Прозаическое требование о том, что все процессуальные документы уголовного дела должны быть грамотными не только юридически, но также грамматически, к сожалению, часто не выполняется. Тексты постановлений, ходатайств, обвинительных заключений не считываются следователем, а прокуроры оставляют эти недостатки без внимания.
43
Рассматривая ошибки следователя при принятии и реализации процессуальных решений, следует рассмотреть и связанные с этим аспекты деятельности прокурора, осуществляющего надзор за законностью расследования преступлений.
Анкетирование прокуроров и следователей позволили выявить перечень типичных ошибок и упущений, которые наиболее часто встречаются в деятельности прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов при проведении расследования.
Как банально это не звучит, но факт остается фактом подавляющее большинство дефектов надзорной деятельности объясняется недостаточным, а порой откровенно плохим знанием прокурорами материалов следственного дела. В интервью следователь со стажем работы в полтора года заявил: «Наш прокурор чрезвычайно занятой человек, а поэтому мне уделяет мало времени, и то от случая к случаю. В результате этого прокурору приходится решать вопросы в основном после моего доклада. Я полагаю, что этого недостаточно»1.
Утверждение о том, что прокуроры недостаточно знают материалы уголовных дел, можно подтвердить данными, собранными Т.А.Джакели в ходе проведенного им исследования. Согласно этим данным, с ходом расследования убийств, а это, безусловно, дела особой значимости, требующие повышенного внимания, ежедневно знакомится только пятая часть прокуроров, и то в основном до установления преступника. Большинство же прокуроров обращается к материалам уголовного дела «по мере необходимости», а то и вообще от случая к случаю .
Теперь о других ошибках. Одна из наиболее распространенных это запаздывание. Вовремя не вникнув в суть дела, прокурор оказывается в
См.: Ломидзе А.Б. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью принимаемых следователем процессуальных решений. М., 2000. С.39.2 Джакели Т.А. Прокурорский надзор за законностью расследования убийств. Дисс.канд.юрид.наук... М., 1992. С.65.
44
ситуации, когда исправить ошибку следователя, пришедшего к неверному решению, либо чрезвычайно трудно, либо вообще невозможно. Примеров тому, к сожалению, чрезвычайно много. Так, следователь вовремя не изъял документы, не решился на производство обыска и в результате этого не получил необходимые по делу доказательства, а заинтересованные в исходе расследования лица уничтожили их. По прошествии времени исправить допущенные ошибки зачастую невозможно.
Недостатки прокурорского надзора во многом объясняются ненадлежащей организацией своей работы надзирающим прокурором, отсутствием систематичности в осуществлении надзора. Об этом известно и по сообщениям следователей, большинство из которых подтвердили этот факт. Не скрывали такого недостатка и более трети всех опрошенных прокуроров, в основном ссылаясь на загруженность работой. Понятно, что описываемый недостаток пагубно отражается и на своевременности, и на качестве надзора1.
Вместе с тем, не прослеживая хода следствия и не зная совокупности доказательств, собранных на момент окончания расследования, прокурор не в состоянии должным образом оценить правильность принятого следователем итогового решения по делу и качество обвинительного заключения или постановления о прекращении уголовного дела.
Важным критерием нормальных деловых отношений, как известно, является доступность и своевременность получения советов и рекомендаций по вопросам, вызывающим затруднения у следователей. В подавляющем большинстве случаев такая атмосфера существует в прокуратуре и следственных отделах органов внутренних дел. Тем не менее, примерно четвертая часть опрошенных следователей сетовала на то, что прокуроры
1 Вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законов и деятельности органов дознания и предварительного следствия подробно рассматриваются в методическом пособии для горрайпрокуроров «Организация и методика прокурорского надзора за законностью расследования преступлений органами дознания и следователями МВД». М., 1997. С. 18-27, подготовленном в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.45
избегают обсуждать ответственные решения в сложных ситуациях. По мнению следователей это относится к принятию решений о возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, о назначении экспертизы, об избрании меры пресечения, а также к определению объема обвинения. Тут уместно привести слова, сказанные по этому поводу одним из следователей». За четыре года работы у меня все больше крепится убеждение, что прокуроры, которые надзирают за следствием, боятся принимать ответственность, когда встречаются сложные случаи, когда могут наступить плохие последствия. То ли они не достаточно хороша знают следствие, то их волнуют другие проблемы. Часто приходится слышать: «Вы уж там сами разберитесь».
