Смекни!
smekni.com

Понятие трудового права. Нормы права, находящиеся в сфере пересечения трудового и уголовного пра (стр. 13 из 65)

6. Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера. Анализируя содержание этого принципа, следует подчеркнуть, что речь идет здесь о запрете дискриминации, в частности, по такому признаку, как пол, и в нем находит проявление один из основных принципов системы права - принцип равнопра­вия мужчины и женщины, закрепленный в п. 2 ст. 19 Конституции РФ. В настоящее время он приобретает особое значение. Дело в том, что в условиях перехода к рыночной экономике все чаще стали появ­ляться объявления о приеме на работу, участии в конкурсе только лиц мужского пола и в возрасте до 30-35 лет. При этом речь идет об обычных должностях, для занятия которых объективно не требуются указанные в объявлениях параметры, в том числе о традиционно занимаемых женщинами - бухгалтер, юрист и т.д.

В этой связи Союз женщин России совместно с Союзом юристов обратился в Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ с иском о нарушении средствами массовой информации конституционной нормы о равноправии женщин. Судебная палатадело к рассмотрению приняла и в своем решении отметила, что ограничения по признаку пола представляют собой грубое нарушение прав и законных интересов женщин, закрепленных в Конституции РФ, международных актах и законодательстве РФ.

Правда, в решении шла речь о законности рекламы, объявлений и ответственности издательств, публикующих их. Резолютивная часть решения такова: «Редакции, главные редакторы несут ответственность за содержание рекламы». И хотя это решение не касается непосредственно отказа в приеме на работу по указанным в Конституции мотивам, тем не менее судебной палатой создан определенный прецедент, который должен иметь принципиальное значение.

Однако добавим, что рассматриваемый принцип касается дискриминации в оплате труда лица, уже состоящего в правовых отношениях, и имеет характер отраслевого, ибо связан с процессом человеческой деятельности, а не только с получением отдельных ее результатов. Дискриминация по признакам пола, расы, национальности, вероисповедания и т.д. возможна именно в отношении человека - носителя живого труда, поэтому к другим отраслям (гражданскому праву, связанному с регламентацией результатов трудовой деятельности) эти ограничения, равно как и «установление оплаты труда не ниже минимальной», не применимы.

7. Право на отдых. Статья 37 Конституции РФ сформулирована так, что закрепление права на отдых и его гарантии не совпадают по кругу лиц, на которых они распространяются. Первая часть статьи о праве на отдых касается всех граждан независимо от сферы приложения труда, а вторая устанавливает конкретные виды отдыха - продолжительность рабочего времени, количество выходных и праздничных дней, продолжительность оплачиваемого отпуска - только для категории работающих по трудовому договору.

Не говоря уже о том, что здесь законодатель впервые на конституционном уровне связывает рассматриваемый принцип с узкой сферой действия трудового права, показывая необходимость различий в правовом регулировании для различных категорий работников, им по существу сформулировано содержание отраслевого принципа, так как гарантии, конкретные виды отдыха должны предоставляться только работающим по трудовому договору.

В качестве межотраслевого принципа в виде абстрактного права на отдых он вряд ли имеет смысл. В самом деле, в ранее действовав­шей Конституции была закреплена всеобщая обязанность трудиться и для определения границ этой обязанности устанавливалось и право на отдых. Теперь, когда такой обязанности нет, труд свободен и его продолжительность зависит от усмотрения сторон, а государство гарантирует конкретные виды отдыха лишь для работающих по тру­довому договору, межотраслевой принцип «право на отдых» лиша­ется по существу своего содержания, ибо что может означать право на отдых для неработающего, когда обязанность трудиться отсутст­вует в законе, а гарантии законодателя в этой сфере связаны только с работающими по трудовому договору? Не устанавливая, гарантий для всех других работающих, законодатель сужает этот принцип до уровня отраслевого.

Следовательно, два принципа из всех перечисленных выше и закрепленных в Конституции РФ имеют особенности и по своему существу являются отраслевыми. Это право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установлен­ного федеральным законом минимального размера и право на отдых в виде гарантированной и установленной федеральным законом про­должительности рабочего времени, предоставления выходных и праздничных дней и оплачиваемых ежегодных отпусков для работа­ющих по трудовому договору.

К сказанному следует добавить, что в уставах, учредительных документах могут быть предусмотрены указанные права для всех работников, но гарантировать их государство не обязано.

