Смекни!
smekni.com

Правовое положение дипломатического представительства 2 (стр. 2 из 4)

В отношении военных атташе многие государства придержи­ваются практики, являющейся по существу разновидностью за­проса агремана.

Прекращение дипломатической миссии может произойти при прекращении государствами поддержания официальных отноше­ний без их разрыва, при разрыве дипломатических отношений, вооруженном конфликте, исчезновении одной из сторон в качестве субъекта международного права (например, в результате слияния с другим государством), а также иногда при социальной револю­ции в одном из поддерживающих отношения государств или даже просто при неконституционной смене правительства.

Функции члена дипломатического персонала могут прекра­титься в связи с его отозванием по тем или иным причинам, объявлением его persona nоn grata (нежелательным лицом), в случае так называемого дисмисла, то есть объявления дипло­мата частным лицом, или отказа дипломата выполнять свои функции.[3]

5. Дипломатический корпус

В узком смысле дипломатический корпус — это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредито­ванных в данном государстве. Дипломатический корпус в широ­ком смысле — совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном госу­дарстве и членов их семей.

Существование понятия дипломатического корпуса в первом значении обусловлено причинами протокольного характера; дуай­еном (старшиной, старейшиной) среди глав всех иностранных дипломатических представительств считается, согласно обычаю, старший по классу и по времени пребывания в данной стране (в некоторых странах — папский нунций).

Понятие дипломатического корпуса во втором значении объ­ясняется необходимостью установить круг лиц, которые вправе претендовать на дипломатические иммунитета и привилегии.[2]

6. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников

Работники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции го­сударства пребывания) и привилегиями, то есть льготами, преиму­ществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются чле­нам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитеты и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова.

Иммунитеты и привилегии предоставляются не для личных выгод, а с целью создать максимально благоприятные условия для осуществления функции дипломатического представительства. Кроме того, их юридическая природа обосновывается тем, что одно суверенное государство не может подчиняться власти друго­го, а дипломатическое представительство и его дипломатический персонал олицетворяют именно государство.

В Венской конвенции 1961 года дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на иммунитеты и привилегии дипло­матического представительства и личные иммунитеты и привиле­гии членов дипломатического персонала и их семей.

К первой категории относятся: неприкосновенность помеще­ний дипломатического представительства, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов; фискальный иммунитет; право на беспрепятственные сношения представитель­ства со своим центром и другими представительствами своего государства; таможенные привилегии; протокольные привилегии.

Ко второй категории относятся: неприкосновенность личнос­ти, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции госу­дарства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные привилегии; освобождение от личных по­винностей. Допускаются три изъятия: можно предъявить судебный иск по поводу недвижимого имущества, которым дипломат или член его семьи владеет лично, иск по наследственному делу, в ко­тором эти лица выступают в качестве наследников, и т.п., а также иск по поводу профессиональной или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях личной выгоды.

Дипломатический персонал имеет право свободно передви­гаться по территории государства пребывания с учетом правил о закрытых зонах, если таковые установлены. Уведомительный по­рядок передвижения дипломатов, существующий в ряде стран, не противоречит указанному выше правилу.

Одним из наиболее распространенных видов связи дипломати­ческого представительства со своим центром и другими пред­ставительствами своего государства является дипломатическая почта. Венская конвенция 1961 года предусматривает доставку дипломатической почты дипломатическими курьерами (штатны­ми и ad hoc) и бескурьерную (с помощью командира воздушного судна, который правами дипломатического курьера не пользует­ся). На практике бескурьерная доставка осуществляется также с помощью капитана морского судна и на основе соглашений меж­ду заинтересованными государствами через обычные каналы свя­зи (почтовые ведомства). Во всех случаях, кроме последнего, дип­ломатическая почта пользуется абсолютной неприкосновенностью и не ограничена весом или количеством мест. Если условия этих соглашений нарушаются, дипломатическая почта может быть за­держана и даже вскрыта.

