Смекни!
smekni.com

Понятие трудового права. Нормы права, находящиеся в сфере пересечения трудового и уголовного пра (стр. 63 из 65)

Перечисленные задачи были и остаются главными в деятельности МОТ.

Вместе с тем в связи с переходом стран Восточной Европы к рыночным отношениям МОТ выделены и новые приоритеты: поддержка процесса демократизации, развитие трипартизма, продолже­ние борьбы с бедностью, особенно путем увеличения занятости, в частности с помощью организации широкой переподготовки рабо­чей силы, защита трудящихся во всех формах, начиная с социального обеспечения.

В последнее время в организации работы МОТ прослеживается тенденция перемещения центра тяжести из штаб-квартиры в регио­ны с тем, чтобы приблизить ее деятельность к решению задач, стоя­щих перед государствами-членами, а внутри каждой страны - непо­средственно к участникам трехсторонних переговоров.

Внешний орган МОТ - созываемая ежегодно Международная конференция труда, которая состоит из представителей госу­дарств - членов МОТ. Руководящие органы МОТ - конференция и Административный совет.

Основополагающим принципом в работе МОТ является трипартизм (партнерство трех участников). Представители трудящихся и работодателей участвуют на равных правах с представителями пра­вительств. На ежегодных сессиях МОТ должны присутствовать по четыре делегата от каждого государства-члена (два от Правительства и по одному от организаций предпринимателей и трудящихся). Пос­ледние должны назначаться по соглашению с наиболее представи­тельными профессиональными организациями предпринимателей и трудящихся. Соблюдение этого правила контролируется особым ко­митетом по проверке полномочий конференции. Делегаты выступают и голосуют индивидуально.

Генеральная конференция, включающая делегатов всех госу­дарств - членов МОТ, созывается не реже одного раза в год. К ее компетенции относится определение задач и направлений де­ятельности организации, внесение изменений в ее устав, прием в члены МОТ отдельных государств, принятие международных конвенций и рекомендаций, наблюдение за применением государ­ствами ратифицированных ими конвенций, а также рекомендации МОТ*.

* См.: Устав МОТ и Регламент Международной организации труда. МБТ. Женева, 1986.

Исполнительная власть МОТ обеспечивается Административным советом, состоящим также из представителей трех сторон, которые входят в него на указанной выше пропорциональной основе и избираются соответственно каждой группой делегатов. Совет выби­рает генерального директора, который разрабатывает проект бюдже­та и осуществляет общее управление Международным бюро труда (МБТ) - постоянным органом МОТ, выполняющим функции ее секретариата.

За время существования МОТ приняла большое количество кон­венций и рекомендаций, касающихся различных аспектов труда:

трудовых отношений, управления трудом, занятости и защиты от безработицы, заработной платы, условий и охраны труда (рабочего времени, отпусков и т.д.), труда женщин и молодежи, труда миг­рантов, социального обеспечения, а также труда моряков, рыбаков и докеров.

Правительства государств - членов МОТ обязаны представлять все эти акты своим национальным законодательным органам. В то же время на ежегодных конференциях МОТ заслушивает доклады отдельных правительств о применении этих актов в своих странах.

МОТ также рассматривает и жалобы в случаях нарушений этих актов.

На 1 января 1998 г. ею приняты 181 конвенция и 188 рекоменда­ций. Различие конвенций и рекомендаций в том, что первые подле­жат ратификации и, будучи ратифицированными государством, обя­зательны для соблюдения. Конвенции принимаются Генеральной конференцией большинством не менее двух третей голосов присут­ствующих делегатов.

Рекомендации не ратифицируются. Они представляют собой нормы, которые государство может, но не обязано использовать в национальном законодательстве. Их цель - служить перспективой в области законодательства и деятельности правительства.

Российская Федерация, став правопреемницей СССР в междуна­родных организациях, подтвердила признание ею 50 конвенций, ра­тифицированных в свое время СССР.

В то же время целый ряд важных конвенций МОТ, касающихся основных институтов трудового права, не ратифицирован нашей страной: о прекращении трудовых отношений (№ 158,1982 г.); о тру­дящихся-мигрантах (№ 97, 1949 г. и № 143, 1975 г.); об оплачиваемых отпусках (№ 132, 1970 г.); об установлении минимальной заработной платы(№ 131,1970 г.); о безопасности и гигиене труда (№ 155,1981г.); о максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящим­ся (№ 127, 1967 г.); о содействии коллективным переговорам (№ 154, 1982 г.) и др. Это безусловно снижает уровень стабильности регули­рования трудовых отношений и гарантий трудовых прав граждан РФ. С другой стороны, можно привести пример нарушения нашим государством одной из ратифицированных им конвенций. Речь идет о Конвенции № 95 об охране заработной платы, которая предусмат­ривает в том числе и регулярную ее выплату.

