.п. 2 и 3 ст. 217 УПК РФ.

Следует отметить роль мирового судьи в ведении судебного следствия. Судья должен стремиться к проведению всего судебного разбирательства по делу за одно судебное заседание. Он должен обеспечить необходимые условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения сторонами своих процессуальных обязанностей. Поэтому судье следует не только напоминать стороне об имеющихся у нее правах, но и разъяснять их содержание - норма ч. 1 ст. 11 УПК РФ имеет здесь особую актуальность.