Смекни!
smekni.com

История русского права (стр. 6 из 9)

Вопрос о судьбе детей, рожденных от второго брака, Затем возникает вопрос: какова судьба детей при двоеженстве или двоемужии, особенно если один из супругов был признан невиновным (вовлечен в брак неведением о прежнем браке)? В 1788 г. из сената поступил на высочайшее рассмотрение такой казус: опять Апухтин, будучи женат на своей крепостной, женился при живой жене на Марье Бахтеяровой. Бахтеярова вступила в супружество, не зная, что он женат, и полагалась на его уверение, что он холост. Брак этот был расторгнут; но дело шло о судьбе детей, прижитых от Бахтеяровой. Императрица решила "рожденных от нее в том браке детей допустить к наследству, званию и достоинству наравне с прочими его, Апухтина, детьми, тем паче, что не предъявлено ни от кого и никакого опровержения на то, чтобы они рождены были не в том браке и не от него, Апухтина, и что вступление Апухтина во второй брак, будучи уже женатым на крепостной девке, не может относиться к виновности прижитых со второю его женою детьми, а виною состоит единственно он, Апухтин, за что и долженствует с ним поступлено быть по законам" (П. С. 3., N 16627).

От этого мудрого и человеколюбивого начала последующее законодательство уклонилось вполне. Не только было признано, что дети, рожденные во втором браке при существовании первого, суть незаконнорожденные и потому никаких прав на имущество и состояние своего отца предъявить не могут; но однажды было постановлено, что такие же невыгодные последствия наступают для них и при предполагаемом двоеженстве.

Предполагаемое двоеженство или двоемужие. Для предупреждения двоемужия в 1812 г. было постановлено, что "солдатская вдова не прежде правом вдовства своего может пользоваться, как по получении от инспекторской военной коллегии экспедиции паспорта, удостоверяющего о смерти мужа ее", так как синод изъяснил, что "вторые браки без законного удостоверения о смерти первых мужей суть противозаконны". На этих основаниях сенат в 1812г. постановил: "На сем основании и с прижитыми в таковых вторых браках детьми надлежит поступать, как о незаконнорожденных от солдатских жен установлено" (П. С. 3., N 25140).

е) Условия, возникающие из последовательности браков одного за другим. Траурный год установлен византийскими кодексами для вдов из понятных физиологических причин (для различения отца). Русские узаконения в XVIII в. распространили его на вдовцов, конечно, из чисто моральных оснований. Ныне постановление о траурном годе не удержалось в нашем законодательстве.

Повторение брака. Брак одним лицом может повторяться по прекращении предшествующих лишь определенное число раз. Учение христианской церкви в этом отношении шло вразрез с древнеримской практикой: церковь вовсе не одобряла повторение брака. Светское право Византии в христианскую эпоху колебалось, воспрещая то третий брак, то четвертый и во всяком случае с повторением брака соединяя разные имущественные невыгоды. Церковь, уступая плотским стремлениям, не расторгала повторных браков, но преследовала их эпитимиями. Когда христианское учение было принесено на Русь, то здесь языческое обычное право неодинаково решало вопрос для вдовца и вдовы. Конечно, для первого брак мог быть повторен неограниченное число раз; но для вдовы не всегда или, лучше, не для всех вдов: главная жена сжигалась, в чем выразилось, между прочим, понятие, что она может быть женою только одного мужа и здесь и на том свете. Но прочие вдовы могли вступать в повторные браки, как показывают сватовство Ольги и пример Владимира, женившегося на вдове брата. Словом, и здесь для строгого учения церкви почва была весьма неблагоприятна. Однако, это не помешало и у нас церкви относиться с такой же строгостью к данному порядку вещей: "на тот брак не ходи, иже двоеженец, или триженец", - предписывала церковная власть еще в 1499 г. Впоследствии церковь стала несколько уступчивее, хотя лишь первый брак получал венчание, а второй и третий только благословлялись. В случае брака первобрачного супруга с второбрачным первый из них венчался, а второму клали венец на плечо. Свидетельства Герберштейна и Майерберга подтверждают тот взгляд, что церковь лишь первый брак признавала таинством, а два остальных она терпела, как зло, и признавала лишь гражданские последствия таких браков. Но жизнь противилась этому строгому учению, допуская и 5,6, и 7-й браки (пример Ив. Грозного), даже 10-й, как показывает пример вятчан. А так как светский закон не регулировал этих отношений, то до Уложения царя Алекс. Мих. четвертые браки признавались граждански законными. Лишь с Уложения (XVII, 15) и указа 1651 г. 4-й брак лишен был юридической силы: вдова после 4-го брака и ее дети не получали наследства после смерти мужа и отца (П. С. 3., N 64; Уложение запрещает жениться на 4-й жене, а указ 1651 г. - выходить замуж за 4-го мужа). Что именно со времени издания Уложения нужно признать это правило действующим, доказывается указами 1670,1676(П.С. З.,N 633) и 1677 гг. (N 700); согласно им, те жены, с которыми муж вступил в 4-й брак до Уложения, могут получить прожиточные поместья, а дети их - поместья и вотчины их отца. Здесь не устанавливается какого-либо искусственного срока давности; это видно из того, что за такими женами и их детьми не только оставляются те поместья и вотчины, которые даны им до Уложения, но и такие, которые даны были после воспрещения 4-го брака в Уложении. По указу 1676 г., дети таких вдов пользуются правами наследства и от боковых родственников своего отца.

