Являясь государственным образованием, Еврейская автономная область имеет свою символику, а также административный центр, свои награды и почетные звания.
Символику области составляют герб и флаг. Описание и порядок официального использования герба и флага определяется законодательством области.
Флаг Еврейской автономной области представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета, разделенное по центру семицветной радужной полосой.
Герб Еврейской автономной области, ориентированный на местную специфику, политический и этнический нейтралитет, представляет собой щит с сине-зеленым полем, пересеченным двумя прямыми бело-голубыми полосами и фигурой по центру. Порядок официального использования символики Еврейской автономной области регулирует закон области от 31 июля 1996 года «О государственной символике Еврейской автономной области». В Уставе области (ст. 5) указывается, что административным центром области являться город Биробиджан.
Согласно Закону Еврейской автономной области от 30 июля 1999 года «О статусе города Биробиджана – административного центра Еврейской автономной области» Биробиджан – это административный, культурный, научный, исторический и промышленный центр области, место нахождения органов государственной власти области, территориальных органов федеральной исполнительной власти, консульств и представительств иностранных государств.
В г. Биробиджане в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и областным законодательством осуществляется местное (городское) самоуправление.
Еврейская автономная область имеет свои награды и почетные звания. Согласно Закону Еврейской автономной от 24 декабря 2003 года «О наградах Еврейской автономной области» высшей наградой Еврейской автономной области является почетное звание «Почетный гражданин». Присвоение почетного звания осуществляется в соответствии с Законом Еврейской автономной области от 27 февраля 2002 года «О почетном звании «Почетный гражданин Еврейской автономной области».
Основные элементы конституционно-правового статуса Еврейской автономной области свидетельствуют о том, что она ведает кругом вопросов, в которых находит свое конкретное юридическое выражение ее правовой статус.
Первую группу предметов ведение Еврейской автономной области составляют предметы ее исключительного ведения. Конституции РФ и содержится перечня вопросов исключительного областного ведения, поскольку предполагается компетентность области вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного введенья Российской Федерации и ее субъектов (ст. 73). Конституционно-правовая норма устанавливает, что федеральные органы не в праве вмешиваться в законные решения вопросов, составляющих исключительное ведение Еврейской автономной области как субъекта Федерации.
В Конституции РФ нет исчерпывающего перечня предметов исключительного ведения области, тем не менее, некоторые из них она закрепляет. Так, в ч. 2 ст. 5 указывается, что автономная область имеет свой устав и законодательство, а в ч. 1 ст. 77 Конституции отмечено, что автономная область самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации государственной власти, установленных федеральным законом, устанавливает систему своих органов государственной власти.
Перечень предметов исключительного ведения Еврейской автономной области закрепляется в ее Уставе (ст. 13), в соответствие с которыми в ведении области находятся:
- принятие и изменение устава и законов области;
- административно-территориальное устройство области;
- установление системы органов государственной власти в области в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом;
- государственная собственность области;
- областной бюджет, областные внебюджетные и валютные фонды, налоги, сборы и иные платежи области;
- проведение областной государственной политики цен в соответствии с основами ценовой политики Российской Федерации;
- областные программы экономического, экологического, социального, культурного развития области;
- областная государственная и муниципальная служба;
- награды и почетные звания области.
Закрепленный в Уставе области перечень предметов ведения не является исчерпывающим. В ст. 14 Устава устанавливается, что в ведении области состоят и другие вопросы, находящиеся вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и области.
Кутафин О.Е. подчеркивает, что «осуществление автономной областью исключительных полномочий только по своему усмотрению невозможно без вмешательства Федерации. Так Конституция РФ не допускает изменения статуса области односторонними решениями последней. Более того, также изменение согласно 45 ст. 66 должно производиться в порядке, определенном не автономной областью, желающей изменить свой статус, а федеральным законодателем.
Ограничено и самостоятельное установление системы органов государственной власти области. Оно может осуществляться лишь в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представленных и исполнительных органов государственной власти установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77).
Ограниченно также и территориальное верховенство области из-за отсутствия у нее права на выход из Федерации.[25]
Надо сказать, что данные положения Конституции Российской Федерации распространяются не только на автономную область как субъект Федерации, но и на другие субъекты (республики, края, области, автономные округа, города федерального значения).
Другой формой автономии в Российской Федерации является автономный округ.
Сегодня в составе Российской Федерации находятся Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.
Нынешний правовой статус автономного округа сложился не сразу. До 1990 года положение Конституции РСФСР о вхождении автономных округов в состав края или области (ст. 84) носило императивный характер.[26] Однако «парад суверенитетов» и связанные с ним дезинтеграционные процессы затронули и автономные округа.
В принятой 26 июня 1990 года, Декларации о государственном суверенитете РСФСР провозглашалась необходимость существенного расширения прав всех входящих в РСФСР образований, в том числе автономных округов.
Законы РСФСР от 15 декабря 1990 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР было установлено, что «автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область» (ч. 1 ст. 83). За органами государственной власти и управления РСФСР (ст. 84). Таким образом, нормы о вхождении автономного округа в край или область приобрели диспозитивный характер.
Был принят ряд федеральных законов, существенно расширивший права автономных округов.
Федеративный договор, включенный составной частью в новую редакцию Конституции РСФСР 1978 года, законодательно оформил качественно новый государственно-правовой статус автономных округов.
Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года краями и областями, а также автономными округами раздельно, тем самым, закрепляя полноправность автономных округов как субъектов Федерации. Законом РФ от 5 марта 1992 года «О краевом, областном Совете Народных депутатов и краевой областной администрации» было предусмотрено, что порядок выхода автономного округа из состава области или края определяется законом Российской Федерации (ч. 2 ст. 8).
Статус автономных округов как равноправных субъектов Федерации был окончательно закреплен Конституцией РФ 1993 года (ч. 1, 4 ст. 5).
Согласно Конституции РФ автономные округа, так же как и другие субъекты Федерации, находятся непосредственно в ее составе (не обладают правом сецессии). Они имеют собственную территорию, принимают устав округа, формируют органы государственной власти и местного самоуправления, владеют собственностью округа, формируют окружной бюджет, располагают своими предметами введенья и полномочиями, а также решают вопросы окружного и федерального значения в рамках совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта.
Автономные округа наделены правом принятия законов. И представляется возможность внести проект для принятия федерального закона об автономном округе, гарантируется представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, право законодательной инициативы, в Государственной Думе, внесения предложение и поправок к пересмотру положений Конституции РФ, отклонения или одобрения поправок к главам 3-8 Конституции, обращения с запросами в Конституционный Суд РФ, право выражать свое мнение по поводу кандидатур на должность прокурора округа, находясь в составе области, края, строить свои отношения с этими субъектами Федерации на договорных началах (ст. 65, 66, 67, 72, 73, 95, 108, 125,129, 134, 136).
Кутафин О.Е. подчеркивает, что несмотря на «одинаковый конституционно-правовой статус с другими субъектами Федерации, автономные округа характеризуются некоторыми чертами, отличающими их от других субъектов. Так, в отличии от республик в составе Российской Федерации, которые являются государствами, имеют свои конституции и в праве устанавливать свои государственные языки, автономные округа представляют собой государственные образования, действуют на основе своих уставов и не наделены правом вводить государственные языка, хотя пользуются правом гарантировать народам, проживающим на их территории, сохранение родного языка, создавать условия для его изучение и развития».[27]