Наличие указанных функций позволяет понять, что семья – это не только человеческий материал и отношение между членами семьи, но и само место проживания хозяйственной деятельности членов семьи, бытовые условия их существования. Не случайно материально-пространственная характеристика семьи выражается такими понятиями как «дом», «двор», «усадьба», «хутор», «квартира»; а место появления человека на свет определяется понятием «родина». В доиндустриальных обществах хозяйственная деятельность семьи имела социальный смысл, так, как двор крестьянина, двор помещика (феодала), мастерская ремесленника или лавка торговца одновременно служили и местом проживания семьи. Подобной традиции сохранились и по сей день в ряде традиционных обществ или в сельской местности. В индустриальных же обществах производственная же сфера и сфера проживания постепенно отделились друг от друга. Дом становится здесь лишь сферой быта, многие стороны которой так же подвергаются так же индустриализации (активно используются стиральные машины, кухонные комбайны, пылесосы, холодильники, пищевые полуфабрикаты, и т.д.).
Таким образом, семья это не только люди, но и их быт и место проживания, и хозяйственно-бытовая деятельность. Экономическая же деятельность членов семьи выносится за сферу дома и выражается в зарплате (доходе) дееспособных членов семьи или пенсии(стипендии) у её недееспособных членов.
1.5.Семья и брак
Содержание понятий «семьи» и «брака» при некотором сходстве существенно различается: семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощи, моральной и правовой ответственностью; брак – юридически оформленный «зарегистрированный либо отмеченный соответствующим религиозным обрядом» семейный союз мужчины и женщины предполагающий установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к детям. Все большую популярность на Западе приобретает заключение брака на основе брачного контракта, В Республике Беларусь признается только брак заключенный только в государственных органах записи актов гражданского состояния (загс)
Мужчины и женщины, вступая в межличностные отношения по поводу организации семьи и вступлении в брак, проходят несколько этапов, предбрачные отношения между потенциальными супругами (любовь, сватовство, помолвка). Вступление в брак ;стадию молодой семьи, появление детей, формирование полной семьи; стадию зрелой семьи (взросление детей; их социализацию), а так же стадию распада семьи ( по причинам развода, либо гибели одного из родителей, старение, болезни и смерти, отделение детей от родителей и т.д.
В зависимости от традиций вступления в брак, от состава семьи, наличие или отсутствие одного из супругов, выполнение семейных функции и ряда других параметров, определяются следующие классификации брака.
В зависимости от выбора партнера различают:
1) экзогамию (выбор партнера только из чужой группы, чужого рода или племени);
2) эндогамию (выбор брачного партнера только из своей группы:, рода, племени, нации, конфессии, государства).
В зависимости от размера брачной группы различаются:
1. полигамия (коллективный брак, из которого, однако, исключаются ближайшие родственники: родители – дети, братья – сестры);
2. полигиния (многоженство);
3. полиандрия (многомужество);
4. парная семья (продолжительная жизнь двух супругов, определяемая психической предрасположенностью, зачаточная форма моногамии);
5. моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины, санкционированный общественной традицией, религиозным освящением или гражданским актом, с неравноправным или равноправным положением супругов в семье).
1.6.Родители, взрослые, дети, их ролевое взаимодействие
В семье, как и в большинстве в целом, формируется определенное статусно-ролевое взаимодействие между её членами. От того, насколько успешно выполняются семейные роли (родителей, детей, родни), зависит морально-психологический климат семьи, её гармоничное существование и функционирование в целом. Отношения между членами семьи регулируется, прежде всего, традицией, нравственными, правовыми, религиозными нормами, а также индивидуальными особенностями характера, культуры и воспитания каждого члена семьи.
Традиционно роль хозяина в семье, начиная с зарождения патриархата, принадлежала (да и сейчас во многих семьях принадлежит) мужчине, который считается основным добытчиком средств существования, родоначальником и стержнем семьи. В функции женщины издревле входили ведение хозяйства, рождение и воспитание детей. В настоящее время в индустриально развитых странах происходит изменение характера лидерства в семье: женщины работают наравне с мужчинами и получают зарплату (за справедливостью которой строго следят различные феминистские движения и специалисты по гендеру), престарелые родители обеспечиваются пенсией, взрослеющие дети стремятся к ранним заработкам и частичной финансовой независимости от родителей. Все это, разумеется, снижает доминирующую роль мужчины в семье, трансформирует характер внутрисемейных отношений.
