Смекни!
smekni.com

Порядок уголовно-процессуального задержания (стр. 4 из 7)

Меры уголовно-процессуального принуждения не одинаковы по своему характеру, и их применение преследует разные цели. Одни из них призваны пресечь возможность продолжения обвиняемым (подозреваемым) преступной деятельности, его уклонения от следствия или суда либо воспрепятствование процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности, удаление лиц из зала судебного заседания). Другие связаны с необходимостью доставления лиц в следственные или судебные органы (привод). Третьи направлены на обнаружение и процессуальное закрепление доказательств (обыск, выемка, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение для экспертного исследования). Четвертые служат средством обеспечения исполнения приговора в части имущественных взысканий (наложение ареста на имущество). Отсюда следует, что по своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения можно разделить на средства пресечения противозаконных действий и средства обеспечения надлежащего поведения, предупреждения правонарушения и средства получения доказательств.

Все меры процессуального принуждения принято подразделять на две группы:меры пресечения и иные меры процессуального принуждения.

Закон исчерпывающе определяет круг должностных лиц, полномочных применять меры процессуального принуждения, а также устанавливает круг лиц, в отношении которых они могут быть применены, лишь при наличии оснований, под которыми понимаютсяконкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость принудительного воздействия. При применении принудительных мер пресекательного характера (меры пресечения, привод, задержание, удаление из зала заседания и т.п.) эти обстоятельства выражаются в предполагаемых или совершаемых противоправных действиях субъекта. В качестве общего основания применения мер принуждения обеспечительного характера (обыск, выемка и т.п.) выступает наличие данных, позволяющих полагать, что в результате этого следственного действия будут обнаружены доказательства, имеющие значение для дела.

Задержание самая строгая мера пресечения, состоящая в лишении свободы обвиняемого (подозреваемого), подсудимого.

Важно отличать задержание подозреваемого, которое регулируется уголовно-процессуальным законодательством, от заключения под стражу, домашнего ареста.

Во-первых, задержание нередко предшествует избранию меры пресечения и никогда не заменяет ее собой.

Во-вторых, в качестве процессуального принуждения задержание может применяться только при производстве дознания и предварительного следствия. Мера же пресечения применяется как при проведении предварительного расследования, так и на любой из судебных стадий уголовного процесса вплоть до вступления приговора в законную силу.

В-третьих, задержанию подлежит только подозреваемый, мера же пресечения применяется к обвиняемому и лишь в исключительных случаях – к подозреваемому.

В-четвертых, срок содержания обвиняемого под стражей в виде меры пресечения может быть продлен в установленном порядке, а срок содержания подозреваемого под стражей при его задержании не продлевается. Различается, кроме того, процессуальный порядок задержания и избрания меры пресечения.

Отличие задержания от таких мер пресечения, как подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ), которая обеспечивает нахождение подозреваемого или обвиняемого в определенном месте; личного поручительства (ст. 103 УПК РФ), при котором необходимо письменное ходатайство от заслуживающего доверия лица о готовности поручиться за обвиняемого (подозреваемого); наблюдения командования воинской части (ст. 104 УПК РФ), где командование воинской части во исполнение указанной меры пресечения издает приказ за подписью начальника воинской части, предусматривающий конкретные меры, применяемые в отношении военнослужащего; присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ); залога (ст. 106 УПК РФ) в том, что они в отличии от задержания не связаны с реальным лишением свободы подозреваемого или обвиняемого.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ

2.1 Процессуальный порядок задержания подозреваемого

Процессуальное задержание - это действие, имеющее собственную юридическую природу, а также основания и мотивы его проведения. По времени оно может предшествовать избранию меры пресечения, но не должно применяться наряду с ним.

В деятельности сотрудников правоохранительных органов с незапамятных времен распространены два самостоятельных, независимых вида задержания лица – это, так называемые, «фактическое» и «процессуальное» задержания.[11] «Фактическое» задержание иногда называют «непроцессуальным» или даже «уголовно-правовым». Два подобных вида задержания некоторыми авторами выделяются и в теории уголовного процесса.[12]

Всю эту совокупность разновидностей порядка задержания, по основанию – вид полномочий субъекта задержания, можно разделить на две категории:

1) задержание, осуществляемое субъектом, наделенным уголовно–процессуальными полномочиями;

2) задержание, осуществляемое субъектом, не наделенным уголовно–процессуальными полномочиями, с последующей передачей задержанного субъекту, наделенному уголовно–процессуальными полномочиями.

