Смекни!
smekni.com

Понятие рынка труда 3 (стр. 13 из 15)

Что же касается пособий по безработице, то Зурабов предложил установить федеральный максимум и минимум пособий и разрешить региональным властям самим устанавливать ставки пособий.

При этом министр не отказался от своей мысли о том, что пособие по безработице по-прежнему остается демотивирующим фактором и вредно влияет на временно безработных, находящихся на иждивении у государства. Хотя в этом плане с Зурабовым можно поспорить.

На нынешнее месячное пособие по безработице, на которое можно прожить максимум неделю, особо не разгуляешься. Недаром многие безработные не регистрируются в службе занятости, предпочитая искать работу самостоятельно и считая, что затраты времени на обивание чиновничьих порогов и выбивание справок мизерное пособие не окупает. В социальном государстве такое действительно неприемлемо. Хотя министру, который не рискует остаться без работы, несмотря на все "монетизации" и пенсионные "реформы" безработных точно не понять.

Тем не менее новая концепция, которая после ее утверждения Правительством пришла на смену концепции 2003 года, по мнению многих экспертов, более прогрессивна. В том числе и за счет нового подхода к квотированию иностранной рабочей силы. В частности, предлагается приглашать специалистов востребованных категорий, обладающих высокой квалификацией. Для них предлагается упростить процедуру регистрации. Это вполне здравое предложение, учитывая, что потребность в высококвалифицированных специалистах растет, а восполнить ее за счет внутренних ресурсов не получается.

Кроме того, не может не радовать, что наметился явный крен в сторону передачи полномочий регионам. Минздравсоцразвития оставило за собой лишь установление максимума и минимума пособий по безработице, регулирование иностранной трудовой миграции и разработку профессиональных систем оплаты труда, которые придут на смену ETC.

В правительственной Концепции действий на рынке труда на 2007-2010 годы предлагаются конкретные меры по увеличению занятости. В первую очередь правительство намерено реформировать саму систему образования и подготовки кадров. "В нашей системе образования уже давно существует перекос в пользу получения институтского образования. Но, как показывает мониторинг трудовых отношений, на рынке больше востребованы специалисты, получившие среднее специальное образование. А очень многие выпускники вузов, к сожалению, оказываются на бирже труда", - рассказал источник "РГ". В связи с этим правительство намерено стимулировать появление новых среднеобразовательных профессиональных училищ и привлекать к их финансированию предпринимательские структуры. По словам источника "РГ", "сама концепция готовилась при участии крупного и среднего бизнеса".

3.3 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ

Для России прогнозные оценки как ожидаемого экономического спада, так и ожидаемого роста безработицы варьируют в достаточно широком диапазоне. Согласно первоначальному прогнозу Министерства экономического развития, предполагалось, что в 2009 году объем ВВП уменьшится на 2,2%, хотя, по мнению большинства независимых экспертов, его падение должно было составить не менее 5%. И хотя затем, по мере осознания реальных масштабов спада, прогнозные оценки стали стремительно ухудшаться, величина 5% может быть принята в качестве условного консенсус-прогноза, который существовал в начальные месяцы кризиса.

Если говорить о безработице, то, по первоначальным официальным прикидкам, в 2009 году она должна была вырасти до 7,5%. Вместе с тем, как мы отмечали, уже на старте кризиса многие эксперты были склонны рисовать куда более мрачную картину, уверенно предсказывая взлет общей безработицы до отметки 15%. Большинство остальных прогнозов укладываются в вилку, задаваемую этими цифрами.

Что же предполагали приведенные оценки ожидаемой безработицы и в частности – как они соотносились с показателями ожидавшегося спада производства? Очевидно, что прогноз, исходивший из возможности удержания безработицы на уровне 7,5%, являлся неоправданно оптимистичным: фактически он исходил из представления, что, несмотря на глубокий экономический спад, безработица будет такой же, как в 2006-2007 годах, в период бурного экономического роста. Но, как следует из данных Росстата, уровень общей безработицы уже в первые месяцы 2009 года намного превысил порог в 7,5%, так что официальным инстанциям практически сразу пришлось отказаться от своего исходного прогноза (более поздняя пересмотренная оценка в среднем на весь текущий год – 8,2%).