Согласно Конституции СССР 1977 г. все граждане были обязаны соблюдать дисциплину труда. И это был межотраслевой принцип. Теперь такого принципа нет. Однако совместный труд предполагает согласованность, координацию общей трудовой деятельности, а это, естественно, требует и дисциплины. В Конституции РФ перечень обязанностей сформулирован сквозь призму возможности реализа­ции предоставленных гражданам прав и свобод. И в этой связи нельзя не учесть содержание ст. 17 Конституции РФ, в которой сказано, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это основное ограничение являющееся вместе с тем и правовой основой - общим (основным принципом, который определяет возможность включения в ст. КЗоТ РФ следующих отраслевых принципов:

1) добросовестное выполнение трудовых обязанностей;

2) соблюдение трудовой дисциплины;

3) бережное отношение к имуществу организации;

4) выполнение установленных норм труда.

Эти принципы (равно как и обязанности работников) недостаточно четко сформулированы, ибо они повторяют друг друга, и это следует, видимо, учесть при разработке нового трудового кодекса.

В таких правовых институтах, как трудовой договор, трудовые споры, объемных и значительных по содержанию, могут быть сформулированы и закреплены свои принципы, помогающие определять: содержание, правильно истолковывать и применять нормы на практике.

Глава IV. Субъекты трудового права

§ 1. Понятие субъектов трудового права

Прежде всего следует оговориться, что вопрос о субъектах излага­ется здесь вне рамок конкретных правоотношений, поскольку, во-первых, субъекты в буквальном смысле элементами этих от­ношений не являются, во-вторых, в большинстве отношений, регулируемых трудовым правом, один и тот же участник, напри­мер, и работник, и работодатель (организация), может быть сторо­ной как трудового, так и производного от него отношения (по рассмотрению трудовых споров, по возмещению ущерба и т.д.). Кроме того, правосубъектность большинства участников рассмат­риваемых отношений является комплексной и проявляется в зна­чительной мере в других отраслях права. В трудовом праве она заключена в наличии специальных полномочий (прав и обязан­ностей), которыми этих субъектов наделяет закон; они и будут рассмотрены применительно к конкретному виду правоотноше­ний, их содержанию и соответствующему правовому институту. Общие же вопросы правосубъектности выходят за пределы трудово­го права и здесь не излагаются.

Такие специфические для трудового права органы, как КТС или трудовой арбитраж, наоборот, никакой другой правосубъектностью, кроме как трудовой, не обладают. Но поскольку ее содержание тоже заключено в основных полномочиях (условия же, при которых зако­нодатель наделяет этих субъектов ими, связаны с указанными полно­мочиями), они будут изложены применительно к соответствующему виду правоотношения и правовому институту.

Таким образом, в настоящей главе будут освещены вопросы правосубъектности граждан - работников и работодателей (орга­низаций).

Вместе с тем, учитывая, что организационно-управленческое пра­воотношение является во многом определяющим для трудового права и один из его субъектов специфичен именно для данной отрасли, в самостоятельный раздел выделен вопрос о правосубъектности трудовых коллективов и их представителей.

Итак, субъекты трудового права - это участники общественных отношений, регулируемых этой отраслью. Законодатель наделяет их соответствующим правовым статусом, включающим те права и обязанности, которые непосредственно вытекают из закона и несвязаны с совершением каких-либо действий со стороны этого субъекта. В содержание правового статуса входит и трудовая праводееспособность - основная предпосылка к возможному обладанию правами и несению обязанностей.

Речь здесь идет, разумеется, о трудоправовом статусе, который не следует отождествлять с общегражданским. Входящие в содер­жание последнего основные права и обязанности гражданина закреплены Конституцией и гражданским законодательством. По отношению к трудоправовому, отраслевому он также является общим, (например, право на личную неприкосновенность, свободу пере­движения, свободу совести и др.).

Термин «трудовая праводееспособность» используется в право­вой науке часто как синоним трудовой правосубъектности, хотя, строго говоря, первое - это определенная способность лица, а трудо­вая правосубъектность означает признание государством за лицом способности быть субъектом трудового права.

Для того чтобы сделать реальным соблюдение возложенных обя­занностей (а тем самым предоставить действительную возможность для осуществления предоставленных прав), законодатель предусмат­ривает определенные правовые гарантии - способы и средства, обес­печивающие реализацию этих прав и обязанностей.