Такая позиция следователей требует пояснения. В соответствии со ст. 127 УПК следователь обладает процессуальной самостоятельностью: при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора либо решения суда (на основании ст.ст.22, 23 и 25 Конституции РФ) и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Обращение к прокурору за советами, рекомендациями, консультациями носит внепроцессуальный характер и не избавляет следователя от ответственности за законность и обоснованность принимаемых им решений.
На основании ч.З ст.37 УПК РФ прокурор в пределах своей компетенции дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления, которые обязательны для следователя. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора по наиболее важным вопросам расследования, перечисленным в ч.З ст.38 УПК РФ о привлечении
46
в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае вышестоящий прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство по этому делу другому следователю. Установленный порядок является гарантией не только процессуальной самостоятельности следователя, но и законности и обоснованности решения вопросов, связанных с уголовным преследованием обвиняемого.
Однако отдельные прокуроры игнорируют процессуальную самостоятельность следователей, подменяя ее мелочной опекой. Статус следователей при этом снижается и они постепенно превращаются в рядовых исполнителей, что недопустимо, исходя из предписаний ст. 37 и ст. 38 УПК РФ.
Вообще в деловых взаимоотношениях прокурора и следователя в плане принятия ответственных решений по уголовному делу наряду с преобладающим процессуальным аспектом важную роль имеет и так называемый «человеческий фактор». Правильные взаимоотношения указанных самостоятельных участников уголовного процесса залог успеха в работе. Понятно, что такие отношения в большей мере зависят от прокурора, который, наряду с требовательностью и контролем, должен оказывать посильную помощь следователям, особенно молодым и неопытным; видеть в каждом следователе неповторимую индивидуальность, стремиться заинтересовать работой, разделять с ним радости успеха и горечь неудачи. Очень важно, чтобы прокурор с учетом разницы в квалификации и опыта в работе помогал следователю видеть перспективы, способствовал его профессиональному росту.
Анализ прокурорско-следственной практики показывает, что не редки случаи, когда прокуроры дают обоснованные указания следователям о
47
необходимости исправления того или иного процессуального решения, а затем не прослеживают его выполнение. Недопустимость такого положения очевидна.
Заканчивая рассмотрение наиболее часто встречающихся ошибок в работе прокуроров по осуществлению надзора за законностью и обоснованностью решений следователя, еще раз подчеркнем важность совершенствования организации и методики этого важного аспекта прокурорской деятельности.
ГЛАВА 2 ОБЩИЕВОПРОСЫПРОКУРОРСКОГОНАДЗОРАЗА ЗАКОННОСТЬЮПРОЦЕССУАЛЬНЫХРЕШЕНИЙСЛЕДОВАТЕЛЯ
2.1. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью и обоснованностью решений следователя.
Вступивший в действие с 1 июля 2002 года УПК РФ существенно изменил роль прокурора, его полномочия в уголовном судопроизводстве прежде всего за счет расширения полномочий суда и ограничения
48
полномочий прокурора в досудебных стадиях. Такое положение объясняется не столько введением судебного контроля, который является положительным фактором и в целом оправдывает себя, поскольку создает дополнительную и весьма эффективную гарантию законности расследования, сколько передачей суду права принимать решения, по существу санкционировать1 наиболее важные процессуальные решения следователя, ограничивающие конституционные права участников процесса. Кстати, термин «санкционирование» следственных действий, связанных с возможностью ограничения конституционных прав и свобод граждан, используется самими авторами концепции судебной реформы в Российской Федерации2.