Как заявил генеральный директор МОТ М. Ансенн, поступающие из России жалобы по этому поводу не остаются без внимания. Комитет экспертов призвал российское правительство принять не­обходимые меры законодательного и практического характера, ко­торые помогли бы предприятиям выполнить обязательства перед работниками*.

*См.: Известия. 1994. 4 июня.

Основным направлением деятельности МОТ, как видно, является нормотворчество, т.е. разработка международных актов о труде.

В этих нормах излагается в некотором роде общее право в области труда в том виде, в каком оно получило свое развитие в большинстве передовых стран. Поскольку в рамках настоящей работы невозмож­но изложить содержание всех 174 конвенций МОТ, ограничимся рассмотрением нескольких групп конвенций, которые могут пред­ставлять наибольший интерес.

Свобода объединения и права человека в области труда

Основу конвенций МОТ в этой сфере составляют Всеобщая деклара­ция прав человека, Международный пакт об экономических, соци­альных и культурных правах и Европейская социальная хартия.

В них закрепляется право на труд, и трактуется оно как право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. И хотя это право, в числе других, в преамбуле к Всеобщей декларации прав человека сформулировано как цель, к которой должны стремиться все народы и государства, тем не менее Хартия обязывает государства проводить политику занятости в качестве средства осуществления права на труд. Во всех названных актах подчеркивается, что право на труд несовместимо с принуди­тельным трудом. Он запрещен Конвенциями № 29 (1935 г.) и № 105 (1957 г.).

Во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте говорится и о защите граждан от безработицы. Ей посвящен ряд актов МОТ. Причем одни из них закрепляют общие задачи государства, направленные на решение проблемы безработицы, в других рассматриваются вопросы трудоустройства отдельных групп трудя­щихся.

3 июня 1997 г. была принята Конвенция № 181 о частных агент­ствах занятости, в которой подчеркивается, что они в своей деятельности не должны подвергать дискриминации ищущих работу по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеж­дений, национального и социального происхождения или любой иной форме дискриминации, и наоборот, содействовать в оказании услуг и помощи тем, кто находится в наименее благоприятном положении.

К рассматриваемой группе относятся Конвенция № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948 г.) и Конвенция №98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров (1949 г.). Эти акты закрепляют право как предпринимателей, так и трудящихся на создание организаций без предварительного согласия властей. Организации имеют право на разработку собственного уста­ва и на выбор своих представителей. В Конвенции № 98 излагается принцип защиты от дискриминации при нарушении принципа сво­боды объединений. Кроме того, в ней содержится призыв к исполь­зованию процедур проведения коллективных переговоров.

МОТ создала специальный механизм защиты принципа свободы объединения, включающий комитет по свободе объединения, пред­ставляющий собой трехсторонний орган, назначаемый Администра­тивным советом и действующий в соответствии с особой процеду­рой, обеспечивающей его независимость.

Хотя право на забастовку в Конвенциях № 87 и № 98 прямо не закреплено, комитет неоднократно подчеркивал, что полное запрещение забастовки противоречит принципу свободы объединения и что проведение забастовки может ограничиваться только особыми обстоятельствами.

Во многих странах, присоединившихся к Конвенции № 98, были приняты соответствующие законодательные акты для урегулирова­ния коллективных трудовых споров.

Кроме того, Генеральная конференция МОТ приняла серию реко­мендаций, посвященных проблеме социального партнерства: о со­трудничестве на уровне предприятия (рекомендация № 94, 1952 г.); о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабах (рекомендация № 113, 1960 г.).

В области прав человека важным актом является Конвенция №111 о дискриминации в области труда и занятий (1958 г.), которая запрещает дискриминацию по признаку расы, пола, политических убеждений. В ней, как и в Конвенции № 100 (1951 г.), установлен принцип равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Этот акт вызвал много проблем, связанных с его приме­нением, в силу неоднозначности толкования термина «труд равной ценности».

В рекомендациях №130 и № 167 о рассмотрении жалоб указывает­ся, что любой трудящийся, если он считает, что имеет основание для жалобы, должен иметь право подать ее в компетентный орган и требовать ее рассмотрения. Органы, которым подведомственны споры, и порядок их рассмотрения определяются национальным за­конодательством либо коллективными договорами, правилами внут­реннего трудового распорядка, арбитражем.