При оценке объекта экологической экспертизы и подготовке экспертного заключения эксперты и экспертные комиссии должны руководствоваться не соображениями политической, экономической и иной целесообразности того или другого решения, вывода, заключения, а соображениями научной обоснованности, объективности и законности.
Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы является проявлением демократизации российского права окружающей среды и средством реализации права граждан на благоприятную окружающую среду.
Данный принцип устанавливает обязанность других субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства в области экологической экспертизы относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе, участия в ней общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Невыполнение ими этой обязанности является правонарушением и соответственно основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.
Требование гласности экологической экспертизы направлено на информирование отдельных граждан, общественных организаций и населения, а также государственных органов о деятельности, связанной с экологической экспертизой. Такая информация может удовлетворять различные потребности названных субъектов – она может быть необходима для защиты права на благоприятную окружающую среду, для принятия решения о проведении общественной экологической экспертизы, иных целей. Требование гласности экологической экспертизы закреплено в ряде статей Федерального закона «Об экологической экспертизе». Так, ст. 6 к ведению субъектов РФ в области экологической экспертизы относит информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах. В обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы входит предоставление средствам массовой информации по их запросам сведений о результатах проведения государственной экологической экспертизы; информирование органов законодательной и исполнительной власти РФ, а также органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ по их запросам о результатах проведения государственной экологической экспертизы по конкретным объектам экологической экспертизы (п. 3 ст. 7). В соответствии с п. 3 ст. 8 территориальные специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы обязаны предварительно информировать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертных комиссий государственной экологической экспертизы; предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы.
Участие общественных организаций (объединений) в экологической экспертизе регулируется гл. IV рассматриваемого Федерального закона. Оно осуществляется в разных формах, представляя собой участие в подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных и иных решений.
Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы адресован, видимо, в основном участникам государственной экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы, они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Что касается практики соблюдения названных принципов при организации и проведении экологической экспертизы, то их нарушения имеют место. К примеру, при проведении государственной экологической экспертизы материалов технико-экономического обоснования (ТЭО) проектирования и строительства высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали (ВСМ) Санкт-Петербург – Москва были нарушены принципы независимости экспертов экологической экспертизы и законности заключений экологической экспертизы. Заключение по ней было обжаловано в Генеральную прокуратуру РФ.
В результате прокурорской проверки установлено, что при проведении экспертизы действительно были нарушены принципы законности ее выводов, независимости. Подтверждены факты психологического давления на членов экспертной комиссии со стороны разработчиков ТЭО и представителей Российского акционерного общества ВСМ при проведении экспертизы, подписании группового и сводного экспертных заключений. Следствием выявления этих нарушений явилось лишь поручение Минприроды России принять меры по надлежащему оформлению сводного заключения по ТЭО строительства ВСМ.
Нельзя не обратить внимание на неадекватность позиции Генпрокуратуры результатам проведенной проверки. Ею выявлены нарушения принципов законности выводов экспертизы, независимости – важнейших принципов проведения государственной экологической экспертизы. Установлены факты психологического давления на членов экспертной комиссии. Нарушение законности имело место не только при проведении экспертизы, но и в деятельности РАО ВСМ при выполнении им разных работ, связанных с этим проектом. Эти нарушения указывались в Сводном заключении государственной экологической экспертизы. Так, например, в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РСФСР изъятия предварительно согласованных участков земли и предоставление их для строительства осуществляются после утверждения проекта. Между тем изъятия и предоставления участков уже произведены, выданы свидетельства на бессрочное пользование РАО ВСМ значительной частью полосы отвода под магистраль. Генпрокуратура осталась безучастной к этим фактам и тем самым не вполне реализовала свои полномочия по устранению нарушений законности в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре»*.
* СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
8. Развитие законодательства в области
экологической экспертизы
Традиционно экологически значимые хозяйственные решения принимались в России путем их согласования с государственными природоохранительными органами. В законодательстве это выражалось, к примеру, так, как это сделано в ст. 30 Закона РСФСР «Об охране атмосферного воздуха», согласно которой определение мест строительства, проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, согласовываются с органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, и другими органами в соответствии с законодательством. Согласование выражалось в том, что уполномоченное лицо соответствующей государственной структуры ставило подпись на подготовленном документе. Разумеется, данное лицо могло не подписать этот документ, что влекло за собой либо корректировку материалов, представленных на подпись, либо привлечение для подписания другого лица.
Причем согласование оставалось основным инструментом принятия решения даже тогда, когда в природоохранительной практике России уже применялась государственная экологическая экспертиза. Такая экспертиза развивалась в 70–80-е гг. в рамках Госплана и Госкомитета по науке и технике (ГКНТ) и регулировалась актами этих ведомств. Можно предположить, что на том этапе государственная экологическая экспертиза также играла положительную роль при подготовке экологически значимого хозяйственного решения. Важно подчеркнуть, что эта роль могла проявляться при подготовке решения, а не при его принятии. Государственная экспертиза не влияла на принятие решения потому, что ее заключения носили рекомендательный характер. В условиях всевластия хозяйственных ведомств эти заключения игнорировались.
Ситуация изменилась с принятием Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», впервые в отечественной практике урегулировавшего на законодательном уровне требования по проведению государственной экологической экспертизы. Несмотря на дефекты ряда норм, содержащихся в гл. V Закона, очевидно, что к оценке значимости экологической экспертизы был проявлен качественно новый подход. Правда, Закон предусмотрел лишь ряд наиболее общих правил, касающихся экологической экспертизы, указав при этом, что порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется законодательством РФ и республик в составе Федерации. Принятие Закона об экологической экспертизе затягивалось, и в этих условиях было оправданным принятие Положения о государственной экологической экспертизе, утвержденного постановлением Правительства России от 22 сентября 1993 г.*
__________________________
* САПП РФ. 1993. №39. Ст. 3621.
Детальное регулирование организации и проведения экологической экспертизы осуществляется Федеральным законом «Об экологической экспертизе», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами ее субъектов.
В числе упоминаемых здесь других федеральных законов, устанавливающих требования относительно экологической экспертизы, следует назвать Федеральный закон «О животном мире» (ст. 20).
Что касается иных нормативных правовых актов РФ в области экологической экспертизы, то их принятие предусмотрено в основном Федеральным законом «Об экологической экспертизе». В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. утверждено Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы. Ряд важных нормативно-технических документов в данной сфере принят Государственным комитетом охраны окружающей среды. Так, конкретные требования к содержанию материалов, направляемых на государственную экологическую экспертизу, определяются Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденной приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г., согласованной с Министерством строительства РФ.