Смекни!
smekni.com

Соотношение государства и управления (стр. 2 из 5)

Проведенное сравнение позволяет утверждать, что политическое управление наука о политическом управлении не являются тождественными понятиями, равно, скажем, как политическая теория и политическая практика. Политическое управление может быть либо научно обоснованным, либо строящимся, исходя из опыта использования политическими менеджерами каких-либо техник и средств, путем опыта собственных ошибок и достижений.

Словосочетание «политическое управление как наука» понимается «многоаспектно»:

– как теория и методология, основанные на учете объективных законов развития общества, природы и человека;

– как адекватное отражение интересов различных социальных, политических, национальных, конфессиональных и иных групп, слоев общества;

– как формулирование с последующим применением научных методов в политическом управлении;

– как интеллектуализация самого политического управления, усвоение новых знаний, странового, регионального и глобального опыта;

– как способность к прогнозированию событий, упреждение или ускорение их развития в соответствии с прогнозом.

Политическое управление соотносится не только с наукой, но и с искусством.

Более того, оно само может считаться искусством, требующим способных исполнителей. Действительно, если речь идет об искусстве, то музыкант, прежде чем играть на скрипке, настойчиво осваивает азы мастерства. Точно так же должен постигать сложности и тайны политики тот, кто избирает ее в качестве своей профессии (политическое управление не может существовать вне политики).

Политический управленец-профессионал должен не только усвоить законы и правила политической игры, но и обладать особыми личностными качествами (интуицией, воображением, прозрением, страстью). Их наличие помогает политическому менеджеру решать задачи со многими неизвестными, принимать неожиданные решения, выдвигать гипотезы, предполагать реальные комбинации интересов, компромиссов и т. п.

Атрибутивными компонентами политического искусства можно считать:

а) опыт, мастерство в реализации возможностей политического действия (политическое управление – это искусство возможного);

б) способность угадывать, «нащупывать», улавливать верный способ действия (помимо логических умозаключений);

в) способность к маневрированию, нахождению путей к компромиссам, своеобразному отступлению, выбору подходящего момента для решительных действий.

Политическое управление как искусство предполагает своевременное обнаружение противоречий и нахождение наиболее эффективных способов их разрешения, быструю и адекватную реакцию на изменение политической ситуации, принятие соответствующих мер по стабилизации обстановки, умение мобилизовать людей на реализацию принятых решений.

Политические управленцы, наделенные политическим искусством, просчитывают все шансы на успех и только после этого приступают к действию. Иначе они могут и опоздать. Политическое же чутье как компонент политического искусства помогает быстро ориентироваться в каждой новой ситуации.

Вместе с тем политическое управление по содержанию, разумеется, не совпадает с искусством, которое прежде всего является художественным отображением мира.

Политическое управление должно адекватно отражать политическую и социальную реальность мира. Хотя политический управленец, так же, как и художник, обязан обладать особым, острым восприятием политического мира и способностью воссоздавать субъективный образ этого мира.

Политический менеджер не может постоянно идти на риск, руководствуясь только интуицией. Это приводило бы к немалым и дорогостоящим ошибкам.

Практика показывает, что если политическое управление научно не обосновано, то его не спасет от провала никакое искусство. Следовательно, научная обоснованность и искусство политического управления должны находиться в единстве. Любая односторонность чревата ущербностью и может превратить политическое управление в риторику и политиканство.

Итак, политическое управление – это особый вид управленческих отношений и действий, складывающихся в политике, но с другой стороны – этим же термином можно обозначить и систему знаний об этом виде управления. Научное знание о политическом управлении – это знание об условиях возникновения данного вида управленческих отношений, о факторах, влияющих на его развитие и конкретные формы проявления, о процессах, связывающих участников политических кампаний, и о тех способах действия, которые могут обеспечить политическим управленцам успешное достижение поставленных целей.

Научное знание о политическом управлении должно быть междисциплинарным, интегрирующим научные достижения в области различных социальных наук – политологии, политической философии, социологии, психологии и менеджмента.

