Смекни!
smekni.com

Аффилированные лица 2 (стр. 3 из 3)

Существующее в настоящее время понятие аффилированных лиц в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не полностью отражает все возможные случаи аффилированности, существующие на практике, которые должны быть урегулированы. Теперь согласно законопроекту аффилированные лица – юридические и (или) физические лица, находящиеся в определенных отношениях, способных оказывать влияние на получение взаимной выгоды в результате осуществления предпринимательской и (или) иной деятельности. Кроме того, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации не решена проблема раскрытия информации об аффилированных лицах и ответственности за ее нераскрытие.

Разработанный законопроект устанавливает для всех юридических лиц требования по ведению учета аффилированных лиц, раскрытию информации о них, а также требования к сделкам с аффилированными лицами или с их участием. Главным требованием является то, чтобы условия сделок, совершаемых физическими и юридическими лицами со своими аффилированными лицами или с их участием, представляли собой обычные условия делового оборота и не являлись более льготными для аффилированных лиц. При этом установлена ответственность руководителей юридического лица перед самим юридическим лицом и перед его участниками (учредителями) за убытки, причиненные принятием решения о совершении сделок с аффилированными лицами.

В настоящее время практически все сферы деятельности учитывают отношения, складывающиеся между аффилированными лицами. Не секрет, что нередко аффилированные лица используются для обхода налоговых законов и внедрения практики утечки финансовых ресурсов предприятий через операции с аффилированными фирмами.

Однако все действительные недостатки нового законопроекта мы сможем оценить только на практике, и скорее всего за ним последует череда новых поправок и дополнений.

Глава 3. Проблемы применения законодательства об аффилированных лицах

Применение норм об аффилированных лицах в акционерных отношениях затруднено тем, что не определен порядок признания лица аффилированным. Причиной этого является такой неопределенный признак аффилированности, указанный в законе в качестве основного, как способность оказывать влияние на деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Во-первых, не совсем ясно, на какого рода деятельность должны оказывать влияние аффилированные лица. Если бы речь шла исключительно о предпринимательской деятельности, то определение должно было бы звучать следующим образом: аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на предпринимательскую деятельность юридических и физических лиц. Очевидно, что деятельность любого хозяйствующего субъекта зависит от большого числа посторонних факторов, в том числе от деятельности других субъектов, которые в определенной степени могут оказывать влияние на предпринимательскую деятельность друг друга, зачастую и не подозревая об этом.

Во-вторых, из определения аффилированного лица не видно, какого рода влияние должен оказывать один субъект на деятельность другого субъекта предпринимательской деятельности, чтобы его можно было признать аффилированным. Категория «влияния» является крайне относительной и должна быть обязательно конкретизирована, иначе она будет пониматься по разному, а это может повлечь различную правоприменительную практику, что является недопустимым.

Проблемы также возникают при учете аффилированных лиц. Перечень лиц, относящихся к аффилированным в соответствии с законом РСФСР «О конкуренции...», достаточно внушителен. Кроме того, основания, по которым лицо признается аффилированным к акционерному обществу, требуют обладания информацией, не являющейся общедоступной (родственные отношения, наличие соглашений (согласованных действий) и т.п.). Эта информация не статична и не постоянна, что также требует от общества определенных усилий для отслеживания изменений.

Когда речь идет об аффилированных лицах, являющихся таковыми в соответствии с признаками аффилированного лица, изложенными выше (член совета директоров, член коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа и т.д.), то сложностей с составлением и ведением списка аффилированных лиц не возникает. В противном случае совершенно не ясно, каким образом акционерное общество должно выявлять свои аффилированные лица, так как обязанность лиц уведомлять акционерное общество о своей аффилированности действующим законодательством РФ не предусмотрена.

К тому же общество даже не имеет права требовать у инвестора обязательного предоставления информации, не предусмотренной действующим законодательством. Исключением в данном случае является уже упоминавшаяся выше обязанность аффилированных лиц уведомить в письменной форме общество «о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций» [п. 2 ст. 93; 3].

Следовательно, установление аффилированности лиц к обществу, исходя из их принадлежности к одной группе лиц, в настоящее время возможно только в том случае, если лицо самостоятельно предоставит сведения о своей аффилированности. Действующим законодательством не определен порядок контроля за полнотой и правильностью составления раскрываемого списка. Более того, установление фактов нарушения органами требований ведения учета аффилированных лиц и предоставления информации об аффилированных лицах акционерных обществ может в большинстве случаев осуществляться, исходя из формальных соответствий признакам аффилированного лица.

