Смекни!
smekni.com

История русского права (стр. 5 из 9)

Со времен Петра образовалось новое условие брака - это дозволение на брак гражданским и военным чиновникам от их начальства. Оно исходит уже не из права начальства устраивать браки, а из обязанности государства опекать своих подданных (заботиться о их личном благосостоянии) и вместе с тем из обязанности подчинять личные интересы служебным. Прежде всего (в 1722 г.) запрещение вступать в брак без дозволения начальства сделано для флотских офицеров (гардемаринов - Реглам. адм., П. С. 3., N 3937) под штрафом трехгодичной каторжной работы (в 1765 г. это постановление дополнено тем, что гардемарину вообще до 25 лет не дается разрешения на брак); затем в 1744 г. - для ландмилиции (впрочем, последнее по представлению синода и из других оснований); в 1764 г. - для некоторых полков, здесь уже определенно выражена цель таких узаконений: "ибо ежедневная практика показывает, сколь много добрых, молодых офицеров от причины таковых браков в косность приходят" (инструк. пех. полка, П. С. 3., N 12289); в 1766 г. то же распространено и на кавалерийскую службу. Впоследствии появилось новое основание для удержания в силе этого постановления, а именно опасение двоеженств (П. С. 3., N 18521). В 1800 г. был даже дан указ, по которому на каждый брак генералов, штаб- и обер-офицеров должно испрашиваться высочайшее соизволение (N 19244), но это отменено в 1808 г. (N 22823). Откуда явилось в Своде запрещение браков гражданских чинов без дозволения начальства - неизвестно.

д) Единоженство. Брак не может быть заключен при существовании другого, предшествующего. Это правило образовалось только в христианскую эпоху; в языческую эпоху господствовало многоженство. Впрочем, и тогда оно не было безграничным: наш первоначальный летописец о самых нецивилизованных из славянских племен, т.е. о радимичах, вятичах, северянах, говорит: "имяху же по две и по три жены", что в его глазах, очевидно, составляет высшую степень дикости и варварства. Подобно этому Козма Пражский говорит о чехах: "binas vel ternas conjuges habuere licuit". Итак, три жены для обыкновенных людей считались высшей дозволенной мерой многоженств а. Князья, особенно такие, как Владимир, могли превышать эту норму, но и у них число жен было очень ограничено, при полной неограниченности наложничества: у Владимира в язычестве было 6 жен водимых, а наложниц 800 (300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 в Берестове). По сказанию Ибн-Даста, "если у покойника (русса) было три жены... то самая любимая приносит себя в жертву". Сожжение вдовы (одной) указывает на наклонность славян к единоженству, что, по-видимому, было уже осуществлено у полян.

Тем не менее и в христианскую эпоху следы многоженства оставались долго. В уставе Ярослава ясны следы борьбы христианства со старыми привычками: церковь боролась как с тем, что люди произвольно отпускали жен и потом вступали в брак с другими (это не есть двоеженство в действительном смысле, а нарушение законов о правильности развода), так и с двоеженством в собственном смысле: "Если две жены кто водит, то епископу 40 грив, а которая подлегла, ту взять в церковный дом, а первою держать по закону; если муж будет дурно обращаться с нею, то подлежит казни" (ст. 13). Преследовалось и многомужие, но опять в смысле нарушения закона о разводе: "Если жена пойдет от своего мужа за иного замуж, то взять ее в дом церковный, а новоженя митрополиту в продаже". Победа церкви в земскую эпоху далеко не была полной: "без труда и без срама две жены имеютвопреки вере нашей", - говорит митрополит Иоанн. На это же указывает и то обстоятельство, что церковные уставы последующих времен повторяли постановления устава Ярослава: например, уст. смоленского князя Ростислава 1150 г. в числе дел, подлежащих епископскому суду, упоминает двоеженство.

В Московском государстве (преимущественно на окраинах его) частые случаи двоеженства в несобственном смысле происходили от неустойчивости форм совершения и расторжения брака. Во многих случаях допускался, как увидим, брак невенчанный. Другое обстоятельство, ведшее к тому же, - это рабство. Уложение, говоря о двоеженстве холопов, озабочено только тем, кому должна принадлежать та и другая жена: если холоп сбежит и женится в бегах на другой у другого боярина, то, если жива его первая жена у прежнего господина, холоп возвращается без новой, второй жены; если же первая жена умерла, то холоп возвращается с новой женой (XX, 84).

