Таким образом, деятельность постглоссаторов оказалась первым опытом философского познания права. Следовательно, их усилиями было положено основание европейской юриспруденции как науки, как теории права. В этом - очевидная заслуга комментаторов по сравнению с их предшественниками.
К тому же, убеждение комментаторов в существовании универсальных принципов права возрождало интерес к обнаружению всеобщего критерия справедливости позитивного права, к естественному праву ( ius naturale).
Несмотря на указанные характеристики, в деятельности комментаторов преобладали практические тенденции: они стремились привести римские юридические конструкции в связь с правовыми взглядами и потребностями современного им общества. Руководствуясь идеями ius naturale, постглоссаторы приспособляли римское право к потребностям и условиям реальной жизни, оказывая огромную практическую услугу своему времени. Эта работа перерабатывала общемировое право античности в общее право (lex generalis) нового европейского мира.
В Италии римское право приобретает значение главного источника уже в конце XII в.; во Франции с XIII в. оно распространяется на юг страны (pays du droit ecrit), но и на севере, где доминирует droit cutumier римское право применяется в качестве субсидиарного источника; в разрозненных германских государствах с XV в., (после падения суда шеффенов) именно римское право становится общим правом.
Однако повсюду юристы ставят перед собой задачу уяснить и изложить те римские правовые конструкции, которые действуют в настоящее время и в том виде, в каком они действуют; разрабатывают то право, которое должно применяться в судах. Особенно интенсивно такая работа осуществляется в германских государствах, где постепенно, к XII в. вырабатывается так называемое современное римское право, получившее название usus modernus pandectarum.
Таким образом, главными достижениями деятельности направления постглоссаторов можно назвать:
• выработку основ европейской теории права;
• постановку задачи обнаружения критерия справедливости позитивного права;
• разработку основ общего (универсального) права стран средневековой Европы.
К началу XVI в. эта деятельность утрачивает творческий характер, прекращается второй этап рецепции римского права.
Последующее развитие европейской юриспруденции связывают с проникновением в нее гуманистического направления. Это было естественным проявлением возрождения общего интереса к классической литературе и в целом к классическому искусству. Под влиянием этого в юриспруденции возникает стремление оторваться от произвольных явлений - глосс и комментариев и обратиться к первоисточникам. Изучение первоисточников осуществлялось в сопоставлении с той живой действительностью, которая их создавала и была отражена в античной истории, литературе, искусстве. Таким образом, деятели гуманистического направления подошли к Corpus Iupis Civilis с тех позиций, которые были чужды глоссаторам и комментаторам - с позиций истории и филологии. Стали появляться первые сообщения об истории римского права; началось очищение первоначальных текстов от многочисленных средневековых искажений. Кроме того, изменилась и методика преподавания права: вместо чтения и комментирования Corpus (чем по преимуществу занимались глоссаторы и комментаторы) стало вводится систематическое изложение права по определенному плану, близкому плану юстиниановых Институций.
Гуманистическое направление породило воззрение, что право есть живой организм, тесно связанный с жизнью той исторической среды, которою и для регулирования которой он вызван к действительности. Таким образом, гуманизм пробудил те идеи, которые в XIX в. были разработаны исторической школой права.
В XVII - XVIII вв. правоведы вновь устремляют внимание на обнаружение конечного критерия права: происходит оживление идей естественного права; возникает естественно-правовая школа права. В ней идеи римского ius naturale получают новое обоснование: философия права ставится в связь с общей философией и право выводится из природы человека и общества. Такие мыслители, как Гуго Гроций, Гоббс, Джон Локк, Лейбниц, Ж.-Ж. Руссо пытались определить разумные свойства этой природы и, вместе с тем, разумные, абсолютные начала (принципы) права.
Эти разумные начала под именем естественное право получают приоритет над нормами позитивного права, которые исторически сложились в обществе и управляют им. Естественное право, как воплощение самого разума, противопоставляются неразумному и несправедливому правопорядку Европы XVIII в. с ее устарелыми, как полагали, политическими институтами, неравенством сословий, бесправием простых людей. Сложилось убеждение, что стоит только предоставить человеческому разуму свободу, он устроит общественные отношения наилучшим образом.
Великая Французская революция явилось опытом такого переустройства общественных отношений на началах разума, как они высказывались в доктрине естественного права. Крушение Французской революции оказалось одновременно и крушением идей естественного права. Оказалось, что позитивное право не так легко уходит из жизни, что замена исторически сложившегося правопорядка чрезвычайно болезненна; с другой стороны, недостаточно провозгласить абсолютные разумные начала, чтобы они утвердились в жизни в качестве норм поведения людей.