Также основной проблемой законодательства является выяснение основных недостатков законопроекта «Об аффилированных лицах». Этот проект был принят Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении 11 февраля 2000 года, однако до сих пор в силу не вступил. Почему? Главная причина в том, что законопроект противоречит Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу и ряду иных законодательных актов.

В представленном проекте присутствует одна любопытная норма, согласно которой «нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть запрещены или ограничены сделки с аффилированными лицами или с их участием» [ст. 4; 7]. Ограничение прав возможно установить только федеральным законом в случаях, предусмотренных статьей 55 Конституции РФ, статьей 1 Гражданского кодекса РФ. Во всех других случаях ограничение прав невозможно. В проекте же ограничения прав допустимы в силу аффилированности. Это уже противоречит самим принципам гражданского законодательства.

Существенным является и следующее: если лицо признается аффилированным, то уже в силу этого признается зависимость одного лица от другого. Независимо от того, влияет ли он действительно, имеет ли реальную возможность влиять. Это своего рода презумпция недобросовестности аффилированных лиц. Это умаляет достоинство личности юридического лица, что является нарушением статьи 21 Конституции РФ.

Есть еще один момент. В действующем антимонопольном законодательстве аффилированные лица определяются только в тех случаях, когда речь идет о предпринимательской деятельности. Однако в соответствии с проектом к аффилированным лицам относятся физические и/или юридические лица, находящиеся во взаимосвязи с иным лицом. Если мы находимся в определенной взаимосвязи друг с другом, мы уже аффилированные лица. Неважно где, в предпринимательской деятельности, личной жизни, общественной. По существу, признается всеобщее аффилирование. Значит, если мы возьмем семью, состоящую из 10-12 человек, то получается они не могут совершить ни одной сделки. И если уж говорить о лицах, которые зависят друг от друга, то аффилированность надо искать не в сфере родственных отношений, дружеских или интимных, а в сфере криминалитета.

Есть еще в проекте норма, которая распространяет аффилированность на некоммерческие организации. Сказано, что к аффилированным относятся лица, «имеющие возможность оказывать влияние на формирование 20 и более процентов органов управления… юридического лица, являющегося некоммерческой организацией» [п/п. 16 п. 3 ст. 2; 7]. Как можно высчитать процент органа управления? Что принять за 100% и от чего считать 20%?

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что данный законопроект не отвечает ни одному из требований, которое определено законодательством. И принятие такого закона принесло бы только большие недоразумения.

Заключение

Понятие аффилированных лиц появилось в российской правовой системе сравнительно недавно. Наверное, этим и можно объяснить некоторую неустойчивость термина, спорные положения и противоречия в нормативной правовой базе таких специфических субъектов как аффилированные лица.

Однако за время, прошедшее с момента появления в законодательстве положений, регулирующих деятельность аффилированных лиц, правоприменительной практикой был накоплен определенный опыт, который показал достоинства и вскрыл недостатки существующих норм об аффилированных лицах. Использование данного опыта в специальном Законе «Об аффилированных лицах» помогло бы создать массив норм, реально обеспечивающих права лиц, чьи интересы напрямую зависят от деятельности аффилированных лиц.

В ходе написания этой работы было выяснено, что, во-первых, термин «аффилированные лица» изначально в российском законодательстве понимается не совсем правильно, вследствие неточного перевода, во-вторых, самый полный перечень аффилированности содержит Закон РСФСР, изданный еще в 1991 году, в-третьих, термин «аффилированные лица» распространен в российском законодательстве, однако единого закона по этой проблеме нет.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. – от 12 декабря 1993г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая. – Федеральный закон от 21 октября 1994г. (по состоянию на 1 августа 2009г.)

3. Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 24 ноября 1995г.( с изм. внесенными Федеральными законами 27.10.2008)

4. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации «О порядке ведения учета аффилированных лиц и предоставления информации об аффилированных лицах акционерных обществ» от 30 сентября 1999г.

5. Вавулин Д.А. Раскрытие информации об аффилированных лицах акционерного общества // Право и экономика. 2008.

6. Ахмедшина А.Н. Аффилированные лица: правовые нормы и проблемы их применения // Журнал российского права. 2008.

7. Пиляева В.В. Гражданское право. Части общая и особенная. Учебник. // Издательство КНОРУС. 2010.