Введение
Древнее сервитутное право, воспринятое современными юристами и государствами, свидетельствует, что в мире нет абсолютной частной (и любой другой) собственности. Мы все живем в одном доме - на планете Земля. Поэтому реализация всех трех правомочий собственности (владеть, пользоваться и распоряжаться вещью по усмотрению собственника) возможна лишь при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 209 ГК РФ). Любые отношения, в том числе и правоотношения, возможны только между людьми, только в социуме, в человеческом обществе. И отношения собственности - это отношения не между собственником и вещью, а отношения между людьми.
Поэтому общественная воля в лице общества либо в лице государства в силах изменить эти отношения в своих интересах.
Ограничения права собственности могут вводиться, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. В числе таких ограничений находится и сервитутное право. Оно достаточно широко распространено во многих современных государствах. Сервитуты устанавливаются в целях обеспечения национальной безопасности, здравоохранения, градостроительства, охраны окружающей природной среды, нормального осуществления судоходства, а также обеспечения других публичных интересов. Многочисленные сервитутные нормы содержатся в гражданском, земельном, административном, горном законодательстве США, ФРГ, Франции, Италии.
Особенно важную роль сервитуты, по-видимому, должны сыграть в экологическом праве, выполняя функции природоохранного характера. Дело в том, что человечество начало осознавать экологическую опасность.
Примерно с середины 70-х годов XX столетия в лексику многих языков вошло понятие "экологический кризис". Как всегда бывает, термин этот вызвал поначалу ироническое отношение. Однако все усиливающаяся деградация окружающей природной среды, все большая интенсификация эксплуатации природы уже явственно стали показывать, что возможности ее самовосстановления не безграничны.
В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы: 1. Понятие и виды сервитутов; 2. История возникновения сервитутов.
Для выполнения данной работы я использовала материалы из следующих источников: Дигесты Юстиниана: Т. 1: Кн. I-IV (под ред. Кофанова Л.Л.). Изд-во: Статут, 2005 г.; Осипова М. В. Гражданское право; Перетерский И.С, Новицкий И. Б. Римское частное право. / Учебник. - Москва: Юриспруденция, 1999 и др.
Понятие сервитутов
Сервитуты - ограничения собственности, сообщающие лицам, в пользу которых они установлены, самостоятельные вещные права пользования (так называемые "права в чужой вещи") чужим недвижимым имуществом в точно определенном размере. Различают несколько видов этих ограничений. I. Последовательное проведение в жизнь индивидуальной собственности как основной формы обладания вызывает необходимость точного разграничения правомочий собственника от правомочий всех остальных членов гражданского общества и соседей, участки которых граничат с его землею. Отсюда образование рядом с собственностью особых институтов вещного права, которые теперь называются правами пользования общего и соседскими правами. Старая доктрина называла эти права легальными сервитутами, так как они установлялись законом и рассматривались как ограничения собственности, ее обременения, в интересах соседей и других членов гражданского общества. Название это не соответствовало значению института, определяющего пределы господства собственника, а не права вторжения в сферу его господства, права собственника кончаются там, где начинаются права всего общества или соседей. II. Интересы современного индивидуального собственника не допускают возможности ограничений его в праве распоряжения объектами своего обладания, установляемых в интересах третьих лиц; они не допускают также двойной собственности (dominium utile и directum) или так называемых фидеикомиссарных субституций, за исключением особых случаев, предусматриваемых законом (вечно наследственная аренда, чиншевое право, фидеикомиссы, имения заповедные). Между тем, иногда существует потребность установить по крайней мере двоих обладателей той же вещи: отказать по завещанию имение в пожизненное пользование одного лица и затем по смерти пользователя -- в собственность другого, удержать при отчуждении дома право жительства (см. соотв. статью) в нем или пользование имением, садом и т. п. объектами без получения плодов. Допуская такие формы обладания, западные законодательства и юристы называют их обыкновенно личными сервитутами, видя в них временные ограничения права собственности их главного обладателя, в исключительное обладание которого они должны затем перейти. И здесь, однако, дело идет об ограничениях, которые наступают прежде, чем собственник получает обладание вещами. Личные сервитуты скорее устраняют собственника временно от обладания, чем ограничивают его. Они поэтому должны быть признаны самостоятельными формами