В XVIII в. относительно двоеженства решались следующие вопросы: Какой брак расторгается при двоеженстве? По правилу основному, при двоеженстве первый брак признается действительным, а второй - незаконным. Но в 1723 г. синод подверг рассмотрению тот случай, когда один супруг произвольно оставляет другого и вступает в новый брак; по решению синода, в таком случае надо войти в рассмотрение того, не был ли оставленный супруг сам виноват в бегстве другого; если так, то предписывается первый брак развести, а второй оставить в силе. Затем, в 1741 г. (П. С. 3., N 8450), рассмотрен вопрос, может ли человек вступить в новый брак, если он заведомо имеет живую жену, но в другом государстве (речь идет о военнопленных). Еще в Московском государстве митрополит разрешил князю Вельскому вступить в Москве в новый брак, несмотря на то, что в Литве у него осталась жена, мотивируя это тем, что где нет сожительства, там и брака быть не может. Теперь (в 1741 г.) сенат решил в противоположном смысле. Впрочем, здесь основная цель была сторонняя - предупредить насильственное закрепощение военнопленных.

Вопрос о судьбе супругов при восстановлении первого брака. Случаи двоеженства во множестве продолжались ив XVIII в., еще в 1767 г. (П. С. 3., N 12935) синод свидетельствовал в своем указе, что "в епархиях обыватели многие от живых жен, а жены от живых мужей в брак вступают". Обстоятельства, препятствовавшие утверждению единоженства, были все те же, - крепостное право. Восстанавливая первые браки, законодатель каждый раз был озабочен судьбой супругов при этом. Приведем примеры: отставной поручик Мих. Апухтин, женившись на своей крепостной девке Татьяне Даниловне, потом, не хотя с.нею жить, выдал ее замуж за елецкого казенного кузнеца Ивана Маркина. Дело это решалось несколько раз: первый раз, в 1766 г., синод, согласно с каноническими постановлениями, решил: брак Татьяны с кузнецом расторгнуть, позволив кузнецу жениться (предполагается, что кузнец не знал о первом браке); Татьяну признать законной женой Апухтина; а для того, чтобы он принял ее, как действительную жену, увещевать его, и в случае неудачи увещаний заключить в монастырь на покаяние, пока не покается, а между тем на содержание Татьяны, как законной его жены, выдавать из имения Апухтина. Но когда во второй раз, в 1770 г., дело дошло до синода, то синод уже нашел вину и в самой Татьяне, именно ту, что она при втором браке не объявила о первом; поэтому решено: быть им обоим (т.е. и Апухтину) безбрачным, т.е. можно бы подумать, что и первый брак, подобно второму, расторгнут, оба они подвергнуты наказанию архиерейскому за прелюбодеяние. Но здесь следует видеть первый и единственный случай установления у Hacseparation du corps, как видно из нижеследующего. В 1774 г. то же дело вновь явилось уже в сенат: Татьяна просила выдать ей и сыну ее от Апухтина на пропитание из имущества первого ее мужа указную часть, а также отдать ей ее отца и братьев, остающимися у Апухтина в крестьянах. Сенат нашел, что просьба ее заслуживает внимания, так как Апухтин от сожительства с ней отказывается: "да и она, Татьяна, ныне к тому с ним сожитию объявляет уже свою опасность". Однако, сенат затруднился удовлетворить ее просьбу, потому что указной части при живом муже выдавать не велено; но, с другой стороны, сенат признал ее законною женою Апухтина, а потому подал на высочайшее усмотрение, не уважить ли исключительные обстоятельства жалобщицы и не выдать ли ей 4-ю часть из имения мужа. Императрица согласилась (П. С. 3., N 14160). Отсюда можно вывести следующие положения: при двоеженстве второй брак расторгается; первый брак, хотя и восстанавливается, но супруги разлучаются и жена получает вдовий выдел из имущества мужа. Но эти начала и в XVIII в. нельзя считать постоянно действующими. В 1784 г. был другой, более простой случай двоеженства: Осип Ганнибал (предок Пушкина), будучи женат на Марье Пушкиной, женился во второй раз на Устинье Толстой. Дело решено верховной властью (указ дан сенату, а не синоду), и решено вполне в духе канонов: первый брак удержан в силе, второй - расторгнут; Ганнибал в наказание послан ("для покаяния") на кораблях на целую кампанию в Северное море, "дабы он службою своею прегрешения свои наградить мог". В просьбе Пушкиной о назначении ей указной части отказано; но сам Ганнибал назначил часть имения на воспитание своей дочери от Пушкиной; это имение велено отдать в опеку для означенной цели. Очевидно, законодательство, признавая первый брак за расторжением второго, каждый раз было затруднено вопросом, как урегулировать восстановленный брак, зная, что ни муж, ни жена не вступят опять охотно в сожительство, которое уже было расторгнуто ими, и когда один го них имеет уже другого супруга, конечно, более любимого.