Смекни!
smekni.com

Формирования современного международного права (стр. 1 из 3)

Введение

Одной из важнейших проблем истории международного права является проблема его возникновения и периодизации. Долгое время доминирующим было утверждение, что международное право возникло вместе с возникновением государств, т.е. еще в Древнем мире. Другой точкой зрения является убеждение в том, что «международное право может возникнуть тогда, когда в обслуживаемых им межгосударственных отношениях созревают соответствующие условия. Необходимо, чтобы международные отношения достигли весьма высокого уровня развития, при котором суверенные государства осознали необходимость во имя своих национальных интересов подчиниться нормам, обладающим юридической силой». С этой точки зрения время возникновения международного права следует отнести к концу средневековья. Вероятно, эта позиция выглядит более убедительной. На протяжении веков человечество совершенствовало и накапливало опыт международного общения (в том числе и эпоху господства родо-племенных отношений), международные обычаи и мораль с тем, чтобы перевести его на новый качественный уровень – уровень сознательного правового регулирования путем соглашения об ограничении свободы действий государств на внешней арене для поддержания в мире стабильности и должного порядка.

В целом, наиболее предпочтительной периодизацией истории международного права представляется периодизация, предложенная И.И.Лукашуком

-предыстория международного права (с древних веков до конца средневековья) - эпоха совершенствования международных отношений и понимания роли государства на международной арене;

-классическое международное право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций)- возникновение и развитие права Нового времени;

-современное международное право- право Устава ООН и его противоречия.

Целью работы является исследование периодизации истории возникновения, развития, а также формирования современного международного права.

Исходя из цели, задачами контрольной работы являются:

-исследование возникновения и периодизации истории международного права;

-изучение основных событий, которые послужили развитию, а также формированию современного международного права;

-подведение итогов и формулирование выводов.

Теоретической базой при выполнении работы является учебная и научная литература таких авторов как Тункин Г.И., Игнатенко Г.В., Коровин Е.А., Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. и других авторов.

1.Периодизация истории возникновения и развития международного права.

Долгое время доминирующим было утверждение[1], что международное право возникло вместе с возникновением государств. Другой точкой зрения является убеждение в том, что «международное право может возникнуть лишь тогда, когда в обслуживаемых им межгосударственных отношениях созревают соответствующие условия. Необходимо, чтобы международные отношения достигли весьма высокого уровня развития, при котором суверенные государства осознали необходимость во имя своих национальных интересов подчиниться нормам, обладающим юридической силой».[2]

С этой точки зрения время возникновения международного права следует от­нести к концу средневековья. Вероятно, эта позиция выглядит более убедитель­ной. На протяжении веков человечество совершенствовало и накапливало опыт международного общения (в том числе и эпоху господства родо-племенных от­ношений), международные обычаи и мораль с тем, чтобы перевести его на но­вый качественный уровень - уровень сознательного правового регулирования путем соглашения об ограничении свободы действий государств на внешней арене для поддержания в мире стабильности и должного порядка.

Международные отношения в Древнем мире выработали целый комплекс традиций, которые впоследствии были либо отвергнуты в межгосударственных контактах как противоречащие задачам самосохранения человеческого рода (война), либо возведены в ранг норм международного права (добрососедство).

В древних международных отношениях не могло идти речи о равенстве парт­неров. На первом месте стояли военные цели, “свое” постоянно противопостав­лялось “чужому”. Так, например, в древнеиндийских Законах Ману говорилось: “враг - это ваш сосед”, а грек Демосфен доказывал, что варвары (чужеземцы) предназначены природой быть рабами греков. В древних обществах процветала ненависть к иностранцам (в греческом языке - ксенофобия), а между госу­дарствами отношения строились исключительно с позиции силы. Великие госу­дарства стремились подчинить мелкие и слабые путем военных действий. Более того, у войны появились различного рода морально-этические первые морально и даже фи­лософские обоснования. Так, например, римляне были уверены, что римский на­род (государство) не может вести несправедливые войны. Им казалось, что все войны, которые они ведут справедливы по причине господствовавшей доктрине, согласно которой все полезное для Рима угодно богам. Существовало два основ­ных варианта определения субъекта международных отношений. В древневосточ­ных деспотиях субъектом выступал правитель (царь, фараон, раджа, ван и т.д.). В греческом и особенно в римском мире понимание субъекта было более форма­лизовано: полис (свободные граждане государства) или populus romanus (римский народ).

