Постановлением от 20 февраля 1865 года финский язык стал рабочим языком в судебных и административных учреждениях наряду со шведским, а распоряжением от 30 ноября 1871 года. Сенату было предоставлено право устанавливать язык преподавателя в реальных училищах и гимназиях с учетом преобладания того или иного языка в соответствующей местности.[3]
Анализируя правовое положение Финляндии в составе Российской Империи до 1863 года можно сделать вывод, что Финляндия являлась частью России, в которой действовало особое право, и существовали свои административные и судебные учреждения. На Финляндию действие общегражданских законодательств, административных и судебных органов, как правило, не распространялось.
В Финляндии формально были признаны конституционные ограничения власти монарха, которые выражались в том, что по некоторым вопросам, касающимся Финляндии, общерусское законодательство не практиковалось.
Особое положение Финляндии проявлялось, прежде всего в том, что самодержавная власть Империи признавала себя ограниченной народным представительством в данном случае Сеймом.
Сейм был отрыт императором Александром II, который в своей речи указал на то, что он сохраняет «начало конституционной монархии, свойственные правам финского народа». Созыв Сайма начал новую эпоху в жизни Финляндии с его созыва сеймы стали созываться регулярно каждые пять лет. Следствием этого явилось то, что в Финляндии получило развитие не только экономическое, но и общее законодательство. В результате автономия Финляндии не только была признана в принципе, но была реально осуществлена.
Первые годы царствования Александра III явились наивысшей точкой автономного развития Финляндии. 13 июня 1886 года. Сейму было предоставлено право формальной законодательной инициативы. Постановлением 11 июля 1884 года было образовано особое законодательствующее учреждение, призванное проектировать и разрабатывать проекты законов и постановлений во всех областях законодательства, 29 декабря 1883 года был установлен порядок употребления финского и шведского языков в судебных и административных учреждениях.
С середины 80-х годов правительственная политика начала постепенно меняться. 1 декабря 1890 года было приостановлено введение в действие уголовного уложения, в котором Финляндия рассматривалась как совершенно самостоятельное государство, а Россия была представлена как иностранное государство. 31 мая 1890 года был издан манифест об объединении финляндской почты с русской, а знание русского языка сделалось обязательным для почтовых служащих.
19 июля 1891 года было установлено, что министр статс-секретарь для доклада императору о новых законопроектах и предложениях Сейму должен был предварительно запрашивать заключение императорских министров по этим делам.
16 февраля 1891 года русским подданным, пользующимся правом приобретения недвижимости по русским законам, такое же право было предоставлено и в Финляндии.
В Рескрипте подчеркивалось, что Финляндия, состоя с начала столетия (а некоторые ее части и раньше) в собственности и державном обладании России, получила особый порядок внутреннего (устройства) управления, а также сохранила свои права, преимущества, религию и коренные законы.
Издание этого Рескрипта, как и другие меры, направления на дальнейшие связи между Финляндией и Россией, свидетельствовали о наступлении в страны апогея так называемого «русификаторного» периода.
21 декабря 1896 года был издан Рескрипт, которым предписывалось использовать в Финляндии только бело-сине-красный русский национальный флаг.
3 февраля 1899 года был выпущен Манифест, который устанавливал особый порядок законодательства, касающийся законов, действующих на всем пространстве империи, включая Финляндию, а также законов, действующих лишь в пределах Финляндии, если они касались общегосударственных дел или находились в прямой связи с законодательством Империи. По существу данный Манифест ограничивал законотворческую деятельность Сейма. Тем самым в Финляндии была введена самодержавная власть.
Манифест 3 февраля 1899 года вызвал в Финляндии недовольство и ряд предложений об его отмене. Однако эти предложения были оставлены без внимания, а общественное недовольство вызвало принятие ряда репрессивных мер.
Правда, новый порядок законодательства, установленный Манифестом 3 февраля 1899 года, был применен по вопросам, находящимся в ведении Сейма, только один раз, при издании Устава о воинской повинности 12 июня 1901 года. Этим Уставом отменялся финляндский Устав о воинской повинности 1878 года, который имел силу основных законов и поэтому мог быть отменен только с согласия всех четырех сословий Сейма Финляндии.
Устав 12 мая 1901 года был признан Финляндией незаконным, а его применение вызвало большие трудности. Поэтому, в конечном счете, его действие 16 марта 1905 года было приостановлено.
