Смекни!
smekni.com

Международное право2 (стр. 60 из 130)

Можно высказать предположение об определенной децен­трализации этого порядка во взаимоотношениях прокуратур, как и других учреждений юстиции, государств СНГ, поскольку Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отноше­ниях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., подписанный 28 марта 1997 г., допускает сношения учреждений юстиции договаривающихся сторон через территориальные и другие органы.

Соглашение с Монголией (ст. 4) и Соглашение с КНР (ст. 9) предусматривают непосредственное сотрудничество между ор­ганами прокуратуры приграничных регионов соответствующих стран. Во исполнение Соглашения с КНР 15 октября 1997 г. в Хабаровске был подписан Протокол встречи руководителей прокуратур приграничных регионов Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Данный правовой документ предписывает прокурорам приграничных регионов РФ и КНР в пределах своей компетенции развивать непосредственное со­трудничество в вопросах борьбы с преступностью, раскрытия, расследования и пресечения преступлений и других правона­рушений, розыска и задержания преступников, скрывающихся на их территориях, а также по другим направлениям проку­рорской деятельности, придерживаясь принципов взаимного ува­жения, строгого соблюдения закона, повышения эффективно­сти сотрудничества и последовательного продвижения вперед, в соответствии с законами обеих стран, укреплять законность и правопорядок в регионах, предоставлять гражданам обеих стран эффективную правовую защиту.

В рамках СНГ проводятся координационные совещания Генеральных прокуроров государств — членов Содружества.

§ 6. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства юстиции Российской Федерации

Согласно ч. 2 ст. 32 Закона о международных договорах РФ федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными до­говорами, обеспечивают выполнение обязательств и прав по договорам, а также наблюдают за выполнением обязательств другими участниками договоров. Положение о Министерстве юстиции РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ, предписывает ему организацию выполнения договоров о право­вой помощи и других договоров и конвенций по вопросам его компетенции.

В деятельности Министерства сложилась достаточно ус­тойчивая практика (еще со времен существования Министер­ства юстиции СССР) по организации оказания правовой помо­щи, обеспечению соответствия условиям договоров, предназна­ченных для направления за границу судебных поручений, обоб­щению судебной практики по данному кругу вопросов и выяв­лению характерных ошибок, информированию региональных управлений, а также судов о действующих и вновь заключен­ных договорах, подготовке сборников договоров и т. д. В структуре Министерства существуют международно-правовой депар­тамент и департамент правовой помощи.

Принимаемые Министерством инструкции, разъяснения, обзорные письма оказывают немаловажную методическую по­мощь управлениям юстиции и судам.

Некоторые инструкции конкретизируют законодательст­во, содержат собственную регламентацию действий по выпол­нению международных договоров. Таковыми являются, в част­ности, продолжающие действовать инструкция Министерства юстиции СССР "О порядке оказания судами и органами нота­риата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностран­ных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям" от 2В февраля 1972 г., межведомственная Инструкция Прокуратуры СССР, Верховного Суда СССР, МВД СССР от 25 октября 1979 г. по применению Указа 1979 г., при­нятого, в свою очередь, во исполнение Конвенции 1978 г. о пере­даче осужденных лиц.

Обеспечение Министерством выполнения договоров неред­ко выражается в обобщении практики нижестоящих органов и судов. Назовем, к примеру, письма от 25 апреля 1986 г. "О не­достатках в работе судов и органов юстиции по исполнению договоров о правовой помощи" и от 6 июня 1990 г. "О совершен­ствовании работы по исполнению обязательств, предусмотрен­ных международными договорами о взаимной правовой помо­щи".

Среди применяемых им мер встречается и предписание обеспечить изучение положений договоров. В упомянутом письме 1990 г. после обобщения практики судов по исполнению догово­ров о правовой помощи говорится: "Организовать регулярное изучение правил исполнения обязательств по международным договорам". Министерство юстиции РФ обеспечивает ознаком­ление с информацией, содержащей данные о договорах о пра­вовой помощи и правовых отношениях, а также с деятельно­стью в сфере международно-правовых отношений.

