Таким образом, резюмируя существующие научные положения и международный опыт борьбы с терроризмом, автору представляется возможным остановится на следующем обобщающем определении терроризма как явления, выраженного в деянии: терроризм - это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов
Глава 2. Формы терроризма
Сложность терроризма как социально-политического явления предопределяет наличие целого ряда его видов, которые характеризуются спецификой присущих им политических целей, организационных структур, используемых сил и средств, а также других существенных признаков.
Проведение научной классификации терроризма, выделение его отдельных видов и их характерных особенностей представляет собой необходимую предпосылку создания системы мер противодействия терроризму как угрозе международной и национальной безопасности.
К традиционному терроризму относится применение насилия в политических целях, основанное на использовании широко распространенных и издавна известных средств поражения людей и материальных объектов, а именно: холодного и огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и т. д.
К технологическому терроризму относят акции, проведение которых предполагает применение новых средств поражения, основанных на передовых технологиях по использованию радиоактивных материалов, высокотоксичных ядов, химических веществ, биологических культур и т. д.
Опасность технологического терроризма, отдельные попытки которого уже имели место в современной истории, состоит прежде всего в массовом характере его поражающего воздействия в отношении большого числа людей, на значительных территориях), способности оказывать особо сильное устрашающее воздействие, возможности наступления многоплановых, разрушительных и дестабилизирующих последствий как регионального, так и глобального характера.
Наиболее опасным видом технологического терроризма, по общему признанию, является ядерный терроризм, вероятность которого оценивается специалистами в настоящее время достаточно высоко. Особенно подчеркивается при этом наличие таких благоприятствующих факторов, как значительное и продолжающееся распространение ядерного оружия в мире; увеличение числа атомных электростанций (число которых в мире, по некоторым данным, более 400) и промышленных установок по регенерации ядерного топлива; появление и дальнейшее распространение в различных регионах мира контрабанды расщепляющихся материалов; дальнейшее развитие коммерческого производства радиоактивных материалов; расширение транспортировки ядерного оружия и ядерных веществ по всему миру; распространение научных знаний по вопросам оружия массового поражения и ядерной технологии и др. Указанные процессы, имеющие тенденцию кдальнейшему развитию, благоприятствуют террористическим группам в реализации их возможных замыслов как по завладению сырьем и иными компонентами для создания ядерных зарядов, так и по осуществлению в преступных целях доступа к ядерным объектам военного и мирного назначения.
К идеологическому терроризму относят прежде всего правый и левый терроризм, который в различной, конечно, степени существует во всех основных регионах мира. Отдельные исследователи определяют данную разновидность как «социальный» терроризм (так как его субъекты нередко выдвигают различные варианты социального переустройства мира, страны в соответствии с их идеологическими концепциями) или как политический - в узком смысле - терроризм. Однако, по нашему мнению, оба последних обозначен являются менее корректными с точки зрения использования основных системообразующих признаков и, кроме того, приобретают в настоящее время ин наполнение.
Правый терроризм базируется обычно на платформах, отрицающих демократическую систему организации политической власти, институты политического либерализма, правового государства. В частности, он нередко основывается на фашистской и неофашистской идеологии и имеет распространение в Германии, Италии, Испании, а также в ряде стран, которые не имеют фашистского прошлого[5].
Левый терроризм, как разновидность идеологического терроризма, основывается на концепциях псевдореволюционного, часто троцкистского и маоистского, а также анархо-коммунистического характера и ориентируется на насильственное упразднение капиталистической системы путем осуществления широкомасштабной стратегии формирования революционной ситуации и массовых выступлений населения.
Другая разновидность терроризма — националистический терроризм в современной практике экстремизма, по общему признанию, приобрел наибольшее распространение, характеризуется, как правило, особой жестокостью, большим числом жертв. Он представляет собой неадекватную форму борьбы против действительного или мнимого ущемления прав и интересов отдельных наций и этносов. Он направлен, в конечном счете, также на достижение политических целей: насильственное изменение существующего конституционного строя, государственного (чаще всего федеративного) устройства страны, правового статуса существующих в стране национально-государственных или административно-территориальных образований и т. п. Значительная активность националистических экстремистских организаций по достижению указанных выше целей наблюдается в Испании, Франции, Англии, Бельгии и ряде других европейских стран. Аналогичные процессы в настоящее время набирают силу также и на территории Российской Федерации, особенно в регионе Северного Кавказа, а также в некоторых других районах мира.
Религиозный терроризм, как одна из распространенных в современных условиях разновидностей терроризма, хотя и осуществляется часто под религиозными лозунгами и нередко связан с использованием тех или иных религиозных догматов, в основном ориентируется также на достижение определенных политических целей. Носителями данной разновидности терроризма в большинстве случаев выступают либо национал-экстремистские, либо религиозно-политические организации различной конфессиональной принадлежности, часто использующие в комплексе лозунги националистического и религиозного характера.
В рамках религиозного, точнее религиозно-политического экстремизма, особую опасность приобретают экстремистские структуры, действующие на основе исламского фундаментализма. В настоящее время террористические организации именно этого направления являются безусловно преобладающими в системе террористических структур, действующих в различных регионах мир (более 150 организаций).
Таким образом, все указанные выше разновидности терроризма, выделяемые по идейно-политической платформе их субъектов, несмотря на существующие между ними различия в программных установках, идеологических концепциях, социальной направленности деятельности, в конечном счете подчинены достижению политических целей. Поэтому они могут быть отнесены к категории политического терроризма в целом. Именно на этой основе в различные исторические периоды происходило возникновение терроризма как социального явления.
Центральное место в классификации видов терроризма занимает деление его на государственный, международный и внутренний терроризм.
Государственный терроризм нередко понимается очень широко — как любое проявление насилия, осуществляемое в отношении иностранных государств и внутренних противников со стороны определенных государств, различных его органов, В этом случае к государственному терроризму часто относят акты военной агрессии, полицейского и судебного произвола и т. п., совершаемые для решения внешнеполитических или внутриполитических задач. Представляется, что для обозначения столь широкой практики применения государством политического насилия более обоснованным является использование понятия террор, а не терроризм. История человеческого общества убедительно показывает, что государственный террор как метод управления обществом посредством насилия и устрашения «своего» населения был прежде всего присущ государствам с диктаторской системой управления. Этот метод нередко использовался ими в различные эпохи для удержания завоеванных территорий, осуществления господства на оккупированных землях.
Внешнеполитический аспект государственного терроризма наиболее ярко выражен в практике вмешательства ряда развитых иностранных государств во внутренние дел других стран.
В целом государственный терроризм - в узком смысле этого понятия — представляет собой целенаправленную систему использования государством, государственными органами (прежде всего органами разведки, контрразведки, политической полиции, отчасти вооруженных сил) акций скрытого ослабления и подрыва своих внутренних или внешних политических противников посредством противоправного уничтожения или угрозы уничтожения их ведущих деятелей, активистов и сторонников (лидеров и функционеров оппозиционных партий, государственных и общественных деятелей иностранных государств, видных лидеров и участников национально-освободительного движения), деморализации и запугивания определенных слоев населения, этнических групп, поддерживающих политических противников данного государства, дезорганизации вооруженных сил, системы государственного управления стран - объектов их внешней политики и т. п.