Смекни!
smekni.com

История семейного права 2 (стр. 7 из 13)

Применительно к каждой возрастной категории действовали различные правил, детально регламентирующие, например, права малолетнего непосредственно управлять своим имнием, совершать различного рода акты и сделки. Но в любом случае опекун должен был всячески заботиться об обеспечении имущественных интересов своего подопечного: «Недвижимое имение малолетнего опекун содержит или приводит в такое состояние, чтобы надлежащие с оного доходы получались сполна, а государственные сборы были выплачиваемы в свое время безнедоимочно» (ст.269).

Опекун прилагает попечение:

«1) чтобы хлебопашество, скотоводство и другие невоспрещенные законами статьи доходов распространяемы были по мере местной удобности;

2) чтобы нужные и полезные строения не были допущены до разорения…;

3) чтобы неупустительно исправляемы были все по имению общественные повинности;

4) чтобы торги, промыслы и прочие дела и заведения малолетнего приведены были по возможности в лучшее положение» (ст.270).

Опекун должен был также стараться, чтобы доходы малолетнего собирались в надлежащее время, а расходы производились без излишеств. Для сего он отрешает все излишние и роскошные прихоти в издержки, употребляемых на содержание малолетнего и определенных к нему для воспитания и услужения людей, е ведет доходам и расходам верные погодные книги» (ст.273). Цель опеки и попечительства заключалась не только в охране имущественных благ несовершеннолетних детей, но и в защите их личности. Достижению и той, и другой цели служили самые разнообразные по содержанию предписания. В их числе находились и те, которые позволяли устанавливать опеку и попечительство и при жизни родителей. В любом случае опекуны (попечители), обязанные заботиться о личности подопечного, находились в таком же положении, что и родители. Однако за свои труды они ежегодно имели из всех доходов 5% получаемой подопечными прибыли.

Опекуны и попечители в случае нерадения или умысла в упущении прав подрпечного отвечали собственным своим имением «по мере происшедшей через то или могущей произойти для малолетнего потери» (ст.290). Но возможность для подопечного требовать от опекуна возмещения убытков наступала лишь после выхода из-под опеки.

Все законы относительно опеки и попечительства над несовершеннолетними находились в прямой зависимости от принципа сословности, который заключался в установлении опеки над детьми дворян – Дворянской опекой, над детьми купцов, мещан и др. – Сиротским судом, над детьми лиц, принадлежавшим к православному сословию, - Духовной консисторией. Опекуна для ребенка-сироты из крестьянского сословия избирал сельский сход. Но опекуны (попечители) находились в непосредственной подчиненности тех мест, от которых каждый из них был определен (ст.259). Однако опекунские учреждения сами не вступали в управление сиротскими делами. Этими ведали назначенные опекуны, а опекунское учреждение только надзирало за их действиями.

Детальная регламентация отношений по опеке и попечительству не означала, что эти отношения на практике не знали изъянов. Особенно страдающей частью населения были дети-сироты из крестьян. Сама процедура установления над ними опеки не отличалась надежностью. Сельский сход собирал сведения, не окажется ли в том же сельском обществе благонадежного лица, которое пожелало бы добровольно позаботиться об осиротевшем ребенке. Сплошь и рядом такое лицо не находилось, а сироте ничего не оставалось делать, как существовать мирским подаянием. Поэтому постоянно предпринимались попытки убрать сословный барьер при установлении опеки, превратив её в предмет заботы только земских учреждений.

Таким образом, российское семейное законодательство конца XIX– начала XX в. впитало в себя огромный, накопленный столетиями опыт государственно-правового регулирования семейных отношений. Естественно, что каждый исторический этап развития выдвигал и здесь свои задачи, которые решались с помощью новых или обновлённых законов. Что-то оставалось неизменным, переходило из закона в закон. Например, запреты к браку, с помощью которых государство пыталось противодействовать рождению неполноценного потомства. Во все времена предметом особой семейно-правовой охраны были осиротевшие дети, а также несовершеннолетние, не имеющие одного из родителей. И на этот счет существовало немало истинно гуманных способов более последовательной защиты интересов ребенка, содержать которого должен был и отец, не состоящий в браке с его матерью. С другой стороны, несовершеннолетние дети находились тогда всецело под родительской властью, что считалось само собой разумеющимся. Если же говорить о каких-то общих, характерных чертах, свойственных семейному законодательству Российской Империи, то оно отличалось, во-первых, органической связью с церковными правилами и канонами, во-вторых, своим сословным характером, когда каждое из существующих сословий имело свои привилегии или, наоборот, ими не располагало.