Денис ГРИЩЕНКО

2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Безопасность как явление – это такое состояние страны, которое позволяет ей сохранять территориальную целостность, самостоятельно решать задачи развития, выступать суверенным субъектом межгосударственных отношений.

Все виды безопасности диалектически связаны между собой не только общим понятием «безопасность», но и в первую очередь тем, что их основным объектом является общество.

Очевидно, что современный мир столкнулся с вызовами, которые носят довольно долгосрочный характер. Основные вызовы проявляются преимущественно в форме тенденций в политической, экономической, технологической и военной сферах.

Появились и новые факторы, которые можно оценивать как угрозы, ранее не казавшиеся столь опасными: усиление национализма; расширение этнического противостояния, перерастающего в конфликты; экономическое неравенство и т. п.

В настоящее время ни одно государство мира не сможет остаться в стороне от глобальных опасностей, вызовов и угроз. Поэтому под политической безопасностью в таком ключе понимается способность политической системы (в первую очередь государственной власти) противостоять негативным для себя и общества тенденциям (опасностям, рискам, вызовам и угрозам) и при этом активно расширять и реализовывать позитивные тенденции в развитии социума. Достаточно часто политическая безопасность отождествляется с государственной безопасностью, однако ее фактическое содержание существенно шире. Она означает безопасность всей политической жизни каждой личности, общества в целом (политических структур, отношений и деятельности), а также ее строгое соответствие как конституционным нормам, так и принятым законам.

С точки зрения внутренних условий функционирования социума его политическая безопасность означает устойчивость политической системы, выражающей коренные интересы основных социальных групп и обеспечивающей социально-политическую стабильность общества, отсутствие в нем социальных и политических конфликтов. Отметим три важнейших момента, характеризующих политическую безопасность. Во-первых, политическая безопасность означает устойчивость политической системы, то есть совокупности социально-политических институтов, осуществляющих управление обществом. Во-вторых, это выражение и реализация политической системой базовых интересов основных социальных групп с одновременным обеспечением социально-политической стабильности. В-третьих, это отсутствие в обществе жестких социально-политических конфликтов либо постоянные и одновременно эффективные действия, в первую очередь политической власти, по минимизации деструктивного воздействия на социум таких конфликтов.

С точки зрения внешних условий существования социума политическая безопасность означает способность органов государственной власти отстаивать основные интересы страны на международной арене, обеспечивать ее целостность и суверенитет, активное участие в международных отношениях. Полагаем, что политическую безопасность необходимо рассматривать в единстве двух взаимосвязанных внутренних и внешних ее аспектов.

Сформулируем проблему в понимании политической безопасности с точки зрения внутренних условий следующим образом. Это прежде всего безопасность всей политической системы, политического режима или лишь безопасность органов государственной власти, бюрократического аппарата; узкого круга лиц (группы людей) – политической элиты или отдельных личностей? Нужно ли понимать политическую безопасность достаточно узко и фактически сводить ее только к безопасности небольшой группы или небольшого количества политических институтов, имеющих приоритетный доступ к властным ресурсам?

Такая проблематизация позволяет достаточно выделить политическую безопасность в широком и узком смысле.

В широком смысле политическая безопасность – это устойчивое состояние и эффективное развитие политической системы общества, которое позволяет адекватно реагировать на негативные внутренние и внешние воздействия, сохранять целостность социума и его сущностные качества. Она может быть охарактеризована как динамическое равновесие политической сферы общества.

Согласимся с Г. Ю. Семигиным, который политическую безопасность соотносит с достаточно простым, на первый взгляд, показателем: насколько политическая система способна выдерживать внутренние и внешние деструктивные воздействия.

В узком смысле под политической безопасностью предлагаем понимать систему определенных мер, органов и функций государства и общества по защите политических интересов государства, граждан и в целом всего населения. Так, исследователь А. А. Синицин под политической безопасностью в России понимает безопасность лиц, наделенных властными полномочиями, а также состояние, при котором существует минимум угрозы потерять политическую власть.