Смекни!
smekni.com

Международное право2 (стр. 100 из 130)

Конвенции далее ориентированы на обеспечение неотвра­тимости уголовного преследования и наказания лиц, которые именуются предполагаемыми преступниками и виновность ко­торых устанавливается соответствующими национальными су­дами на основе национального уголовного законодательства. Каждая конвенция предусматривает меры для установления государствами, определенные с учетом специфики того или иного преступления, своей юрисдикции, включая заключение пред­полагаемого преступника под стражу и проведение предвари­тельного расследования фактов.

Перечень оснований для осуществления государством юрис­дикции можно показать на примере ст. 5 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинст­во видов обращения и наказания: "1. Каждое государство-участник принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми для установления его юрисдикции в отношений преступлений, указанных в ст. 4, в следующих случаях:

a) когда преступления совершены на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в данном государстве;

б) когда предполагаемый преступник является граждани­ном данного государства;

в) когда жертва является гражданином данного государст­ва и если данное государство считает это целесообразным.

2. Каждое государство-участник аналогичным образом при­нимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми, чтобы установить свою юрисдикцию в отношении таких пре­ступлений в случаях, когда предполагаемый преступник нахо­дится на любой территории под его юрисдикцией и оно не вы­дает его в соответствии со ст. 8 (в ней регламентируются вопро­сы выдачи) любому из государств, упомянутых в п. 1 настоящей статьи". В отдельных конвенциях встречаются модификации положений первого пункта, однако формулировка второго пункта типична для ряда конвенций.

Согласно нормам конвенций, применительно к таким пре­ступлениям международного характера, как пытки, посягатель­ство против лиц, пользующихся международной защитой, за­хват заложников, захват воздушных судов, действия, направ­ленные против безопасности гражданской авиации и безопас­ности морского судоходства, незаконные действия в отношении ядерного материала, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, действует принцип универсальной юрисдикции, поскольку соответствующие юрисдикционные дей­ствия входят в компетенцию любого государства, на террито­рии которого оказался предполагаемый преступник, независи­мо от места и иных обстоятельств совершения преступления.

Конвенции предусматривают альтернативную процедуру реализации юрисдикции: государство либо выдает предпола­гаемого преступника заинтересованному, требующему выдачи государству, либо осуществляет в отношении такого лица уго­ловное преследование на основе собственного законодатель­ства.

Во всех конвенциях решаются вопросы оказания правовой помощи в связи с уголовно-процессуальными. действиями, ко­торые считаются необходимыми в отношении преступлений международного характера.

§ 5. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью

Вопросы борьбы с преступностью занимают существенное место в деятельности Организации Объединенных Наций, в том числе на сессиях Генеральной Ассамблеи, неоднократно при­нимавшей резолюции о борьбе с международным терроризмом и с другими преступными деяниями. Ряд конвенций о преступ­лениях международного характера был подготовлен в рамках ООН (в их числе Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, при­нятая на проведенной ООН конференции 19 декабря 1988 г.).

В рамках Экономического и Социального Совета ООН был учрежден Комитет по предупреждению и контролю над пре­ступностью в составе представителей 27 государств. Одна из его функций проведение раз в пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонаруши­телями. В 1992 г. приступила к работе Комиссия ООН по преду­преждению преступности и уголовному правосудию.

Хорошо известна роль в борьбе с преступностью Интер­пола — Международной организации уголовной полиции*. Ее зарождение относится к периоду после первой мировой войны:


* См.: Родионов К. С.Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990; БелъсонЯ.М. Интерпол в борьбе с уголовной преступностью. М., 1989.

в 1923 г. была создана Международная комиссия уголовной по­лиции. Современный облик Интерпола сложился после 1956 г., когда было введено его новое наименование и был принят Устав организации.

Целями организации являются взаимное сотрудничество органов уголовной полиции в пределах законодательства соот­ветствующих стран и создание учреждений, способствующих предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью. Важное значение имеет взаимодействие этих органов в розы­ске подозреваемых в совершении деяний, характеризуемых международной общественной опасностью и (или) совершаемых лицами, занесенными в картотеку "международных преступ­ников". Статья 3 запрещает вмешательство организации в дела политического, военного, религиозного или расового характера.

Входящее в состав Интерпола государство делегирует "в качестве члена организации" (ст. 4) любой официальный поли­цейский орган, функции которого соответствуют характеру дея­тельности организации.

В сентябре 1990 г, СССР вступил в Международную орга­низацию уголовной полиции; ныне ее членом является Россий­ская Федерация. В структуре МВД РФ имеется Национальное центральное бюро Интерпола в РФ (НЦБ РФ) как орган по со­трудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных го­сударств — членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. По своим функциям, определенным Положением о Национальном центральном бюро Интерпола (утверждено по­становлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г.), НЦБ представляет собой координационный центр: 1) направляет в Генеральный секретариат и НЦБ иностранных государств за­просы, следственные поручения и сообщения органов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления; 2) принимает меры по своевременному и надле­жащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств запросов органов РФ; 3) направляет поступившие из Интерпола и НЦБ иностранных государств и подлежащие исполнению на территории РФ запросы в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы РФ.

В штаб-квартире Интерпола во Франции (ранее в пригоро­де Парижа, ныне в Лионе) работает группа штатных сотрудни­ков, ведется картотека, включающая фотографии и дактилокарты многих тысяч "международных преступников" и описа­ния наиболее опасных преступлений.

По решению Совета глав правительств стран СНГ создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Со­дружества Независимых Государств как постоянно действую­щий орган, подотчетный совещанию министров внутренних дел стран СНГ (оно назначает директора Бюро) и имеющий само­стоятельный статус в составе МВД страны места нахождения, т. е. России. Основные задачи Бюро: 1) формирование специа­лизированного банка данных и предоставление инициативной информации в соответствующее МВД; 2) содействие в осущест­влении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования; 3) обеспечение согласованных действий при проведении оперативно-розыск­ных мероприятий и комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких стран СНГ, выработка рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью.

Литература

Барсегов Ю. Г. Актуальные вопросы разработки проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человече­ства // Сов. ежегодник международного права. 1988. М., 1989.

Белъсон Я. М. Россия в Интерполе. СПб., 1995.

Бирюков П. Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж, 1997.

Блищенко И. П., Жданов Н. В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. М., 1984.

Бородин С. В., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983.

Галенская Л. Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972.

Игнатенко Г. В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Свердловск, 1980.