Смекни!
smekni.com

История семейного права 2 (стр. 1 из 13)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БОРИСОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РЕФЕРАТ ПО ОСНОВАМ ПРАВА

НА ТЕМУ:

История семейного права

Выполнила учащаяся 44 И группы

Гайсёнок Ю.С.

Преподаватель: Булойчик М.В.

Борисов, 2006г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Глава I. Общее понятие о семье как социального явления…………………..3-7

1.1. Семья как общество в миниатюре……………………………………….3

1.2. Происхождение и типы семьи…………………………………………3-4

1.3. Структура семьи………………………………………………………..4-5

1.4. Функции семьи……………………………………………………………5

1.5. Семья и брак...…………………………………………………………..5-6

1.6. Родители, взрослые, их ролевое взаимодействие………………………6

1.7. Интересы поколений, их ценности и идеалы…………………………...7

Глава II. История семейного права……………………………………………..8-34

2.1. Семейное законодательство Российской Империи…………………...8-20

2.2. Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном,

Семейном и Опекунском праве…………………………………………..20-25

2.3. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР…………...…………25-29

2.4. Кодекс о браке и семье РСФСР……………………………………….29-34

Литература…………………………………………………………………………...35

Глава I. Общее понятие о семье как социального явления

1.1.Семья как общество в миниатюре

В исторической динамики развития представлений об обществе и путях его эволюции особое место занимают вопросы становления и функционирования института семьи и брака. В силу своей социальной значимости семья и семейные отношения были и остаются предметом пристального изучения таких наук, как философия, антропология, история, социальная психология, социальная статистика и социология. Задачу определения роли и функций семьи в социальной структуре общества ставили перед собой многие выдающиеся мыслители, оставившие заметный след в истории мировой культуры. Платон и Аристотель, Конфуций и Ф.Петрарка, О.Конт, Г.Спенсер и другие исследователи связывали феномены социального прогресса и регресса с состоянием общественной морали, источники которой напрямую вытекают из организации и состояния семейного уклада жизни людей. Аристотель, развивая свою концепцию государства, прямо указывает на то, что исходной ячейкой общества и является семья. Именно здесь происходит первичное разделение власти: муж является господином для жены и осуществляет общее руководство семьей, жена – своим детям и хозяйка в доме. Расширение семьи, превращение её в селение за счет установления родственных и хозяйственных связей с другими людьми влечет за собой формирование как таковой социальной системы. Эта система упорядочивается за счет семейно-кланового, кастового и географически зонального разделения труда (формирования узкой специализации как отдельных семей, родов, так и их объединений: поселений, полисов). Наконец, возникает государство, где родственные и хозяйственные связи дополняются политическими; формируются институты государственной власти, выполняющие законодательные, исполнительные и судебные функции, ранее возлагавшиеся традицией на глав семей и общин (полисов, селений). Народная демократия, таким образом, согласно Аристотелю, также ведет свои корни от семьи, где она принимала форму спонтанного социального самоуправления. Идеальными же формами господства, по его мнению, на уровне государства выступают «монархия» (основанная на идее семейного наследования престола от отца к сыну) и «полития» (основанная на идее равноправия активных участников производства, хозяйственников).

О глубокой связи общества и семьи говорит и тот факт, что семья представляет собой общество в миниатюре. Здесь в зародыше проступают и проявляются все основные социальные функции: власть и управление, образование и воспитание, регуляция коллективной деятельности, разделение труда, сохранение культурных традиций, развитие хозяйственной и бытовой культуры, связь поколений и т.д. Если человек лишь в процессе социализации из чисто биологического существа превращается в социальное, личность, то семья изначально сочетает в себе биологические и социальные признаки.

1.2.Происхождение и типы семьи

В своем историческом развитии семья и брак прошли ряд стадий, на которых они зародились, сформировались в самостоятельный социальный институт и преобразовались в соответствии с актуальными потребностями общественной жихни, цивилизационными устоями и социокультурными нормами.