Кроме организационной и инструктивной работы Министер­ство представляет предложения о заключении международных договоров о правовой помощи и ведет соответствующие перего­воры, заключает соглашения о правовом сотрудничестве с ор­ганами иностранных государств и международными организа­циями. Оно также непосредственно участвует в выполнении международных договоров, получает судебные поручения, на­правляемые иностранным судам, проверяет их соответствие условиям договоров и пересылает за границу, получает и пере­правляет соответствующим российским судам поручения судов зарубежных стран.

Региональные управления юстиции (областей, краев, авто­номных округов и т. д.) и министерства юстиции республик слу­жат как бы промежуточным звеном в деле выполнения догово­ров о правовой помощи. Они переправляют судам полученные из федерального министерства поручения иностранных судов, проверяют правильность оформления российскими судами до­кументов, предназначенных для направления за границу и вы­сылают их в Министерство юстиции РФ, следят за своевремен­ностью и точностью выполнения иностранных судебных пору­чений в соответствии с договорами. Так, управление юстиции Свердловской области возвратило документы, поступившие из управления юстиции г. Ташкента (Узбекистан), пояснив, что судебное поручение не исполнено, так как правовая помощь по делам об административных правонарушениях не предусмот­рена договором.

В заключение необходимо особо отметить самостоятельную функцию Министерства юстиции в связи с заключением меж­дународных договоров, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ. Предложения любых ведомств о заключении такого рода договоров представляются Президенту РФ и в Правительство РФ по согласованию с Ми­нистерством юстиции РФ, которое дает заключения по вопро­сам соответствия положений договора законодательству РФ и их юридической силы в Российской Федерации, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением та­кого договора.

§ 7. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации

К деятельности Министерства внутренних дел РФ и его структурных подразделений в сферах, где ощутимо взаимо­действие с международно-правовым регулированием, имеют отношения многие федеральные законы — о гражданстве РФ, о правовом положении иностранных граждан в Российской Фе­дерации, о праве на свободу передвижения, выбор места пре­бывания и жительства в пределах Российской Федерации, о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Россий­скую федерацию, о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, об оперативно-розыскной деятельности, а также Кодекс РСФСР об администра­тивных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и др.

Непосредственная регламентация функций и действий уч­реждений МВД, содержащаяся в законах о милиции и внут­ренних войсках, не включает в себя каких-либо ссылок на меж­дународные договоры даже в тех случаях, когда затрагиваются вопросы, обусловленные международно-правовыми решениями или даже неотделимые от них.

В Федеральном законе "О внутренних войсках Министер­ства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. нет нормы об обязанности военнослужащих этих войск соблюдать нормы международного права в военной области, как это предписано в Законе РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г.; между тем Федеральный закон предусматри­вает выполнение внутренними войсками задач в условиях воо­руженных конфликтов.

Следует вместе с тем отметить, что Положение о Мини­стерстве внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президен­та РФ 18 июля 1996 г., включает пункт, согласно которому Ми­нистерство руководствуется в своей деятельности не только внутригосударственными правовыми актами, но и общепризнан­ными принципами и нормами международного права и между­народными договорами РФ.

В соответствии с конституционными нормами в законах, затрагивающих деятельность МВД, содержатся формулиров­ки, обусловленные международно-правовыми нормами. Имеются в виду главным образом международные пакты и конвенции о правах и свободах человека и гражданина. Например, в Феде­ральном законе "О содержаний под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" сказано, что содер­жание под стражей осуществляется... в соответствии с Консти­туцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопрово­ждаться пытками, иными действиями, имеющими целью при­чинение физических или нравственных страданий подозревае­мым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащим­ся под стражей (ст. 4). Согласно Закону о внутренних войсках (без ссылки на международные нормы) военнослужащим внут­ренних войск запрещается прибегать к обращению, унижаю­щему человеческое достоинство (ст. 7).

Обусловленность правоприменительных актов в системе МВД России международными договорами РФ имеет различ­ные проявления. Одно из наиболее интересных для рассмотрения связано с реализацией нормы Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации", о выходе из гражданства РФ (ст. 23). Ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стра­не, не связанной с РФ договорными обязательствами о право­вой помощи, но имеет либо имущественные обязательства пе­ред физическими или юридическими лицами РФ, либо неис­полненные обязанности перед государством, вытекающие из ос­нований, определяемых законом РФ.