Революционные события 1905 года в России получили отражение и в Финляндии. Поэтому 22 октября 1905 года был издан Манифест «О мерах к восстановлению законного порядка в крае», которым действие Манифеста от 3 февраля 1899 года было приостановлено до тех пор, пока затронутые в этом Манифесте вопросы не будут урегулированы законодательным актом. Кроме того, новым Манифестом отменялись упоминавшиеся ранее репрессивные меры, введенные в крае.
Манифест 1905 года восстановил порядок, закрепленный Сеймовым Уставом 1869 года и сводящийся к полной параллельности русского и финляндского законодательства, и к их равноправию в своей сфере.
Издание в России в 1906 году новых Основных Законов, учреждение Государственной Думы и Государственного Совета, определившие переход России к конституционной форме правления, юридически не отразился на отношениях России и Финляндии.
7 июня 1906 года императором был утвержден новый Сеймовый Устав Великого Княжества Финляндского, которым старый четырехсословный сейм был заменен новым, однопалатным, избираемым всеобщим голосованием. С этого момента финляндский сейм стал называться финляндским Сенатом.
11 ноября 1908 года император отклонил ходатайство финляндского Сената о восстановлении особых финских войск. Фактически особая финская армия существовала с 1812 года, согласно манифесту. В 1878 году в сеймовом порядке был издан финляндский устав о воинской повинности, а были образованы три финских батальона (а с 1886 года и драгунский полк).
16 марта 1905 года отбывание воинской повинности финляндцами и дальнейшее существование финляндского войска было прекращено, и вместо того на Финляндию была возложена обязанность, уплачивать русскому государственному казначейству определенные суммы.
С утратой войска Финляндия, по сути, утратила один из признаков государства, тем самым автономия Великого Финляндского Княжества, значительно ограничивать самодержавной властью Российского государства.
Дальнейшая политика Российской империи в отношении Финляндии была направлена на всяческое ограничение автономии Великого Княжества Финляндского. В частности, 14 марта 1910 года Манифестом Николая II было поручено внести на рассмотрение Государственной Думы и Государственного Совета одобренный Советом Министров законопроект «О порядке издания касающихся Великого Княжества Финляндского законов и постановлений общегосударственного значения». Законопроект был предварительно представлен финляндскому Сенату, однако, Сенат отказался дать свое заключение по существу этого законопроекта, сославшись на принципиальную неисправность предложенного порядка.
Закон 17 июня 1910 года осуществил разграничение общественного и особого финляндского законодательства. Закон способствовал насильственному слиянию финляндского и общероссийского законодательства, поскольку относил вопросы исключительного введенья финляндского Сейма к общему законодательству.
В число этих вопросов входят такие как: Участие Финляндии в государственных расходах и установлении ее для этого взносов, сборов и налогов; отбывание населением Финляндии воинской повинности; права в Финляндии не состоящих финляндскими гражданами русских поданных и других.
Анализируя правовой статус Великого Княжества Финляндского, Барон фон-дер-Остен-Сакен писал: «Финляндия осталась автономно управляющейся областью Российской Империи. Соответственно этому, правовое положение нынче следующее: Великое Княжество Финляндское состоит в суверенном обладании Российской Империи, интегральной частью которой оно является…»[4]
«В Финляндии, - писал он, - мы находим три функции государства: собственное законодательство, собственное управление, собственное правосудие. Финляндия имеет собственную территорию и собственных граждан, эти два необходимых для существования государства элемента. Однако собственную территорию и собственных граждан имеют и другие публично-правовые союзы – общины, коммуны. Решающим для наличности государства является существование господствующей власти. Но ее-то в Финляндии и нет».[5]
Поскольку Финляндия в рамках Российского государства в разные временные периоды обладала не только правом законодательной, но и особым законодательством, а также особым финским войском, своим гражданством, своей валютой, таможенной системой, имела свои государственные языки, свой законотворческий орган (сейм), тем самым представляя из себя наиболее яркий пример автономии в дореволюционной России.
1.2 Эволюционирование автономии в Советской России
Возникшая в результате победы Октябрьской революции 1917 года Российская Советская Республика изначально представляла из себя унитарное государство. Однако, начавшиеся радикальные преобразования политического строя обусловили необходимость практического решения вопроса о форме государственного устройства в многонациональной России. Провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилась национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 года.