Контроль за деятельностью украинских властей осуществлял созданный в 1663 году Малороссийский приказ, превращенный в 1722 году в Малороссийскую коллегию, надзиравшую за судебными и административными органами Украины.
В 1764 году гетманство было окончательно упразднено, а для управления (страной) Украиной создана Малороссийская коллегия в главе с президентом, состоящая из четырех русских и четырех украинцев. Однако должности президента и прокурора украинцы занимать не могли. Вместе с тем, на Украине была введена должность генерала-губернатора Малой России.
На Украине действовали нормы второго и третьего Литовских статусов, Магдебурского (городского) права.
В 1728 году было принято решение создать комиссию для кодификации украинского права, которая в 1743 году завершила подготовку Свода «Права, по которым судится малороссийский народ».
В 1796 году Левобережная Украина была преобразована в Малороссийскую губернию, Слободская Украина – в Слободско-Украинскую (с 1835 года – Харьковскую) губернию, Правобережье в административном отношении разделялось на Киевскую, Волжскую и Подольскую губернии, составившие с 1832 года. Киевское генерал-губернаторство, Малороссийская губерния в начале XIX века стала генерал-губернаторством, в которое вошли Черниговская и Полтавская губернии. На юге Украины в 1802-1803 годах были созданы Екатеринославская, Херсонская и Таврическая губернии, вошедшие после 1812 года вместе с Бессарабией в Новороссийско-Бессарабское генерал-губернаторство. Все это привело к полной утрате Украиной своей автономии.
Подобно Украине, находясь в составе Российской империи, постепенно утратила всякую автономию и Польша.
По решению Венского конгресса в 1814 году к России отошла часть территории Польши, на которой было образовано Польское царство (королевство). Оно включало в себя большую часть бывшего Варшавского герцогства, созданного в 1807 году Наполеоном I.
В 1815 году Польша получила Конституционную партию и статус королевства. В результате Российский император стал одновременно и королем Польским.
С 1818 года в Польше стал избираться законосовещательный сейм, созывавшийся дважды: в 1820 и 1825 годах.
Сейм состоял из Сената и Польской избы.
Компетенция сейма была довольно широкой и включала вопросы бюджета, налогов, денежной системы, законодательства по некоторым отраслям права. Правом утверждать и отклонять законы обладал король (Российский император).
Польша имела свое войско Польское. Официальным государственным языком был польский.
Исполнительная власть находилась в руках царского наместника, при котором в качестве совещательного органа действовал Государственный совет.
Под контролем наместника действовал Административный совет, который являлся исполнительным органом, состоящим из военного министра, министров юстиции, внутренних дел и полиции, просвещение и вероисповедания.
После подавления польского восстания в 1830 году был издан «Органический статус», отменивший польскую конституцию и объявивший Польшу неотъемлемой частью Российской Империи. Сейм был упразднен.
Управление Польшей стал осуществлять административный совет во главе с наместником императора.
Была ликвидирована отдельная польская армия, унифицировано административное устройство. В 1850 году перестала существовать таможенная граница между Королевством и Россией.
В Королевстве после подавления восстания 1863-1864 года были ликвидированы последние следы автономии, а само название Королевство Польское было вытеснено термином «Привисленский край».
Однако, в Польше и после ликвидации ее автономии сохраняли свое действие Гражданский кодекс Наполеона, получивший обязательную силу в Герцогстве Варшавском с 1 мая 1808 года и распространенный с 18 августа 1810 года на губернии отдельные от Австрии; французский Кодекс судопроизводства, французское торговое уложение и другое.
Правда, если одни автономные государственные образования теряли свой автономный статус и становились административно-территориальными единицами в рамках Российской Империи, другие напротив приобретали больше политические права.
О правовом положении Финляндии, как автономного государства в составе Российской Империи в литературе рассматривались различные мнения. Одни считали Финляндию суверенным (независимым) государством, находящимся в реальной унии с Россией. Другие видели в ней инкорпоративную провинцию, наделенную значительной степенью автономии.
Соединение Финляндии с Россией считали реальной унией большинство финляндских исследователей этого вопроса.
