Смекни!
smekni.com

Международное право2 (стр. 120 из 130)

Воздушным судам при следовании от государственной гра­ницы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное про­странство России запрещаются как посадка, так и вылет из аэропортов, не открытых Правительством для международных полетов. Запрещается залет в запретные для полетов районы. В случае вынужденного пересечения государственной границы (несчастный случай, авария, стихийное бедствие) командир воз­душного судна обязан немедленно сообщить об этом админист­рации ближайшего российского аэропорта и в дальнейшем следо­вать ее указаниям или указаниям воздушного судна РФ, при­бывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.

Заключение международного договора или выдача специ­ального разрешения, предоставляющего право полета в преде­лах воздушного пространства государства, требует выполнения определенных условий, содержащихся как в международных договорах, так и в национальных законах. К таким условиям, независимо от категории полета, относятся: особый порядок пересечения государственных воздушных границ (пересечение границы в специально выделенных воздушных коридорах под контролем органов управления воздушного движения и на вы­сотах, специально определенных для таких полетов); правила посадки в определенном аэропорту с прохождением таможен­ного и иного контроля; выполнение в аэропортах административных предписаний; осуществление досмотра воздушных су­дов; обязательное наличие на борту воздушного судна необхо­димой документации и т. д.

Таким образом, согласие государства на международные воздушные полеты над его территорией не дает иностранным воздушным судам права на свободу передвижения в пределах этой территории. Правила, установленные государством для влета на его территорию, передвижения в его воздушном про­странстве по специальным трассам, вылета за пределы терри­тории государства, должны строго соблюдаться.

В то же время государства исходят из того, что их полный и исключительный суверенитет над своим воздушным простран­ством не препятствует сотрудничеству для решения согласо­ванных задач.

24 марта 1992 г. Россия, Франция, ФРГ, Великобритания, Украина и другие европейские государства, а также США и Канада подписали Договор по открытому небу.

Режим открытого неба устанавливается для проведения наблюдательных полетов над территорией государств-участни­ков с использованием невооруженных самолетов, зарегистри­рованных соответствующими органами государства-участника и оборудованных предусмотренной аппаратурой наблюдения. Полет осуществляется в соответствии с планом полета, содер­жание которого указывается ИКАО и представляется органам управления воздушным движением с учетом фиксированных аэродромов, где начинается или заканчивается наблюдатель­ный полет. Договором установлены квоты — количество наблю­дательных полетов, установленное для каждого участника со­глашения. Наблюдательные полеты имеют приоритет по отно­шению к любым регулярным воздушным полетам. Данные, по­лученные аппаратурой наблюдения, представляются всем уча­стникам соглашения. Вопросы, связанные с соблюдением поло­жений Договора, рассматриваются Консультативной комиссией по открытому небу, состоящей из представителей каждого го­сударства-участника.

Государствами, образовавшими Содружество Независимых Государств, в конце 1991 г. заключено Соглашение о граждан­ской авиации и об использовании воздушного пространства. Его участники подтвердили полный и исключительный суверени­тет каждого государства над своим воздушным пространством, установили, что разработка правил его использования, контроль за их соблюдением, организация единого управления воздуш­ным движением находятся в сфере совместного ведения и регулирования. Практическую реализацию Соглашения призван осуществить постоянно действующий орган — Межгосударст­венный авиационный комитет.

§ 3. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве

Международное воздушное пространство находится над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, а также над Антарктикой.

Принцип свободы открытого моря связан с принципом сво­боды открытого воздушного пространства над ним. Все госу­дарства, независимо от того, являются они прибрежными или нет, имеют право свободно, т. е. без разрешения кого-либо, осу­ществлять воздушное судоходство над открытым морем и не приобретают в отношении этого воздушного пространства су­веренных прав. Однако данная свобода реализуется государст­вами с учетом основных принципов международного права и, следовательно, предполагает действие ряда общепризнанных правил.

