Лицо, чье конституционное право на неприкосновенность личности ограничивается задержанием, должно с первых минут его применения обладать надлежащим правовым статусом, обеспечивающим защиту от уголовного преследования, в том числе и с помощью адвоката-защитника.
Правоохранительный орган, а также его представитель, осуществляющие задержание, должны быть наделены четко выраженными правами и обязанностями, направленными, с одной стороны, на реализацию стоящих перед ними задач, а с другой – на обеспечение прав и законных интересов задержанного лица.
Необходимость задержания лица по подозрению в совершении преступления реально возникает не только в ходе уголовно-процессуальной деятельности – в двух стадиях досудебного производства: возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, но и до (вне) уголовного процесса, т.е. затрагивает деятельность не только органов дознания и следствия, но и органов, осуществляющих охрану общественного порядка.
Уяснение структуры задержания связано с последним положением, в соответствии с которым в задержании надо выделять два этапа: внепроцессуальный (точнее внеуголовно-процессуальный) и процессуальный (уголовно-процессуальный). На первом этапе осуществляется физический захват, поимка, доставление заподозренного лица в орган уголовного преследования для решения всех вопросов, возникающих в связи с этим, в уголовно-процессуальном порядке. Физическое задержание производится, чаще всего, работниками милиции в рамках их полномочий по охране общественного порядка, подлежит регламентации наряду с УПК в Законе РФ "О милиции", и поэтому именуется милицейским.
Уголовно-процессуальное задержание охватывает две стадии уголовного процесса – возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Задержание в стадии возбуждения уголовного дела именуется доследственным. Здесь фактическое задержание впервые облекается в форму юридического акта. Три части задержания: милицейское, доследственное и следственное автономны, поскольку в практике применения задержание может ограничиваться одним или двумя составляющими. Однако в совокупности они образуют единый цельный процесс задержания лица по подозрению в совершении преступления, отвечающий всем требованиям правового государства.
Подозрение должно рассматриваться в различных аспектах: как составная часть функции уголовного преследования; как утверждение (вывод) органов предварительного расследования о причастности лица к совершению преступления, основанное на неполных знаниях о расследуемом противоправном деянии и лице, его совершившем; как общее условие применения задержания, влекущее при наличии правовых оснований и других обстоятельств, прямо указанных в законе, появление такой процессуальной фигуры, как подозреваемый.
Одна из острейших проблем состоит и в том, что на сегодня можно вести речь о двух видах задержания лица по подозрению в совершении преступления, осуществляемых на практике: задержание физическое, когда человек фактически ограничивается в свободе передвижения (поимка, захват, доставление в правоохранительные органы), и задержание юридическое, при котором физическое задержание получает процессуально-правовое оформление в виде протокола задержания подозреваемого в порядке ст. 92 УПК РФ.
Фактическим основанием для признания лица подозреваемым должны являться сведения, свидетельствующие о причастности такого лица к совершению преступления. Юридическим основанием для признания лица подозреваемым должно быть вынесение соответствующего постановления. Порядок признания лица подозреваемым на основании постановления должен быть единым, в том числе и при задержании подозреваемого, возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица и т. д. Вынесение постановления о привлечении лица в качестве подозреваемого должно иметь место и в ситуации, когда решение о задержании принимается после возбуждения уголовного дела и нет сомнений в выдвинутом подозрении.[21]
О понятии процессуального задержания имеются противоположные мнения. С одной стороны, оно рассматривается как мера процессуального принуждения, а с другой — как неотложное следственное действие.
В действующем законодательстве не проводится никаких различий между основаниями для подозрения и для задержания. Подозрение и задержание — это хоть и органически взаимосвязанные, но все же абсолютно самостоятельные уголовно-процессуальные институты, имеющие совершенно разные цели. Оперативно-розыскная информация может быть положена в основу решения о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления. Эта информация должна учитываться при оценке наличия у лица, подозреваемого в совершении преступления, намерения уклониться от расследования, продолжить преступную деятельность.