Противником этой точки зрения был Н.М. Коркунов. «Для многих основанием считать Финляндию находящихся в реальной унии с Россией, - писал он, - служит факт существования для Великого Княжества, особого законодательства, особой администрации, особой судебной организации. В особенности существования в Финляндии сейма, оценивающего законодательную власть Государя, выставляется зауряд, как доказательство невозможности признать Финляндию инкорпоративной провинцией России. Однако в действительности все это не имеет никакого значения для решения занимаемого нас вопроса. Обособленность местного устройства и даже существование особого законодательного собрания не могут считаться отличительными признаками унии. Иначе нам пришлось бы видеть унию там, где ее никто не признает, считать сложными такие государства, единство которых никогда никем не заподозривалось.[2]
Правовой статус Финляндии в составе России не был вполне четко определен в законодательстве и всегда был одинаковым. Определить его можно, только рассмотрев исторически.
Финляндия была присоединена к России в три приема: «По Ништатскому миру 30 августа 1721 года, завершившему продолжительную войну со Швецией, в русское владение перешли пограничные земли, составляющие прилегающую к Петербургу часть Выборгской губернии (ст. 4 Мирного договора). По Абоскому Мирному договору 16 июня 1743 года со Швецией к России была присоединена оставшаяся часть Выборгской губернии. По Французскому договору 5 сентября 1809 года во владение России перешли все остальная Финляндия.
Присоединенная к России Финляндия получила особое государственное устройство, которое 1811 году было распространено и свое прежнее шведское право не только в отношении гражданского и уголовного права, но и в отношении местной администрации.
Манифест 20 марта 1808 года, изданный уже после занятия русскими войсками большей части Финляндии в русском государстве. Финляндия признавалась окончательно перешедшей в русское владение.
Однако, населению гарантировалось сохранение «привилегий, свободного вероисповедания, вольностей, прав и других преимуществ». Александр I объявлялся сувереном страны, которую он присоединяет к своему владению, как вновь приобретенную провинцию.
5 июня 1808 года был издан новый манифест жителям Финляндии об окончательном присоединении ее к России. Финляндия признавалась частью русского государства «с особыми установлениями».
16 марта 1809 года в Борго был торжественно открыт Сейм, избранный по шведскому избирательному закону.
Сейм имел право законодательной инициативы и право петиции перед императором. Он устанавливал новые налоги или решал вопросы о новых источниках государственных доходов. Без согласия Сейма не мог быть принят, изменен или отменен ни один закон.
После присоединения Финляндии во внутреннем ее управлении было сохранено действие шведского частного и публичного права, того, которое застало русское завоевание. Поскольку Финляндия, находясь в составе Швеции, не составляла обособленной единицы и была целиком подчинена шведским центральным административным учреждениям и высшим судебным инстанциям, то с переходом Финляндии в состав России понадобилось заменить эти органы какими – либо другими.
Русским административным и судебным органом Финляндия подчинена не была. Вместо этого Указом от 19 ноября 1808 года был создан временный правительственный комитет для всего гражданского управления во главе с генерал-губернатором.
В последствии 6 августа 1809 года был издан Манифест, предусматривающий, создание Правительственного Совета, на который были возложены функции центрального органа по отношению к провинциальным учреждениям Финляндии. Правительственному совету, состоявшему из двух департаментов, занимавшихся судебными и хозяйственными делами, должно было подчиняться «общее управление Финляндией».
Манифестом 17 декабря 1809 года в Финляндии была введена русская серебряная монета. В этом же году Финляндия была включена в VIII округ имперских путей сообщения.
В 1812 году был опубликован таможенный тариф для Финляндии, имевшей целью ассимиляцию русской и финляндской таможенной системы.
25 марта 1860 года было установлено, что преступления, совершенные финляндцами в России или русскими в Финляндии, подлежали судебному преследованию по законам той страны, где они совершены.
23 марта 1860 года административным законом финская денежная система была отделена от русской. Финляндия получила собственную денежную единицу – марку, а Законом 9 августа 1877 года была введена золотая валюта.
Усиление финляндской автономии в рамках Российской империи получило внезапное в значительном увеличении роли местных языков – финского и шведского, которые начали постепенно вытеснять русский язык. Распоряжением от 25 октября 1858 года было разрешено употреблять финский язык в диспутах и диссертациях, Постановлением 1 августа 1869 года. Финскому языку предоставлены равные права со шведским во всем, что началось непосредственно финского населения, а 9 февраля 1869 года русский язык перестал быть обязательным предметом в школах.