- Принцип добросовестного выполнения международных обязательств[7] .
Бякешев К.А. по степени важности, значимости защищаемых принципами отношений предложил следующую классификацию: во главе принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности, которые также могут быть системообразующими факторами нашей цивилизации, уничтожение которых приведет к уничтожению самой цивилизации, - такие, как уважение прав и основных свобод человека, сотрудничество государств по охране окружающей среды. Во второй группе - принципы, более связанные с интересами государств, - такие, как невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силой, всеобщее и полное разоружение и др. Данный вид классификации показывает, каким принципам должно быть уделено первоочередное внимание в формировании нормативной базы, например, в Комиссии международного права Генеральной Ассамблеи ООН[8] .
Классификация основных принципов по объекту сотрудничества была предложена профессором Н.Т. Блатовой. Она выделила три группы принципов:
- защищающие мир и безопасность;
- обеспечивающие мирное сотрудничество государств;
- защищающие права человека, народов и наций[9].
Некоторые российские и зарубежные юристы-международники (особенно США и Великобритании) не только считают все основные принципы международного права равнозначными по своей значимости, но и отдают первенство принципу уважения прав и основных свобод человека в ущерб принципам суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела государств, неприменения силы или угрозы силой. С этими авторами невозможно согласиться, поскольку такой подход, по существу, одобряет концепцию «гуманитарного вмешательства», придуманную в США и, к сожалению, поддержанную Генеральным секретарем ООН К. Аннаном, явившуюся «правовой основой» и оправданием агрессии США и НАТО против Югославии в 1999 г. Неправомерность такой позиции впоследствии были вынуждены признать и сам К. Аннан, и известные политики и руководители США и Великобритании[10].
Ануфриева Л.П. считает, что все виды классификаций весьма условны, поскольку любой основной принцип международного права направлен на обеспечение разностороннего сотрудничества государств, в том числе в области защиты прав и свобод человека, а их юридическое содержание достаточно сложное и имеет некоторые составные элементы, присущие многим основным принципам одновременно[11].
На мой взгляд, классификация Колосова Ю.М. и Кривчиковой Э.С., согласно которой общепризнанные принципы делятся на основные и специальные (отраслевые) принципы, является наиболее правильной. Так как общепризнанные принципы не всегда являются основными принципами международного права. Данная классификация положена в основу рассмотрения проблемы соотношения общепризнанных и основных принципов.
Глава 2. Понятие основных и отраслевых принципов международного права как видов общепризнанных принципов международного права, их общие черты
Основные принципы международного права являются концентрированным выражением общепризнанных норм поведения субъектов международного права, касающихся наиболее важных, жизненных вопросов международных отношений[12].
При анализе содержания основных принципов международного права необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, в международно-правовой литературе, международно-правовых источниках и законодательстве эти принципы именуются по-разному. Например, Э. Аречага называет их общими принципами международного права, регулирующими поведение субъектов[13]. Другие авторы именуют их общими, основными принципами[14]. Ануфриева Л.П. в определении основных принципов указала, что основные принципы – это общепризнанные, общеобязательные принципы международного права[15] . В Декларации о принципах международного права 1970 г. они называются основными принципами международного права. И это справедливо. Не каждый общепризнанный принцип (например, принцип свободы открытого моря или принцип защиты жертв вооруженных конфликтов) является основным принципом общего международного права, хотя они и могут быть императивными принципами juscogens.
Во-вторых, в международно-правовых источниках, литературе и национальном законодательстве часто используется словосочетание «общепризнанные принципы и нормы международного права». Международный суд ООН в своем решении по делу о делимитации морской границы в районе залива Мэн от 12 октября 1984 г. отметил, что термины «принципы и нормы» по сути, означают одно и тоже[16].
Основные принципы международного права носят нормативный характер, и все они являются нормами juscogens, т. е. нормами особого рода, высшего порядка. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г. «Императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер»[17].
Справедливо следующее замечание Р. Л. Боброва: общие принципы международного права - это источник международного права в юридическом смысле, поскольку это не формы норм, а сами нормы, само международное право[18] .
А.Н. Талалаев считал, что основные принципы международного права отличаются от других принципов и норм тем, что основные принципы: наиболее важные, коренные нормы этого права; наиболее общие нормы; нормы общепризнанные[19].
Р.Л. Бобров обращал внимание на то, что основные принципы (основные начала) международного права - критерий законности всех других норм, вырабатываемых государствами в сфере международных отношений[20]. Все другие нормы международного права должны соответствовать им.
По мнению Г. Шварценбергера и Е. Брауна (Англия) фундаментальные нормы и принципы международного права должны соответствовать трем условиям: они должны быть исключительно важными для международного права; они должны отличаться от других принципов относительно широким спектром проблем; они должны быть существенной частью любой известной отрасли международного права или должны так характеризовать действующее международное право, что их игнорирование должно представлять угрозу современному международному праву. Учитывая эти три признака, пишут они далее, семь фундаментальных принципов лежат в основе международного обычного права. Таковыми, по мнению Г. Шварценбергера и Е. Брауна, являются суверенитет, признание, согласие, добросовестность, свобода морей, международная ответственность и самооборона[21].
Предлагаемый известными английскими юристами-международниками перечень фундаментальных (основных) принципов международного права не совпадает с теми принципами, которые закреплены в Уставе ООН и других международно-правовых документах.
В Уставе ООН (ст. 2) закреплены семь основных принципов международного права. В дальнейшем они уточнялись и развивались Генеральной Ассамблеей ООН путем принятия резолюций, разработки и одобрения проектов международных договоров.
В частности, XXV сессия Генеральной Ассамблеи 24 октября 1970 г. одобрила Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
В Декларации подробно сформулированы следующие семь основных принципов:
- Принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций.
- Принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.
- Принцип, касающийся обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
- Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН.
- Принцип равноправия и самоопределения народов.
- Принцип суверенного равенства государств.
- Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.
В Декларации особо обращается внимание на очень важное обстоятельство: при толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.
Принципы, содержащиеся в данной Декларации, представляют собой основные принципы международного права. Декларация призывает все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения.
Вместе с тем это не означает, что в общем международном праве только семь основных принципов. Например, 33 государства Европы, а также США и Канада 1 августа 1975 г. подписали в Хельсинки Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором закреплены десять основных принципов. К перечисленным выше семи принципам добавлены следующие три принципа: нерушимости границ, территориальной целостности государств и уважения прав человека и основных свобод[22].
В этом документе сказано, что все десять принципов имеют первостепенную важность, и они будут неукоснительно применяться государствами — участниками Совещания, и отношения с другими государствами будут осуществлять в духе этих принципов.