В отличие от договоров с другими государствами, договор с Китаем содержит перечень обстоятельств, позволяющих запрашиваемой стороне, по своему усмотрению, решить вопрос о выдаче. Отказано в выдаче может быть в том случае, если в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны она обладает юрисдикцией в отношении лица, выдача которого запрошена, или преступления, в связи с которым поступила просьба о выдаче, или если запрашиваемая сторона, принимая во внимание характер преступления и интересы запрашивающей стороны, сочтет, что, исходя из обстоятельств уголовного дела, выдача данного лица не отвечает принципу гуманности ввиду возраста, состояния здоровья и других личностных обстоятельств этого лица. По усмотрению запрашиваемой стороны решается вопрос о выдаче в случае, когда она осуществляет уголовное преследование за то же преступление в отношении лица, выдача которого требуется.
В качестве гарантий выданному лицу договоры предусматривают, что без согласия запрашиваемой стороны оно не может быть привлечено к уголовной ответственности или подвергнуто наказанию за совершенное до выдачи преступление, за которое оно не было выдано, и не может быть выдано третьему государству. Эта гарантия действует в течение месяца после окончания уголовного преследования, отбытия наказания или досрочного освобождения.
Договоры определяют взаимные обязательства, связанные с выдачей, но не устанавливают порядка их исполнения, поскольку предполагается, что это уже дело каждой из сторон. С заключением первых договоров о правовой помощи не было издано законодательного акта, определяющего порядок исполнения обязательств по выдаче. В 1958 г. на основании поручения Президиума Верховного Совета Генеральный прокурор утвердил инструкцию о порядке исполнения поручений об оказании правовой помощи в соответствии с заключенными договорами, которая, в частности, определяла правила рассмотрения поступающих требований о выдаче и правила, относящиеся к требованиям о выдаче. Постановлением Президиума Верховного Совета от 21 июня 1988 г. были уточнены функции центральных органов по выполнению договоров о правовой помощи. При этом прямо указано, что вопрос о выдаче для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение решается Генеральным прокурором, к ведению которого было отнесено также утверждение по согласованию с МВД и КГБ инструкции о порядке исполнения договоров о правовой помощи органами прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Таким образом, решение вопроса о выдаче или отказе в выдаче и соблюдение условий, порядка выдачи и прав выдаваемых лиц были возложены только на органы прокуратуры. Эти полномочия сохраняются в настоящее время за Генеральной прокуратурой РФ, хотя за последние четыре десятилетия существенно изменились права иностранцев и лиц без гражданства. Если действовавшая во время заключения первых договоров о правовой помощи Конституция 1936 г. предусматривала лишь их право политического убежища, то уже в последние годы был принят общесоюзный закон об иностранцах, закрепивший значительное расширение их прав.
Защите иностранцев и лиц без гражданства специально посвящена ст.63 Конституции, предусматривающая предоставление им политического убежища в соответствии с общепризнанными нормами международного права и допускающая выдачу обвиняемых и осужденных другим государствам только на основании закона или международного договора Российской Федерации.
Помимо обязательств по выдаче на основании Минской конвенции и двусторонних договоров, Российская Федерация связана взаимными обязательствами по выдаче в соответствии с многосторонними международными конвенциями по борьбе с преступлениями против мира и человечности. В резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН содержались настоятельные рекомендации государствам - членам ООН принять все необходимые меры для того, чтобы военные преступники были арестованы и высланы для суда и наказания в те страны, где они совершили преступления. Требования о выдаче военных преступников были включены в мирные договоры с Болгарией, Финляндией, Венгрией, Италией, Румынией.
Вопросы выдачи виновных лиц предусмотрены в Конвенции по предупреждению преступлений геноцида и наказанию за него 1948 г., Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. и других международных договорах, в которых участвует Российская Федерация как правопреемник СССР. В международных актах отсутствуют четкие правила, определяющие порядок выдачи на основании таких конвенций и договоров. Представляется, что это должно быть восполнено внутренним законодательством.
В связи с принятием в Совет Европы Российской Федерации предстоит подписать и ратифицировать ряд конвенций Совета Европы по сотрудничеству в уголовно-правовой сфере, и в частности в первую очередь присоединиться к Европейской конвенции о выдаче 1957 г., основополагающие принципы которой в соответствии с условиями, установленными Парламентской Ассамблеей, Россия обязана соблюдать с момента вступления в Совет Европы.