Смекни!
smekni.com

Выдача лица для уголовного преследования (стр. 5 из 9)

При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 УПК РФ, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 УПК РФ, избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде залога или домашнего ареста.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.

Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.

Часть десятая статьи 108, допускающая рассмотрение судом по собственной инициативе вопроса о применении к подсудимому в качестве меры пресечения заключения под стражу признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащееся в ней положение по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает возможность принятия судом решения по указанному вопросу без исследования представленных сторонами обвинения и защиты доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие оснований для применения данной меры пресечения, Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 N 4-П.

Если вопрос об избрании в отношении подсудимого в качестве меры пресечения заключения под стражу возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем выносится определение или постановление.

Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления. Решение суда кассационной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит немедленному исполнению. Решение суда кассационной инстанции может быть обжаловано в порядке надзора по правилам, установленным главой 48 УПК РФ.

Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии - других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего - также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.

Не допускается возложение полномочий, предусмотренных настоящей статьей, на одного и того же судью на постоянной основе. Эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом распределения уголовных дел.

На обвиняемого, содержащегося под стражей, распространяются требования статьи 95 УПК РФ.

О применении норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих сроки содержания под стражей, см. сохраняющие свою силу Постановления Конституционного Суда РФ.

Интересное положение закреплено в ст. 6 Договора о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников СНГ 1999 г. Сотрудники правоохранительных органов, осуществляющие на территории своего государства непосредственное преследование лица, совершившего либо подозреваемого в совершении преступления, могут продолжать преследование на территории другого государства-участника Договора с разрешения его компетентных правоохранительных органов. При этом задержание преследуемого лица осуществляется совместно сотрудниками правоохранительных органов обеих сторон. Если правоохранительные органы Стороны, на территории которой продолжается преследование, не могут своевременно оказать содействие в задержании преследуемого лица, преследователи вправе задержать это лицо с немедленной передачей его в правоохранительный орган Стороны, на территории которой осуществлялось задержание. Данные, содержащие процессуальные основания для задержания, представляются в правоохранительные органы Стороны, на территории которой осуществлено задержание, в сроки, предусмотренные ее законодательством. Задержанное лицо находится в ведении Стороны, на территории которой оно задержано, до решения вопроса о его выдаче. Таким образом, задержание становится возможным даже без "ходатайства".

При решении вопроса о заключении под стражу запрашиваемого к выдаче лица органам внутренних дел следует учитывать, что применение меры пресечения и по международным договорам РФ, и по законодательству возможно лишь при отсутствии у этого лица российского гражданства. Поэтому поручать органам внутренних дел розыск и арест запрашиваемых лиц можно только после проверки их гражданской принадлежности. Вывод о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ оформляется в виде заключения паспортно-визовой службы. О каждом случае задержания запрашиваемых к выдаче иностранцев необходимо уведомлять Генеральную прокуратуру РФ, ГУУР МВД РФ, НЦБ Интерпола в РФ, надзирающего прокурора и учреждение юстиции запрашивающего государства (1.7, ст.5132).

В УПК РФ вопросы избрания меры пресечения для обеспечения возможной выдачи урегулированы в ст. 466: "При получении от иностранного государства запроса о выдаче Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель решают вопрос о необходимости, избрания меры пресечения для обеспечения возможности выдачи запрашиваемого к ней лица в соответствии с порядком, установленным настоящим Кодексом". Нетрудно заметить, что ст. 466 проекта учитывает не все международные обязательства РФ. Отсутствуют нормы о реквизитах поручения, о ходатайстве как возможном основании ареста, о задержании подозреваемых и т.д.

В проекте не закреплено право на судебное обжалование ареста, производимого в целях выдачи. Более того, согласно ч. 2 ст. 466 проекта, "если к запросу о выдаче прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель вправе избрать в отношении этого лица меру пресечения в виде заключения под стражу без подтверждения этого решения судом Российской Федерации. При этом срок содержания лица под стражей не может превышать предельный срок, предусмотренный для данного вида преступления статьей 107 настоящего Кодекса". Вряд ли можно согласиться с не установлением в УПК предельного срока содержания под стражей и обязанности прокурора освобождать лицо из под стражи в случае, если выдача не состоится.

В завершение хотелось бы заметить, что при решении вопроса о заключении под стражу запрашиваемого к выдаче лица органам внутренних дел следует учитывать, что применение меры пресечения и по международным договорам РФ, и по законодательству возможно лишь при отсутствии у этого лица российского гражданства. Поэтому поручать органам внутренних дел розыск и арест запрашиваемых лиц можно только после проверки их гражданской принадлежности. Вывод о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ оформляется в виде заключения паспортно-визовой службы. О каждом случае задержания запрашиваемых к выдаче иностранцев необходимо уведомлять Генеральную прокуратуру РФ, ГУУР МВД РФ, НЦБ Интерпола в РФ, надзирающего прокурора и учреждение юстиции запрашивающего государства.


1.3 Порядок передачи выдаваемого лица

Соглашения о борьбе с отдельными видами преступлений международного характера, как правило, не регламентирую процедуры выдачи, требований к запросу о выдаче, оснований отказа в выдаче, относя эти вопросы к сфере действия национального уголовно-процессуального законодательства. Исключения немногочисленны: Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. (сформулированы основания отказа в выдаче по делам о захвате заложников), Конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 г. (подробно урегулированы многие аспекты выдачи).

По договорам о правовой помощи выдача может производиться за любые деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается лишение свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание (1.2, ст.2). В соответствии со ст. 23 Договора между СССР и Иракской Республикой 1973 г. срок лишения свободы должен превышать два года. Договор между РФ и Индией о выдаче 1998 г. вводит в оборот понятие "составного преступления": выдача "осуществляется за правонарушение, влекущее выдачу, невзирая на то, что деяние лица, выдача которого запрашивается, было совершено полностью или частично в запрашиваемой Стороне, если это деяние и его последствия, или планировавшиеся последствия, взятые в целом, рассматривались бы как совершение правонарушения, влекущего выдачу, по законодательству обеих Договаривающихся Сторон.