Неприкосновенность личности дипломатического работника и членов его семьи предполагает повышенную ответственность го­сударства пребывания за ее обеспечение. 14 декабря 1973 г. Гене­ральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международ­ной защитой, в том числе дипломатических агентов (Россия — участница).

В Конвенции подчеркивается, что соответствующие лица имеют право на специальную защиту, а за поведение самих лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, несет ответственность посылающее государство.

Таможенные привилегии в отношении дипломатического ба­гажа заключаются прежде всего в том, что он не облагается тамо­женными сборами, пошлинами и т.д., за исключением складских сборов, которые можно рассматривать как плату за конкретные виды обслуживания. Однако багаж, адресованный дипломатичес­кому представительству, дипломату или члену его семьи, пропус­кается на общих основаниях, с досмотром.

Личный же багаж дипломатического работника или члена его семьи пользуется неприкосновенностью. Правда, Венская конвен­ция 1961 года предусматривает, что он может быть досмотрен в присутствии заинтересованного лица или его представителя, если есть серьезные основания полагать, что он содержит предметы, за­прещенные к ввозу или вывозу. Практика уточнила это положение:

если принято решение о досмотре, но ничего запрещенного к ввозу или вывозу не обнаружено, у дипломата появляются основания для принесения протеста по поводу нарушения неприкосновенности его личного багажа, так как власти, производившие досмотр, не смог­ли доказать, что у них были для этого серьезные основания.

В настоящее время в большинстве стран авиакомпании, ссыла­ясь на необходимость обеспечения безопасности гражданской авиации, производят досмотр багажа дипломатов и членов их семей и даже их личный досмотр.

Необходимо отметить, что член семьи дипломата, являющийся гражданином государства пребывания, не пользуется дипломати­ческими иммунитетами и привилегиями.[5]

7. Обязанности дипломатического представительства и его сотрудников в отношении государства пребывания

Венская конвенция 1961 года называет две основные обязан­ности дипломатического представительства в отношении государ­ства пребывания: использовать свои помещения только для офи­циальных целей и вести все официальные отношения с государством пребывания через ведомство иностранных дел и другие ведомства, в отношении которых будет достигнута соот­ветствующая договоренность.

Обязанности сотрудников дипломатического представительст­ва состоят в том, чтобы уважать законы и постановления государ­ства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Дипломату запрещено заниматься в государстве пребывания професси­ональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.[1]

8. Дипломатическое право специальных миссий

Специальные миссии дипломатического характера могут быть различными по своему уровню, как отмечается в Конвенции о специальных миссиях 1969 года, в которой зафиксированы между­народные обычаи, сложившиеся в данной области. Ее нормы относятся главным образом к миссиям, посылаемым одним государством в другое с согласия последнего для рассмотрения опреде­ленных вопросов или выполнения определенной задачи. Однако ст. 6 Конвенции несколько расширяет сферу ее действия, распрос­траняя ее нормы и на специальные миссии, которые могут быть направлены в какое-либо государство двумя или несколькими го­сударствами для рассмотрения вопроса, представляющего общий интерес.

В ст. 21 Конвенции предусматривается, что глава государства, возглавляющий специальную миссию, а также глава правительст­ва, министр иностранных дел и другие лица высокого ранга, участвующие в специальной миссии, пользуются в принимающем госу­дарстве или третьем государстве привилегиями и иммунитетами, которые признаются за ними международным правом. Практичес­ки Конвенция оставляет регулирование международных отноше­ний, возникающих в связи с выездом указанных лиц в составе специальных миссий, за международным обычаем.

Четких границ иммунитетов и привилегий глав государств и иных лиц высокого ранга, входящих в состав специальных миссий или возглавляющих их, международный обычай не определяет. Конкретизация соответствующих вопросов, особенно в протокольной области, осуществляется путем .согласования между заинтере­сованными сторонами.