По инструкции поповским старостам патриарха Адриана 1697 г. 4-й брак признается уже преступлением: супруги разводятся по монастырям и содержатся в смирении до указа (П. С. 3,, N 1612).

На окраинах России, и в частности в земле войска Донского такие постановления исполнялись и в XVIII в. не с достаточной строгостью. В 1767 г. (П. С. 3., N 12856) св. Тихон, епископ Воронежский довел до сведения синода о нескольких четвертых браках у донских казаков, как мужей, так и жен: из них некоторые в 4-м браке прожили уже 30 лет, другие - 19 и прижили детей. "Да и впредь, - прибавляет святитель, - в оном войске Донском уповательно таковых же беззаконных браков оказаться может не малое число". Синод предписал немедленно развести все такие браки, назначить церковную епитимию и воспретить вступление в новые браки тем из супругов, которые сами вступили в 4-й брак или знали, что вступают в брак с лицом, бывшим уже в браке 3 раза; впрочим. вступившим в брак по неведению о четверобрачности другого супруга, позволить, по разводе, вступить в новые браки. О судьбе детей от таких браков ничего не сказано. В 1814г. (П. С. 3., N 25545) предписано и католическому духовенству при венчании смешанным браком справляться о православном, в какой брак он вступает.

ж) Отсутствие известных степеней родства или свойства. Историю этого последнего условия брака здесь излагать не будем, так как в определении его светское законодательство не участвовало. Заметим только, что и в этой части брачного права история идет тем же путем, от безусловной строгости церкви (за запрещения брака до 8-й ст.) к постепенному снижению требований (до 4-й ст. и даже ниже). Смягчение это в особенности становится заметным по отношению к родству духовному.

Формы совершения брака

Формы совершения брака зависят от различия понятий о самом браке; по римскому и византийскому праву, брак есть договор. Таким понятием римское право отличало его от простого физического сожития. Поэтому формы его совершения, по византийским источникам (Прохирону и Эклоге), ничем не отличаются от форм совершения прочих гражданских сделок. Брак может быть совершен или письменно, или символически; но символы языческого брака (соетрtio, confarreatio) уже отброшены в христианскую эпоху византийского права; остался только один - приведение жены в дом мужа - момент существенный и неизбежный. Что касается письменной формы совершения, то через нее брак может быть совершен заочно и через адвоката. Византийские кодексы, заключенные в нашу кормчую, ничего не упоминают о церковном венчании. Но императорский эдикт Льва Философа узаконил венчание.

Церковь и в этом расходилась со светским правом Византии, признавая брак не договором, а таинством и единственной формой совершения его - церковное венчание. Впрочем, можно сомневаться, было ли это требование так настойчиво проводимо церковью с самого начала (в Византии и у нас), как впоследствии.

У нас правила митрополита Иоанна в XII в. засвидетельствовали, что в то время, т.е. двавека спустя после принятия христианства, "не было на простых людях благословенного венчания, но бояре только и князья венчались. Как же совершался брак у простолюдинов? "Простым же людей яко именем и плесканием..."; в этих неясных словах памятник указывает, что браки у простых людей продолжали совершаться при помощи языческих обрядовых форм. Церковь вооружалась именно против языческих форм брака. Митрополит Максим (1283-1305) писал в своем поучении следующее: "Да держатся жены от св. соборныя и апостольския церкви, зане жена спасения ради человеческого бысть. Аще же их держите в блуде - без благословения церковного, то что ти в помощь есть? Но и молися и нуди их, аще и стари суть, да венчаются в церкви".

Строгие поучения духовенства против невенчанных браков доказывают, что в обычном праве такие браки были в употреблении не только в XII и XIII вв., но и в XV и XVI. Именно это находим у новгородцев, судя по посланию митрополита Фотия 1410 г.(Ак. арх. эксп., I, 461): "а который не по закону живет с женою, без благословения поповска понялися, тем эпитемия 8 лета, как блуднику, да пакы совокупити их". Отсюда видно, что это было не наложничество, а брак. Тот же митрополит в общем поучении (Д.А.И. I, 329) опять возвращается к этому вопросу, из чего следует, что такие браки совершались не в одном В. Новгороде. О том же у вятчан свидетельствует послание к ним митрополита Ионы около 1456 г. (Ак. ист., I, 498): "многие христиане у вас с женами незаконно в невенчании живут". То же о Вотской пятине говорит грамота Макария 1534 г. (Д.А.И., I, 29): "а которые живут с девками и женками по любви снявся, и те б отроки с девицами венчалися, и вдовцы бы со вдовами молитвы имали у вас, у отцов своих духовных".