обладания, независимыми от собственности; их конструкция во всяком случае не имеет ничего общего с конструкцией следующей группы ограничений собственности. III. Сервитуты реальные (или предиальные, сельские и городские) -- единственные, которые следует считать сервитутами в собственном смысле слова. Распределение недвижимостей в исключительное обладание отдельных лиц не может быть проведено со строгой и безусловной последовательностью. Земельные участки далеко не всегда обладают всеми угодьями, необходимыми для ведения хозяйства, и нуждаются в восполнении один другим; поддержание в нормальном состоянии городских зданий и дворов также далеко не всегда возможно без содействия соседних участков. Это восполнение не может быть достигнуто путем установления простых обязательственных отношений между владельцами участков -- отношений, имеющих временный характер и потому не гарантирующих прочно интересы участка, нуждающегося в восполнении, отсюда допущение законом особой формы вещных отношений, сообщающих определенным участкам постоянное, защищенное наравне с остальными вещными правами право пользования угодьями и другими свойствами соседних участков, дворов и зданий, или ограничивающих в известной мере права собственника в интересах соседнего участка. Такие права и носят название реальных сервитутов. Историческое образование этих сервитутов стоит в связи с постепенным укреплением и окончательным утверждением индивидуального, исключительного обладания недвижимостями. Если и допустить исконность индивидуального, а не общинного обладания недвижимостями, все-таки этому обладанию далеко не сразу подчиняется вся совокупность хозяйственных статей и угодий отдельных имений. Во многих местностях не только России, но и Западной Европы владельцы лесов, лугов, воды, пастбищ долгое время не эксплуатировали эти статьи исключительно, а допускали участие в пользовании ими соседей и других лиц. Точно так же допускался выпас скота на пашнях по снятии урожая, беспрепятственный проезд по полям в зимнее время для провоза дров и других целей. В Германии и других странах эти права пользования чужими угодьями считались достоянием всех жителей данной общины с теми или иными ограничениями и не признавались нарушением прав индивидуального обладания, как и другие менее важные: право прохода, водопоя и т. п. Германистами эти права конструируются часто как сервитуты особого рода, (так наз. сервитуты германского права). Позднейшие римские и современные сервитуты возникают по частным соглашениям с тех пор, как утверждается мысль об исключительном праве собственника на обладание его землею. Стремление ввести их в виде постоянной статьи дохода в хозяйственный оборот, чему препятствовало постороннее пользование, другие стеснения, обусловливаемые вторжением чужих людей в сферу господства собственника, желание обеспечить себе свободу распоряжения землею на будущее время -- все это заставляет собственников признавать только те ограничения их права, которые установлены по соглашению, специальными актами, отрицая допустимость сохранения сервитутов, существующих только в силу давности. В Риме это освобождение было достигнуто очень рано, и лишь в древнейшей конструкции сервитутного права мы встречаем намеки на старое, нераздельное и основанное на самостоятельном праве участников общее пользование угодьями (старый римский сервитутовладелец считал себя обладателем не только права в чужой вещи, но и того участка земли, на котором осуществлялось это право). Давностное возникновение сервитута раньше допускалось и уничтожено специальным законом (les Scribonia, неизвестного года). В Западной Европе борьба собственников с претендентами на совместное обладание отдельными статьями их земельных участков тянется в течение XVI--XVIII ст. Новые законодательства (франц., прусск., австр., сакс. и общегерм.) стремятся последовательно провести римскую конструкцию сервитутов, наиболее отвечающую и интересам современного собственника; но в партикулярных правах сохраняется еще много остатков старых форм "прав в чужой вещи", которые не укладываются в римскую форму и носят название "германских сервитутов".
Сервитуты подразделяются на несколько видов.
Для любых сервитутов свойственны следующие характеристики:
а) содержание сервитута не может быть таково, что собственник вещи обязывается что-либо сделать в пользу обладателя сервитута; сервитут состоит в том, что собственник обязывается терпеть определенные акты пользования его вещью или воздерживаться сам от определенных актов пользования своей вещью;
б) никто не может иметь сервитутного права на собственную вещь: собственность поглощает сервитут;
в) сервитут не может быть объектом нового сервитута;
д) сервитут должен предоставлять какую-либо выгоду управомоченному лицу, следовательно, не допускается установление сервитута по каким-то иным мотивам (ради каприза, например).