Государство сохраняет свою юрисдикцию над зарегистри­рованным им воздушным судном, осуществляющим полет в ме­ждународном воздушном пространстве. Власть другого государ­ства на данное воздушное судно не распространяется, что озна­чает также недопустимость вмешательства в полет этого судна.

Государства обязаны не допускать создания со стороны их воздушных судов угрозы безопасности полетов воздушных су­дов других государств, а также безопасности мореплавания. С этой целью государства заключают договоры о предотвраще­нии инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. В частности, не допускаются имитация атак посредст­вом имитации применения оружия по самолетам и кораблям; выполнение военными самолетами опасных облетов иностран­ных морских судов и любые другие действия, представляющие опасность как для полетов в воздушном пространстве, так и для судоходства в открытом море. В связи с этим важное зна­чение имеет соблюдение правила — каждое воздушное судно, занятое в международной аэронавигации, имеет соответствую­щие национальные и регистрационные знаки. Воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зареги­стрированы. Государство, под юрисдикцией которого находятся воздушные и морские суда, ставшие объектом нападения или опасных маневров, вправе поставить вопрос об ответственности того государства, воздушные силы которого допустили опасные действия.

Вместе с тем международное право допускает в строго оп­ределенных случаях исключения из свободы открытого моря и принудительные действия воздушных судов в районах откры­того моря.

Принцип свободы международного воздушного простран­ства не отвергает необходимости упорядочения международ­ных полетов с учетом обязательства участников Чикагской кон­венции 1944 г. обращать должное внимание на безопасность навигации гражданских воздушных судов. Это требование обес­печивается внедрением со стороны ИКАО системы маршрутов обслуживания воздушного движения.

Помимо свободы полетов воздушных судов над открытым морем существуют свобода научных исследований посредством воздушных судов, свобода использования летательных аппара­тов для обеспечения рыболовства и возведения установок и со­оружений.

Режим воздушного пространства над Антарктикой регули­руется Договором об Антарктике 1959 г. Все государства, неза­висимо от их участия в данном Договоре, имеют право свободно осуществлять над Антарктикой полеты гражданских воздуш­ных судов, строго придерживаясь стандартов ИКАО. Антарк­тика, включая воздушное пространство над нею, используется только в мирных целях. В связи с этим запрещаются любые мероприятия военного характера, испытания любых видов ору­жия, включая ядерные взрывы. В воздушном пространстве над Антарктикой могут осуществлять полеты и военные летатель­ные аппараты, но только для осуществления целей Договора 1959 г., в частности для доставки и вывоза персонала и оснаще­ния станций.

§ 4. Коммерческие права в международных воздушных сообщениях

Коммерческий характер международных воздушных сооб­щений связан с тем, что перевозка пассажиров, багажа, грузов и почты осуществляется за плату. Коммерческая деятельность в данной сфере имеет различные объемы. В зависимости от ее объемов выделяются семь "свобод воздуха" — различного уровня коммерческих прав:

1) право на транзитный полет без посадки на территории государства, которое предоставило это право;

2) право на транзитный полет через территорию иностран­ного государства с посадкой на его территории без коммерче­ских целей, т. е. для заправки топливом, технического обслу­живания и т. п.;

3) право государства на то, чтобы зарегистрированные им воздушные суда, высаживали на иностранной территории пас­сажиров, выгружали почту и грузы, взятые на его территории;

4) право государства принимать на своей территории воз­душные суда с пассажирами, почтой и грузом, следующие на территорию государства, национальность которого имеет дан­ное воздушное судно;

5) право государства принимать на своей территории пас­сажиров, почту и груз, которые должны быть доставлены на территорию любого третьего государства, а также право выса­живать пассажиров и выгружать почту и грузы, следующие с любой такой территории;

6) право государства осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между двумя иностранными государствами че­рез собственную территорию;

7) право государства посредством воздушных судов, имею­щих его национальность, осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между иностранными государствами, минуя свою территорию.

Предоставление коммерческих прав — прерогатива госу­дарства как субъекта международного права. Коммерческие права, подобно праву на выполнение полетов, тесно связаны с суверенитетом государства над своим воздушным пространст­вом.