Смекни!
smekni.com

Международное право2 (стр. 106 из 130)

Самостоятельный комплекс образуют конвенции, во-пер­вых, запрещающие оружие массового уничтожения, — Конвен­ция о запрещении разработки производства и накопления за­пасов бактериологического (биологического) и токсинного ору­жия и об их уничтожении 1972 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химиче­ского оружия и его уничтожении 1993 г.; либо во-вторых, за­прещающие или ограничивающие применение в военных дей­ствиях определенных видов обычного оружия, — Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрез­мерные повреждения или имеющими неизбирательное дейст­вие, 1981 г., и протоколы к этой Конвенции (о необнаруживае­мых осколках, о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств, о запрещении или ограниче­нии применения зажигательного оружия).

Следует иметь в виду также региональные договоры. К их числу относится заключенное в рамках СНГ Соглашение о пер­воочередных мерах по защите жертв вооруженных конфлик­тов от 2 сентября 1993 г.

Соответствующие правила должны соблюдаться в случае любого вооруженного конфликта международного характера (с участием двух государств и более) или немеждународного ха­рактера (в пределах одного государства)*. Они обязательны и для Организации Объединенных Наций при применении кол­лективных вооруженных сил по решению Совета Безопасности в соответствии с Уставом ООН, а также для региональных ор­ганизаций, прибегающих в рамках своей компетенции к исполь­зованию вооруженных сил.


* Закон РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. включает адресованную военнослужащим обязанность "соблюдать нормы междуна­родного права в военной области, принятые Российской Федерацией".

§ 2. Начало войны и его правовые последствия

Предпринятые государством военные действия означают начало состояния войны для участвующих в конфликте госу­дарств и обусловливают необходимость соблюдения междуна­родных правил ведения войны. Обычаи войны с древних вре­мен устанавливали, что началу военных действий должно пред­шествовать объявление войны. Одна из Гаагских конвенций 1907 г. превратила это правило в договорную норму. Военные действия между сторонами не должны начинаться без предва­рительного и недвусмысленного предупреждения. Однако с точки .зрения современного международного права само объявление войны не оправдывает данное государство и не освобождает от ответственности за акт агрессии, равно как и начало военных действий без объявления войны.

Объявление войны или ее ведение без такого акта влекут за собой определенные последствия в отношениях между вою­ющими государствами, включая соблюдение правил ведения войны.

В соответствии с первым Дополнительным протоколом 1977 г. с началом вооруженного конфликта применяется систе­ма Держав-Покровительниц, которыми могут стать не участ­вующие в конфликте государства, назначенные и признанные воюющими сторонами. На Державы-Покровительницы возла­гается обязанность охранять интересы этих сторон. В случае нерешения вопросов назначения и признания таких Держав со­ответствующую обязанность может принять на себя Междуна­родный комитет Красного Креста или другая беспристрастная организация. К такой организации Конвенция применяет тер­мин "субститут".

Начало войны, как правило, прерывает дипломатические и консульские отношения между государствами, вступившими в войну. Дипломатический и консульский персонал вправе поки­нуть государство пребывания без каких-либо ограничений и задержек со стороны враждебного государства. Охрана поме­щений дипломатического представительства и консульств вме­сте с их имуществом и архивами вверяется Державе-Покрови­тельнице или субституту. Двусторонние политические и эконо­мические договоры, рассчитанные на мирное сотрудничество, теряют силу либо приостанавливаются. Торговые сделки с юри­дическими и физическими лицами неприятельских государств, как и виды сношений личного и коммерческого характера меж­ду гражданами воюющих государств, запрещаются.

В отношении граждан неприятельского государства, пре­бывающих на их территории, применяются различные ограни­чения, включая интернирование или принудительное прожива­ние на период войны в определенном районе. Интернированные граждане сохраняют свою гражданскую правоспособность и осуществляют вытекающие отсюда права в той мере, в какой это совместимо с интернированием.

Имущество, принадлежащее непосредственно вражескому государству (государственная собственность), конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских пред­ставительств. Частная собственность (собственность граждан) в принципе считается неприкосновенной.