1.7.Интересы поколений, их ценности и идеалы
Вступив в брак, человек берет на себя обязанность заботиться о других членах семьи, причем мера его личной ответственности существенно возрастает в случае рождения и воспитания детей. Супруги постепенно учатся совместно организовывать свою жизнедеятельность, работу и досуг; формируют специфический набор семейных ценностей, обрядов, ритуалов, обыкновений и, вообще, программ поведения, деятельности общения. С развитием семьи, при появлении детей и четком разграничении поколений в расширенной семье, возникает и необходимость регуляции межличностных отношений и внутрисемейных конфликтов, основанных на различиях идеалов и ценностей этих поколений. В идеальном случае – эти идеалы и ценности могут совпадать, а семья (род) превращается в монолитное образование (клан). В остальных случаях – среди родственников происходит перераспределение статусов и ролей. Лидерство могут получит как представители старшего, так и младшего поколения, среди которых, как правило, выделяется нейтральное во внутрисемейных конфликтах лицо, «третейский» или «мировой» судья. Если социального согласия в семье не возникает, она может и прекратить свое существование. Так, среди основных причин разводов, способных складываться постепенно и приводить к разводу даже после долгих лет совместной жизни, по данным социологических исследований, выступают: пьянство, грубость, взаимное неуважение супругов; супружеская неверность; психологическая и сексуальная несовместимость (что чаще всего проявляется в молодежной семье); завышенные притязания друг к другу; невыполнение (или плохое выполнение) одним из супругов своих семейно-бытовых функций; бытовые неурядицы (отсутствие нормального жилья, большая скученность проживающих, противоречия между молодоженами и их родителями, особенно, при совместном проживании) и ряд других.
Специалисты, изучающие семейные отношения, констатируют тот факт, что современное общество столкнулось с «кризисом семьи». Об этом говорят следующие обстоятельства:
1) снижение рождаемости;
2) увеличение разводов и образование неполных семей;
3) снижение социализирующего воздействия семьи в силу болезни, пьянства или наркомании родителей, из-за ухудшения жилищно-бытовых условий, разлада между родителями и т.д.
4) ранний распад семей из-за смерти родителей в результате болезней, бытовых и техногенных катастроф, при выполнении служебных обязанностей и т.д.
Но какие бы кризисы не происходили, семья всегда остается основной ячейкой общества, его основным структурообразующим стержнем. От «здоровья общества» во многом зависит «здоровье семьи», благополучие семейно-брачных отношений, и наоборот.
Согласно данным официальной статистики, средняя величина семей в странах СНГ – 3,8 человека в семье, в Беларуси – 3,3, в республиках Средней Азии – 6. Причем можно проследить устойчивую тенденцию к снижению числа детей в семье. Критическая ситуация сложилась на рубеже XX – XXIвв. в нашей стране, где прирост населения уже не покрывал смертность. В качестве основных причин снижения деторождаемости называют общее снижение уровня благосостояния белорусских семей, вызванное затянувшемся переходным периодом в национальной экономике. Государство начинает предпринимать первые шаги по улучшению демографической ситуации, но результаты не могут быть получены сразу, необходимо возродить сам институт семьи в Республике Беларусь на принципиально новом уровне в соответствии с реалиями социально-экономического развития мирового сообщества.
Глава II. История семейного права
2.1.Семейное законодательство Российской Империи
Каждый из этапов развития российского семейного законодательства представляет интерес. Любой из них, во-первых, отражает накопленный веками опыт государственно-правового регулирования семейных отношений, во-вторых, служит наглядным примером того, в каком направлении менялось правовое воздействие на семью и на её членов. В этом смысле показательны законы, регулирующие семейные отношения конца XIX– XXв., объединённые кн.1т. X Свода Законов Российской Империи (Свод Законов Гражданских), именуемой «О правах и обязанностях семейственных» (особенно, если ознакомиться с комментариями по поводу отдельных статей этого Свода известных юристов того времени: Г.Ф.Шершеневича, А.И.Загоровского и др.).
Часть 1т. Xначинается сразу с раздела «О союзе брачном», но не вообще, а лишь с лицами православного исповедания. Все эти лица без различия их состояния могли вступать между собой в брак, «не испрашивая на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим они принадлежат. На сем же основании допускается брак иностранца Православного исповедания с Российскою подданною того же исповедания». Однако на заключение брака лиц, состоящих «в службе» - как военной, так и гражданской, - требуется дозволение их начальства. Объяснялось такое условие необходимостью оградить интересы службы. На вступление в брак требовалось также согласие родителей: «Запрещается вступать в брак без дозволения родителей, опекунов или попечителей». Однако брак, заключенный без дозволения родителей или опекунов, не порождал его недействительности; по жалобе родителей нарушившие закон подлежали только наказанию. Но если родители, зная о совершающемся браке, своевременно не заявили о своём несогласии, наказание «места не имело». К так называемым внутренним условиям брака относилась также его обязательная церковная форма.