На практике применения задержания необходимо знание обстановки, в которой будет проводиться задержание, с учетом особенностей личности подозреваемого, позволит точнее распределить функции между участниками следственного действия, блокировать пути возможного бегства задерживаемого, застать его врасплох, обеспечить безопасность задерживающих лиц и окружающих. Ознакомиться с местом предполагаемого задержания нужно заблаговременно, если это возможно, но так, чтобы не насторожить подозреваемого и связанных с ним лиц. Следственно-оперативная группа для производства задержания формируется в соответствии с поставленной задачей, включая преодоление возможного сопротивления подозреваемого или его сообщников. Число участников зависит от количества задерживаемых, особенностей личности каждого из них, их вооруженности, места задержания, тяжести совершенного преступления. В любом случае желательно, чтобы задерживающих было по крайней мере в два раза больше, чем задерживаемых. Целесообразно выделять одних участников для наблюдения, других для захвата, чтобы пресечь попытки задерживаемых спастись бегством или избавиться от компрометирующих их объектов, а также, чтобы предотвратить вмешательство посторонних лиц в производство следственного действия.
При инструктаже следственно-оперативная группа должна получить все необходимые разъяснения: общая цель задержания; конкретная задача каждого участника; кто подлежит задержанию и его приметы (желательно вручить фотографию); место задержания; его особенности, усложняющие или облегчающие достижение цели; время и маршрут прибытия к месту задержания; наличие других участников и способы их узнавания (чтобы эти участники не были ошибочно приняты за сообщников задерживаемого или за посторонних лиц); способы связи участников группы друг с другом и с руководителями операции; способы проникновения к месту укрытия задерживаемого; особенности конспирации и мер предосторожности; условия применения огнестрельного оружия, спецсредств и наручников; конкретные действия при попытках задерживаемых к бегству или сопротивлению; пределы взаимоотношений с родственниками задерживаемого или посторонними лицами, оказавшимися на месте задержания; особенности производства обыска (личного или иных видов); особенности применения технических средств, обнаружения и упаковки изъятых объектов; маршруты движения с задержанными лицами.
Задержание после предварительной подготовки предполагает реализацию заранее намеченного плана его проведения и отличается практическим разнообразием.
Задержание – комплексное действие, представляющее сочетание организационных, управленческих, тактических, психологических актов. Непосредственными исполнителями задержания, как известно, являются работники органов дознания.В процессе планирования и осуществления задержания большая роль принадлежит рефлексивному управлению следователя. Психологические аспекты подготовки к задержанию имеют много общего с обыском. Они тоже включают в себя изучение личности подозреваемого, обстановки предполагаемого места задержания. Большое значение в подготовке имеет изучение личности подозреваемого. При этом очень важно получить информацию о степени его общественной опасности (например, какие преступления могли быть им совершены; не является ли он преступником- рецидивистом; не вооружен ли; насколько агрессивен). Однако нужно иметь в виду, что даже при получении сведений, положительно характеризующих подозреваемого, нельзя исключить вероятность оказания им сопротивления, к тому же вооруженного. Требования разумной осторожности, максимальной безопасности при проведении задержания заставляют учитывать возможность оказания сопротивления со стороны любого правонарушителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы. Обозначу те моменты, которые касаются задержания и требуют иного толкования.
1. Начало задержания необходимо определять моментом принуждения, ограничения человека в свободе передвижения, а не с момента составления протокола об этом.
2. Действующее законодательство России предусматривает единственную форму задержания лица по подозрению в совершении преступления – эта форма предусмотрена УПК РФ. Соответственно задержание, о котором говориться в главе 12 УПК РФ представляет собой совокупность так называемых и «фактического» (задержание на месте обнаружения лица и доставление) и «процессуального» (документальное оформление) задержаний.
Резюмируем основные положения:
· Задержание имеет характер неотложной меры принуждения, представляющей собой кратковременное заключение под стражу лица, заподозренного в совершении преступления. Неотложность этой меры объясняется тем, что она применяется без предварительной санкции прокурора или суда, на кратковременный срок, в течение которого выясняются обоснованность подозрения и необходимость применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу.