Смекни!
smekni.com

Экологическое право (право окружающей среды) (стр. 49 из 155)

Общим для земельного, горного, водного и лесного права является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (ст. 12 Земельного кодекса РСФСР), либо на длительный срок (ст. 31, 37 Лесного кодекса РФ – аренда или концессия участка лесного фонда на срок до 49 лет), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением. Согласно ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды», платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Важным является то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

Так, в соответствии с Водным кодексом РФ (ст. 123) система платежей, связанных с использованием водных объектов, включает:

• плату за пользование водными объектами (водный налог);

• плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

Лесной кодекс РФ (ст. 103) устанавливает следующую систему платежей за пользование лесным фондом:

• лесные подати (плата за пользование лесным фондом);

• арендную плату.

Согласно ст. 39 3акона «О недрах», система платежей включает:

• платежи за право пользования недрами;

• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• сбор за выдачу лицензий;

• акцизный сбор;

• платежи за пользование акваторией и участками морского дна.

Правовое регулирование и роль платы за природопользование рассматривается в разд. XIV «Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды».

5. Субъекты права природопользования,
их правовой статус

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования и б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов – общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать в лесах, ст. 86 Лесного кодекса РФ подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).

Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе.

Основы правового статуса природопользователей закреплены в ряде статей Конституции РФ: так, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36); права и законные интересы всех лиц, в том числе природопользователей, должны рассматриваться в контексте права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42); и наконец, природопользователям (и не только им) адресована ст. 58: каждый обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.

Конкретные права и обязанности субъектов права природопользования рассмотрены в данном разделе применительно к содержанию права природопользования.

6. Объекты права природопользования

Можно сказать, что объектом права природопользования является природа. Мы пользуемся природой в соответствии с нашим правом общего природопользования. Понятие природопользования – обобщенное. Осуществляя лесопользование, водопользование, мы осуществляем природопользование. Природа выступает обобщенным объектом прав природопользования.

В законодательстве объекты права природопользования в большинстве случаев конкретизированы применительно к землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Соответственно объектом права землепользования являются земля, водопользования – воды, пользования недрами – недра. Но обратим внимание, что в соответствии с принципом экосистемного подхода к правовому регулированию природопользования выделение видов природопользования применительно к объектам несколько условно: осуществляя лесопользование, мы оказываем воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, объекты животного мира. Возникает вопрос: не следует ли при лесопользовании говорить и о пользовании в юридическом смысле землями, водами, атмосферным воздухом? Может быть, нужно выделять объекты основного пользования и попутного? Думается, что такое решение способствовало бы повышению эффективности охраны природы в процессе природопользования. Не случайно в Законе «Об охране окружающей природной среды» регулируется комплексное природопользование.

Как мы отметили, в соответствии с природоресурсным законодательством объектом права землепользования является земля, водопользования – воды, пользования недрами – недра. Но в праве окружающей среды земля, воды, недра, лес и т.д. выступают как природные объекты и как природные ресурсы. Оба понятия используются и в законодательстве. Они имеют собственное юридическое содержание. Что же является объектом права природопользования – природный объект или природный ресурс? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим различия между ними.

Обратимся к законодательству. Водный кодекс РФ определяет водный объект как сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Водные ресурсы – запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы. Земля как природный объект – весь земельный фонд России. Земля как природный ресурс – земли, используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей. Интересно, что в соответствии с Федеральным законом «О недрах» государственный фонд недр составляют используемые участки и неиспользуемые участки недр (ст. 2).

Из сказанного ясно, что объектом права природопользования являются, как правило, природные ресурсы. Одновременно в качестве объекта природопользования могут выступать и природные объекты (например, водный объект для сброса сточных вод, для купания).

Характеристика объектов права природопользования имеет специфику применительно к видам природопользования. Так, если объектами права специального природопользования становятся индивидуально определенные части (участки) земельного, водного, лесного фонда, фонда недр либо природные объекты, например объекты животного мира, то применительно к праву общего природопользования обособление соответствующих участков природы (земель общего пользования населенных пунктов, леса, водных объектов) законом не предусматривается. Однако, как уже отмечалось, Водный кодекс РФ (ст. 20) выделил как самостоятельную разновидность водных объектов объекты общего пользования.