В такой системе международных отношений договор выступал как второстепенное средство решения споров. Обычно он заключался после войны. Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные, о взаимной помощи, границах, арбитраже, торговле, о праве вступать в брак с иностранцами, о нейтралитете и др. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила pactasuntservanda- договоры должны соблюдаться.[3]

Несмотря на то, что древние договоры мало чем отличались внешне от со­временных договоров, реальноони представляли собой не более, чем религиозные предписания или взаимные моральные обязательства. Не случайно, что текст древ­них договоров содержал высокопарные религиозные клятвы: “...Что же касается слов, которые на этой серебряной таблетке, для земли хеттов и для земли египет­ской, и кто-нибудь не остережется их - тысяча богов из земли хеттов, равно как тысяча богов земли египетской - уничтожат его дом, его землю, его слуг”.[4]В качестве последствий мирных договоров могли наступить посольские от­ношения. Как правило, они не носили постоянного характера, часто организовы­вались для выполнения единовременных межгосударственных поручений. В Гре­ции послу вручались две сложенных и покрытых воском дощечки с текстом, кото­рые назывались “дипломами”, от чего, собственно, и произошел термин “дипломатия”. Послы пользовались неприкосновенностью, что являлось вынужденным исключением из общего правила для иностранцев (посол должен донести важные сведения, касавшиеся интересов и принимающей сто­роны).

Право силы в международных отношениях, преобладание их регионализма усилилось в период раннего и развитого средневековья(VI-XV вв.). С утверждением монархии как преобладающей формы государственной власти усилилось значение личности в международных отношениях. Самые логические черты это приняло в период феодальной раздробленности, когда практически стерлись различия между публичными и частными отношениями во внешнем мире. Крупные феодалы имели практически неограниченные полномочия в веде­нии и заключении внешних сношений, вели частные территориальные войны, заключали мир на собственных условиях и т.д. Источником такого положения вещей было территориальное верховенство на основе иммунитетных привилегий. Так, например, в Золотой булле германского императора Карла Люксембурга 1326 г. содержались положения, которые узаконили внешнеполитическую незави­симость немецких князей - подданных Священной империи германского народа.

С IX века в международные отношения включилось Древнерусское государ­ство, свидетельством чего стали заключенные с Византией после военных похо­дов договоры, международные браки киевских князей и княжон и т.д.

В эпоху средневековья мир начал делиться на три части - христианский мир (Европа), мир ислама (Западная и Центральная Азия, Северная Африка) и неизвестные земли (“закрытые” для европейцев и мусульман Китай, Япония, Америка, Австралия и большая часть Африки). Поскольку на формирование меж­дународного права современности, бесспорно, оказали главное влияние европейские традиции, наибольший интерес представляет именно Европа. Здесь продолжали существовать видоизмененные античные традиции международных отношений, а также сформировались новые традиции, на которые большое влия­ние оказывали во-первых, феодальные отношения (иммунитет и понимание суве­ренности собственника в политических вопросах), во-вторых, католическая цер­ковь, которая являлась связующим институтом в международных делах благо­даря общей для всех европейских государств идеологической доктрине католи­цизма (существовали общие, понятные для всех символы, на основе которых можно было строить первоначальные отношения) и постоянному стремлению папства поставить под свой политический контроль европейских правителей (так, например, декрет папы Грациана (1139-1142 гг.) “Согласование несогласо­ванных канонов” затрагивал вопросы международных отношений именно в этом ключе).

На рубеже средневековья иНового времени происходитвозникновение практики и доктрины международного права. Этому способствовали изменившиеся исторические условия:

-реформация церкви и некоторая утрата ею былых позиций на внешней арене;

-централизация власти;

-ликвидация иммунитетного сепара­тизма и возникновение национальных государств;

-развитие философии, полити­ческих учений;

-обращение к античному интеллектуальному наследию, в том числе к системе римского права.