Реальность подорвала саму веру в абсолютные начала. Вновь возобладали идеи позитивного права. Зародилась историческая школа права, главная идея которой такова: право не есть продукт того или иного произвольного творчества, хотя бы и одухотворенного абсолютными началами разума; оно есть результат развития народного духа, раскрывающегося в истории народа в тесной связи с его религией и культурой. Право глубоко национально и, чтобы постигнуть его, необходимо изучать его исторически.
Даже приведенное краткое изложение обнаруживает, что рецепция римского права - это длительный и многогранный процесс усвоения правового наследия эпохи античности европейскими народами, в котором нормы позитивного права древности приспосабливались к реалиям новой эпохи; происходили теоретическая обработка правового материала и философское обобщение разнообразных проявлений права.
К тому же, в XIX в. осуществляются великие кодификации гражданского права: принятие гражданского кодекса Франции в 1804 г., Германского гражданского уложения в 1896 г., последующие кодификации гражданского права в романских и германских странах на основании этих образцов, дальнейшее распространение заложенных в них идей и категорий посредством кодификаций в странах Латинской Америки, Северной Африки, Ближнего и Дальнего Востока.
В советский период профессия юриста была редкой и престижной; юридические вузы существовали далеко не во всех городах. Часто родители посылали своих чад в другие регионы только ради того, чтобы они получили заветный диплом, который рассматривался как гарантия материального процветания и символ успеха. Конкурсы на юридические факультеты достигали 10 человек на место, а в столицах - и того больше. Поэтому юридическое образование стало, пожалуй, главной нишей, которую поспешили занять коммерческие вузы, повсеместно создаваемые начиная с середины 90-х гг. Психология, экономика, иностранные языки и прочие престижные специальности ни по отдельности, ни вместе взятые не смогли составить конкуренцию юриспруденции, которая сегодня занимает доминирующее место в сфере коммерческого высшего образования. Новые вузы появлялись как грибы после дождя. Если в Новосибирске до начала 90-х действовал всего один юридический факультет, да и тот вечерний, то в настоящее время существует порядка 30 учебных заведений, подготавливающих правоведов. В других городах ситуация похожая.
Основных факторов на рынке юридического образования можно разделить на три группы. Первая группа - это классические юридические вузы, осуществляющие подготовку специалистов еще в советский период. К их числу относятся юридические факультеты государственных университетов, школы милиции, а также немногочисленные специализированные вузы, как то: МГЮА (Московская государственная юридическая академия), МГИМО, осуществляющий подготовку юристов-международников, и некоторые другие. Образование, предоставляемое этими вузами, является наиболее качественным. Конкурс на бесплатное отделение традиционно высок, так же как и цены на платное отделение, преподавательский состав наиболее квалифицирован.
Вторая категория - это государственные непрофильные вузы, создавшие собственные факультеты права. Юридическое образование - одно из наиболее дешевых с точки зрения материального обеспечения - достаточно выделения средств на библиотеку и криминалистическую лабораторию, и одно из наиболее доходных, учитывая стабильный спрос. В середине 90-х гг. началось создание юридических факультетов при институтах железнодорожного транспорта, потребительской кооперации, экономики и пр. Иногда создание юридического факультета в неспециализированном вузе обосновывалось концептуально идеями типа "мы будем готовить юристов для деревни", "мы будем готовить юристов для сферы мелкого и среднего бизнеса" и пр. Эти лозунги часто не наполнялись реальным содержанием, поскольку лекции в таких вузах читали преподаватели, привлеченные из государственных университетов. Абсурдность ситуации, когда студент получает диплом юриста, проучившись в аграрном институте, сегодня не так очевидна, как еще несколько лет назад. Привыкли. Однако эта ситуация действительно абсурдна, так же как абсурдной была бы ситуация, когда в медицинском институте действовал бы факультет самолетостроения. Немногие из такого рода вузов превратились в заметные научные и образовательные центры правоведения. Преподаватели здесь, как правило, совместители или вчерашние выпускники этих же вузов (своеобразный принцип пирамиды). Цены за обучение ниже, чем в государственных вузах, соответственно часто ниже и качество образования. Однако дипломы формально признаны государством и позволяют получить работу по специальности.