В первом случае активную позицию всегда занимает сотрудник правоохранительного органа. Его деятельность можно представить в виде пяти основных этапов:

1) обнаружение противоправных действий и анализ обстановки;

2) принятие решения о производстве задержания;

3) принудительное лишение лица свободы передвижения;

4) доставление задержанного лица к месту разбирательства;

5) документирование задержания.

Во втором случае задержание лица по подозрению в совершении преступления состоит в том, что:

1. "Сотрудники правоохранительных органов или граждане осуществляют захват такого лица, лишают его возможности скрыться и в принудительном порядке доставляют задержанного в орган дознания или к следователю, которые уполномочены законом произвести уголовно-процессуальное задержание".[13]

2. Орган дознания, следователь или прокурор принимают решение о задержании, либо о немедленном освобождении задержанного. При этом орган дознания, следователь и прокурор действуют согласно алгоритму, описанному для первой группы разновидностей задержания.

Определяя начало задержания лица по подозрению в совершении преступления, современный законодатель делает это весьма неоднозначно. В п. 15 ст. 5 УПК РФ начало задержания определяется моментом фактического задержания, т.е. моментом фактического лишения лица свободы передвижения, нопроизводимого в порядке, установленном ст. 92 УПК РФ. Порядок же ст. 92 УПК РФ предполагает, что:

1. Задержание может производиться только представителем правоохранительных органов, наделенным уголовно–процессуальными полномочиями.

2. До производства задержания должно быть возбуждено уголовное дело в порядке ст. 146 УПК РФ по признакам преступления, за совершение которого может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

3. О задержании должен быть составлен протокол.

Таким образом, в УПК РФ начало задержания лица по подозрению в совершении преступления определяется наличием протокола о задержании.

Сегодня имеет место так называемое "фактическое задержание", которое законом не регламентировано, а поэтому осуществляется в произвольной форме, и "процессуальное задержание", которое заключается лишь в составлении протокола о задержании, произведенном после «фактического задержания».

Вся процедура задержания лица по подозрению в совершении преступления делится на:

1. милицейское задержание (процессуально неуполномоченным должностным лицом)

2. доследственное задержание (процессуально уполномоченным должностным лицом на стадии возбуждения уголовного дела) и

3. следственное задержание (процессуально уполномоченным должностным лицом на стадии предварительного расследования), и предлагает регламентацию для каждого из видов задержания прописать в законе "О милиции" и УПК РФ соответственно.

До решения вопроса о задержании доставленный находится в комнате для содержания лиц, задержанных в административном порядке. Перед помещением туда доставленного оперативный дежурный либо иное лицо по его поручению должны в присутствии понятых провести личный обыск правонарушителя с целью: обнаружения и изъятия вещественных доказательств, предметов, запрещенных к ношению и хранению, предметов, запрещенных к хранению в камерах ИВС или в комнатах для содержания лиц, задержанных в административном порядке, и для обеспечения безопасности работников милиции и самих задержанных. О результатах личного обыска составляется протокол, подписываемый лицом, его составившим, обысканным и понятыми.

В ряде случаев личный обыск предшествует задержанию.

Протокол задержания составляется в трех экземплярах: один приобщается к уголовному делу, другой вручается администрации места содержания задержанных, третий хранится в дежурной части. При избрании задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу протокол задержания приобщается администрацией СИЗО, ИВС к личному делу арестованного. Это необходимо для правильного исчисления срока предварительного заключения под стражу, поскольку, согласно ст. 97 УПК РФ, в срок предварительного заключения под стражу входит и период задержания.

В протоколе задержания в обязательном порядке должны быть указаны: дата (день, месяц, год), время (час), место составления протокола, время доставления в, орган дознания или время фактического задержания, должности, звание должностного лица, составившего протокол, анкетные данные задержанного, основания и мотивы задержания, объяснения задержанного, а также квалификация преступления, по подозрению в совершении которого он задержан.