Основными этапами исторического развития семьи и брака являются:

1) первобытная орда, характеризуемая господством промискуитета (неупорядоченных половых связей, в которые могли вступать даже близкие родственники);

2) групповая семья, возникшая также при первобытно-общинном строе периода матриархата, но уже на основе табуирования и упорядочивания некоторых форм социальных отношений (например, на основе наложения табу на близкородственные половые связи; убийство сородича);

3) патриархальная семья оформляется при переходе к патриархату, когда лидирующее место а семье и общине начинает занимать мужчина, что закрепляется в мифологии и ранних религиях; при патриархальной семье еще сохраняются пережитки коллективного брака в виде многоженства; от мужчины начинает вестись родословная, а женщина попадает в полную зависимость от мужчины;

4) моногамная семья разновидность парного брака, которая сопровождает весь период цивилизации от рабовладельческого строя до наших дней, имея свою собственную историю и множество вариантов заключения брака; от родительского выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по любви.

1.3.Структура семьи

С точки зрения структурной организации семья представляет собой малую социальную группу, в которой распределены функции управления, воспроизводства, хозяйственной деятельности и социализации. В соответствии с классическим пониманием семьи выделяются следующие её неотъемлемые признаки: наличие супругов (брачного союза между мужчиной и женщиной, санкционированного общественным мнением и традицией, церковным обрядом или актом гражданского состояния) и кровного родства между родителями и детьми, братьями и сестрами.

В первобытном обществе не существовало понятия «родства» и « родословной» в современном понятии этих феноменов «стариками», «родителями» и «детьми» тогда назывались группы населения одного и того же возраста, т.е. одними и теми же терминами обозначаются все мужчины и все женщины определенного возраста и класса. Поэтому понятия «отец» или «дедушка» распространялось не на одного мужчину, а на всех мужчин данного возраста. С возникновением моногамии возникла необходимость вести родословную и устанавливать степень родства, что юридически закрепилось в имени, отчестве и фамилии человека. Взрослые с тех пор определяются бинарными (парными) понятиями: «бабушка»-«дедушка», «отец»-«мать», а дети «сын»-«дочь», «брат»-«сестра»; двоюродное родство: «тетя»-«дядя», «племянник»-«племянница», «кузен»-«кузина» и т.д.

При определении родства необходимо исходить из двух критериев. Во-первых, имеет место «супружеское родство». Мужчина и женщина вступая в брак и образуя семью становятся родственниками не по крови а по брачному союзу. В этот же круг начинают входить и родственники супругов « отцы и матери, бабушки и дедушки, тети и дяди, братья и сестры и т.д.». Это своеобразное слияние двух семей в едины род. Во-вторых, «родство» может пониматься и узко, как «кровнородственная связь». Это связь между родителями и детьми, между братьями и сестрами, между двоюродными родственниками. Соединение всех типов родства выражается единым термином «родня».

По числу родителей семьи подразделяются на:

  1. полные(при наличии обоих родителей;
  2. не полные (при отсутствии одного из родителей).

По количеству поколений семья делится на:

1) нуклеарную (в ее состав входят родители и дети»;

2) расширенную (включая прародителей – бабушек и дедушек)

По выбору места жительства семьи подразделяются на :

  1. патрилокальную (когда молодожены живут с родителями мужа);
  2. 2.матрилокальную (когда молодожены живут с родителями жены)
  3. 3.неолокальную (когда молодожены живут отдельно от родителей).

Важным моментом в определении типа семьи выступают и особенности господствующего стиля его руководства и самоуправления, например авторитарного или демократического. В каждом отдельном случае может вестись речь об устойчивости и относительной стабильности семейного союза, либо о тенденциях и склонности к его распаду

1.4.Функции семьи

Сущность семьи как социального института выражается в ее функциях, регулирующих отношения между членами семьи. Они служат укреплению семьи и определению ее роли и места в социальной структуре общества.

В качестве основных выделяются следующие функции:

1.сексуально-репредуктивная (регулирует сексуальные потребности родителей, рождение детей и как средство воспроизведения населения;

2.воспитательно-регулятивная (функция первичной социализации и первичного контроля);

3.хозяйственно-экономическая выражаемая в ведении домашнего хозяйства иобеспечении нетрудоспособных членов семьи средствами существования);

4.эмоционально-коммуникативная (способствующая формированию устойчивой коммуникацивной среды, на основе родственных чувств, культивированию заботы о ближнем, гордости за успехи каждого члена семьи и .д.);

5реакреативно-досуговая (выражающая в организации рационального досуга и отдыха, укреплении и восстановлении здоровья и т.д.).