Что касается цифры 15%, то она предполагала, что в 2009 году общая безработица должна была вырасти по сравнению с предыдущим годом почти на 10 процентных пунктов. Но такой скачок безработицы стал бы возможен только в том случае, если бы занятость сократилась пунктов на 14-15 (поскольку многие из тех, кто теряет работу, переходят не в ряды безработных, а в ряды экономически неактивного населения3). Однако пятнадцатипроцентное сокращение числа занятых при исходно ожидавшемся пятипроцентном сокращении объема производства означало бы, что каждый процентный пункт снижения ВВП должен сопровождаться снижением занятости примерно на три процентных пункта, то есть что эластичность занятости по выпуску должна составить неправдоподобно огромную величину – порядка 300%. Подобное соотношение выглядит настолько невероятным и настолько расходится с тем, что известно из опыта не только России, но и любых других стран мира, что уже по одной этой причине к подобного рода прогнозным оценкам роста безработицы следовало бы отнестись с крайней осторожностью. (Отметим в скобках, что фактически они предполагают настолько сильный "обвал" в сфере занятости, какого в российской экономике не наблюдалось даже в худшие годы переходного кризиса.)

Важно уточнить: что "рывок" безработицы до 15% в течение 2009 года в принципе невозможен; сказанное означает лишь то, что он был почти невероятен при первоначально ожидавшемся падении ВВП всего лишь на 5%. Для того, чтобы безработным оказался каждый седьмой российский работник, потребовалось бы гораздо более глубокое падение производства. По сути эксперты, настаивавшие на столь резком скачке безработицы, исходили (сами того не замечая) из допущения, что в 2009 году экономический спад будет как минимум того же порядка, что и наблюдавшийся в 1992 году.

Как различные варианты возможного роста безработицы соотносятся с прошлым опытом функционирования российского рынка труда? Действуя чисто механически – методом последовательного перебора, мы можем получить наглядное представление о том, что означала бы реализация тех или иных прогнозов на практике – безотносительно к оценке их правдоподобия или неправдоподобия.

Как показывает сравнение с данными прошлых лет, рост общей безработицы до 7,5-8% означал бы возврат к ситуации 2005-2006 годов; до 8-9% – к ситуации 2002-2004 годов; до 10-12% – к ситуации 2000-2001 годов; и, наконец, до 13-14% – к ситуации 1998-1999 годов. Что касается возможного скачка до отметки 15% и выше, то столь высокой безработицы на российском рынке труда до сих пор никогда не фиксировалось и если такое вдруг произойдет, то это станет историческим максимумом за весь период его существования.

После традиционного январского затишья в 2009 году нас ждет новая волна увольнений. «Рынок традиционно долго будет выходить из праздников, - считает Владислав Седленек, партнер компании ТРИЗА EXCLUSIVE. - Первый и второй кварталы будут самыми тяжелыми. По поводу третьего и четвертого сейчас никто не сможет дать точный прогноз. В целом, на мой взгляд, 2009 год будет самым тяжелым за последние 10-15 лет. Работу потеряет достаточно большое число специалистов, и они не будут востребованы на рынке труда. Очень многим людям придется осознать, что им необходимо переквалифицироваться и получать новую профессию для того, чтобы получать достойную заработную плату. Будет пересмотр уровней зарплат и подхода к тому, за что компании готовы зарплаты платить».

«В январе будет традиционное затишье, и кризис едва ли внесет какие-то коррективы, - считает Александр Беленький, старший консультант Ward Howell. - В январе будет спокойствие и возвращение после праздников к изменившимся планам, к работе. В четвертом квартале 2008 года кризис кого-то ввел в оцепенение, кого-то расстроил, кого-то сильно расстроил, и январь - начало февраля очень подходят для того, чтобы привести себя в чувство и подготовиться к нормальной, плодотворной и последовательной работе. Весной, во втором квартале, начнется активность, но не такая, как в прошлом году. Все будет гораздо спокойнее. Несмотря ни на что, это будет нормальное созидательное время. Позитивная волна весны докатится до лета, и станет совсем хорошо: все уже привыкнут к кризису, поймут, что он состоялся, что в любом случае жизнь продолжается. Вторая волна увольнений будет, и это станет частью плодотворной созидательной работы. Большая часть увольнений придется на конец первого и начало второго кварталов».

По мнению Михаила Торчинского, управляющего партнера компании Marksman, до марта увольнения продолжатся: «Это связано с тем, что по разным причинам работодатели откладывали этот процесс до праздников. Март-апрель могут стать своеобразным часом икс, когда будет понятно, будет ли хотя бы минимальное улучшение ситуации, или мы попали в яму, из которой придется долго выбираться».

Эксперты сходятся во мнении, что тяжело в наступающем году будет тем, кому тяжело уже сейчас. «По-прежнему будет тяжело финансовым институтам, особенно инвестиционно-банковскому сектору - считает Александр Беленький. - По-прежнему будет тяжело девелоперам. Также будет не легче индустриям, от них зависящим».