Пространственная сфера вооруженного конфликта — те­атр военных действий — сухопутное, морское, воздушное про­странство воюющих государств, а также (без ущерба для инте­ресов других государств) районы открытого моря и воздушного пространства над ним. Территория нейтральных государств, а также пространства, которые международным правом призна­ны демилитаризованными (Антарктика, космическое простран­ство, включая Луну и другие небесные тела, международные каналы), не могут использоваться в качестве театра военных действий. '

Воюющим государствам запрещается проводить через тер­риторию нейтрального государства войска и военный транспорт. На своей территории нейтральное государство имеет право защищать нейтралитет всеми имеющимися средствами, вплоть до применения вооруженных сил.

§ 3. Участники вооруженного конфликта

Нормы современного международного права устанавлива­ют, что в том случае, если война стала реальностью, она долж­на вестись только между вооруженными силами соответствую­щих государств и не должна наносить ущерба их гражданско­му населению. В связи с этим международное право вводит принципиальное различие между вооруженными силами и не участвующим в военных действиях гражданским населением. Законными участниками войны являются комбатанты (сражающиеся). Применение оружия на войне возможно толь­ко в отношении комбатантов.

Обобщенная характеристика законных участников войны дана в ст. 43 первого Дополнительного протокола 1977 г.: "Воо­руженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделе­ний, находящихся под командованием лица, ответственного пе­ред этой стороной за поведение своих подчиненных... Такие воо­руженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной сис­теме, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов". Лица, входящие в состав вооруженных сил (кро­ме медицинского и духовного персонала), являются комбатантами, т. е. имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях.

В соответствии с действующими международными нормами в состав вооруженных сил (регулярных и нерегулярных) входят части и соединения сухопутных, морских, воздушных сил, а также войска милиции (полиции), безопасности, добро­вольческие отряды, отряды ополчения, личный состав органи­зованного движения сопротивления (партизаны). К числу за­конно воюющих относятся также лица, сопровождающие ар­мию, но не входящие непосредственно в состав вооруженных сил, а именно: гражданские лица, включенные в экипажи воен­ных самолетов, военные корреспонденты, личный состав рабо­чих команд или служб, на которые возложено бытовое обслу­живание вооруженных сил, при условии, что они получили со­ответствующее разрешение и удостоверение личности. Населе­ние неоккупированной территории, которое по собственному почину берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные части, также пользуется правами сражающихся.

Все указанные категории сражающихся из отрядов опол­чения, партизан, сопротивления рассматриваются в качестве законных участников войны, если они удовлетворяют следую­щим условиям, предусмотренным конвенциями: 1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; 2) имеют опреде­ленный и ясно видимый издали отличительный знак; 3) откры­то носят оружие; 4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Очевидно, что некоторые пункты не всегда со­гласуются с условиями партизанской войны на оккупированной территории.

Понятием добровольческих отрядов охватываются лица, изъявившие желание выехать за пределы своей страны и при­нять участие в боевых действиях на стороне народа иностран­ного государства, борющегося за свободу и независимость. Доб­ровольцы включаются в списочный состав вооруженных сил, что делает их законными комбатантами в соответствии с поло­жениями Гаагских конвенций 1907 г., а также Женевской кон­венции 1949 г.

От добровольческих отрядов (добровольцев) принципиаль­но отличаются наемники. Согласно ст. 47 первого Дополнитель­ного протокола 1977 г.: "Наемник — это любое лицо, которое:

а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; Ь) фактически при­нимает непосредственное участие в военных действиях; с) при­нимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в дей­ствительности обещано стороной (или по поручению стороны), находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, су­щественно превышающее вознаграждение, обещанное или вы­плачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входя­щим в личный состав вооруженных сил данной стороны; d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контроли­руемой стороной, находящейся в конфликте; е) не входит в лич­ный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфлик­те; f) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обя­занностей в качестве лица, входящего в состав его вооружен­ных сил". Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и не находится под покровительством норм ме­ждународного права.