2.2.Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве

Коренные перемены в экономических, идеологических основах государства, последовавшие после Октября 1917 г., повлекли за собой принятие новых законов, в том числе предназначавшихся для регулирования семейных отношений. Они были тем более необходимы, что церковь была отделена от государства. Поэтому в октябре 1918 г. появился семейный кодекс, именуемый Кодексом законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве. Его краеугольным камнем стали два декрета ВЦИК и СНК РСФСР: «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 г. и «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 г. Первый декрет провозглашал: «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки, а «церковный брак наряду с обязательным гражданским является частным делом брачащихся». Брачный возраст определялся для мужчины 18 лет, для женщины 16 лет. В Закавказье «туземные жители» могли вступать в брак по достижении женихом 16 лет, а невестой 13 лет. Здесь была установлена и предельно простая процедура вступления в брак. Другой основополагающий тезис этого Декрета - «дети внебрачные уравниваются с брачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям». Отныне отцом и матерью ребенка записывались лица, подавшие о том заявление и давшие соответствующую в том подписку. Виновные в даче заведомо ложных показаний привлекались к уголовной ответственности за ложное показание, а сама запись признавалась недействительной. В случае непризнания отцом внебрачного ребенка его матери, опекуну, самому ребенку предоставлялось право доказать отцовство в судебном порядке.

Декрет «О. расторжении брака», в свою очередь, включал в себя принципиально важные для того времени вопросы, касающиеся развода. Брак отныне расторгался по просьбе о том обоих супругов или хотя бы одного из них. Эта просьба подавалась в местный суд. Но можно было просить о расторжении брака и отдел записей браков. Процедура развода в суде подчинялась предельно простым правилам, что считалось в то время оправданным со всех точек зрения. Вместе с тем судья не только единолично выносил постановление о разводе, но и определял временно, до разрешения спора, «судьбу детей», а равно вопрос о временном содержании как детей, так и жены, если она в том нуждалась. Сторонам, находящимся в состоянии развода по церковным правилам, предоставлялось право, «не выжидая» прекращения прежнего дела, заявить новую просьбу о расторжении брака в соответствии с Декретом от 19 декабря 1917 г.Все эти принципиально важные для тех времен положения нашли отражение в семейном кодексе 1918 г., который начинался с правил, посвященных актам гражданского состояния, составляемым исключительно гражданской властью — отделами записей актов гражданского состояния. Определению порядка ведения регистрационных книг, регистрации отдельных актов гражданского состояния (рождения ребенка, смерти гражданина или признания его умершим, о браке и разводе, о перемене прозвищ и фамилий) в то время уделялось особое внимание, поскольку церковные предписания на этот счет уже не действовали. Что же касается так называемого брачного права, то, согласно ст.52 этого кодекса, «только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов». Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождал никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не был зарегистрирован в установленном порядке. Браки заключались публично в специально предназначенном для этого помещении в определенные заранее дни и часы, что подлежало обнародованию. Желающиевступить в брак объявляли о своем намерении либо словесно, либо письменно. К своему заявлению они прилагали: свидетельство личностной подписку о добровольном вступлении в брак, а также об отсутствии препятствий к браку. Причем личность вступающего в брак могла быть засвидетельствована удостоверениями, документами, свидетельскими показаниями и всеми другими способами, которые будут признаны достаточными должностным лицом, регистрирующим брак. «Сделав запись о браке в книгу записей браков, должностное лицо прочитывает ее брачащимся и объявляет брак их в силу закона заключенным» (ст.60). Если до окончания записи брака от кого-либо поступит заявление о «наличности» законных препятствий для вступления в брак, должностное лицо приостанавливает «запись брака до разбора дела местным судом». Однако явно необоснованный протест против брака мог быть отклонен должностным лицом без дальнейшего рассмотрения дела. В случае надобности местный суд рассматривал дело «о протесте против брака» вне очереди и в трехдневный срок. Решения суда по таким делам обжалованию не подлежали. Согласно ст.64, виновные в умышленном сообщении ложных сведений с целью помешать совершению брака отвечали за лжесвидетельство и «присуждались к возмещению всех вызванных их поступком убытков ».