Введение
Криминология исходя из своего предмета, исследует становление, движение, развитие криминологической мысли. Данную науку интересует далеко не описание накапливаемых сведений, без которых, разумеется, она невозможна, но опыт криминологического знания, обобщение пути, пройденного ею. Не может быть квалифицированного знатока криминологии без знания ее истории - знание не просто различных точек зрения, концепций, теорий, не просто критического усвоения их для страховки себя от односторонности или от повторения уже совершенных ошибок, но которое является целостным, помогающим движению вперед, к новым высотам. Познание истории криминологии способствует осмыслению не только происшедшего, но и происходящего, творческому развитию теории.
Проблемы преступности привлекали внимание философов, юристов, представителей других отраслей знания начиная с глубокой древности. В процессе развития науки преступность все заметнее выделялась в трудах мыслителей в качестве предмета анализа. В прошлом возникла не наука криминология в собственном смысле слова, а только ее предпосылки. Более того, социальных условиях прошлого предпосылки эти сами исключали образование криминологии в современном понимании. Как реакция на средневековую жестокость XVIII в. знаменует собой расцвет гуманизма, который характеризуется как признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм заложил прочные основы для развития науки.
1.Течение эпохи Просвещения.
Разные ученые по разному определяют возникновение криминологии как науки, одни считают что она возникла 200 лет назад и ее основателем является Ч. Баккариа (1738-1794), другие – что криминология существует около 100 лет и к ее зарождению причастны прежде всего, Ч. Ломброзо (1835-1909), Э. Ферри (1856-1929) и Р. Гарофало (1852-1934). Следует отметить, что все исследователи единодушны в одном - криминология возникла именно идея, как научное направление.
Возникновению криминологии как науки предшествовали длинный период накопления знаний о преступлении и преступнике, о преступности и путях ее предупреждения.[1]
Известно, что обращение ученых самых различных стран к проблематике человека во многом было связано в тот период с научными открытиями в биологии и с развернувшейся вокруг них дискуссией по вопросам природы и общества, о характере их связи и возможных переходных формах. В процессе этой дискуссии даже передовые ученые, стремившиеся к объективному познанию закономерностей природы и общества, не избежали принципиальных ошибок. Одни из них абсолютизировали прямое воздействие внешней среды на организм, рассматривая развитие человека как жестко детерминированное окружающими условиями (социальное окружение). Другие, наоборот, неправомерно преувеличивали роль биологического фактора в жизни человека, в его поведенческих программах. Именно эти положения оказали главное влияние на исследование преступности. Такое влияние проявилось в следующем. Одни доказывали, что преступность – явление, независимое от структуры общественного строя и производственных отношений. Что причины преступного поведения следует искать исключительно в физической или психологической структуре человека. Другие утверждали, что преступность и причины преступлений можно усматривать лишь в таких социальных условиях, влияние которых можно уменьшить с помощью реформ.
Шарль Монтескье (1689-1755) автор знаменитого философско-правового трактата « О духе законов», вышедшего в свет в середине XVIII столетия. Он исследовал законы, анализируя их функции в различных областях общественной жизни, дал развернутую характеристику вопросов о законодательстве, об основах уголовной политики и наказания, изучал законы в их возникновении и во взаимосвязи с познанными явлениями. Для криминологии имеют большое значение прежде всего те идеи Монтескьё, которые непосредственно касаются преступности и ее причин, впоследствии развитые Беккариа.
Чезаре Беккариа- автор первого в истории специального и цельного уголовно-политического трактата « О преступлениях и наказаниях», вышедшего в свет во второй половине XVIIIв. Он отделял так называемые естественные и божественные законы от человеческих законов. Выступал против жестокого феодального уголовного правосудия, обращал особое внимание на необходимость анализа законов своего времени. Беккариа пришел к выводу о том, что лучше предупреждать преступления, чем наказывать. Семья и государство, по его мнению, должны выступать как единая воспитательная система.
2. “Позитивный критерий наказания”- Рафаель Гарофало.
Одним из создателей криминологии можно считать барона Рафаэля Гарофало(1852—1934), который научную деятельность совмещал с практической — он был судьей уголовного апелляционного суда города Неаполя.
В1880г., будучи еще молодым человеком, ученый опубликовал фундаментальную монографию "Позитивный критерий наказания" (некоторые авторы переводят ее название как "Критерии опасного состояния")
Гарофало преимущественно изучал и развивал юридические аспекты нового научного направления. Он попытался сформулировать социологическое понятие преступления. Под естественным преступлением Гарофало понимал деяния, противоречащие главным социальным чувствам людей (честности и состраданию), которые ни в одном цивилизованном обществе не могут расцениваться иначе и которые караются уголовным наказанием. Интересно, что у дикого африканского племени Чамаи (охотников за черепами) обычаи предусматривают смерть за два преступления: ложь и воровство. Определенное внимание Гарофало уделял и вопросам уголовной антропологии. Он утверждал, что при определении типа преступника надо отдавать преимущество психическим чертам.
В 1884 г. в Турине вышла в свет монография под знаменательным названием — "Криминология". Она практически конституировала новую науку. Эта объемная монография имела подзаголовок: "Природа преступности и теория наказания". Она состояла из трех глав: "Преступность", "Преступник", "Репрессия".[2]
В "Криминологии" автор делит всех преступников на две группы: тех, кого наказание может удержать от преступления, и тех, на кого угроза наказания не оказывает заметного сдерживающего воздействия. Он выступал против отмены пожизненного заключения и против чрезмерного смягчения наказаний для лиц, совершивших жестокие и бесчеловечные преступления. В сочинениях Гарофало позитивная школа высказала свой взгляд на то, каким образом должны определяться размеры социальной обороны. Ученый разработал позитивный принцип внушаемого преступником страха (большей или меньшей опасности преступника). По мнению Э. Ферри: "Этот принцип составляет необыкновенно счастливую интуицию этой школы и является краеугольным камнем нового научного здания".[3] В 1891 г. во втором издании "Криминологии" Гарофало дополнил критерий внушаемого преступником страха приспособляемостью к социальной среде, установив закон, что характер наказания должен определяться степенью приспособляемости виновного, т. е. исследованием тех условий существования, при которых можно предположить, что он перестает внушать опасения. Он разработал целую карательную систему.[4]
На упрек в том, что система социальной защиты лишает оборонительную функцию общества всякой справедливости, Гарофало отвечал в "Позитивном критерии наказания", что в уголовном праве слово "справедливость" является неподходящим выражением. Ферри развил его идеи и отметил, что справедливость "заключается в том, чтобы отыскать и применить подходящее и полезное для общества в данное время и в данном месте соотношение между опасным деянием и средством, способным предупредить его совершение этим лицом и другими лицами, тогда справедливость по существу является оборонительной функцией".
Гарофало резко критиковал недостатки правового регламентирования лишения свободы опасных преступников (его критика применительно к освобождению под залог остается актуальной до сего времени). "Представьте себе, — писал он, — какое устрашающее действие должно иметь решение суда, которое, как копье Ахиллеса, одновременно и ранит, и исцеляет. С одной стороны, осуждение, с другой — продление свободы осужденному или даже ее расширение. Нахал, грубо ударивший своего соседа, отвергнутый любовник, обезобразивший молодую девушку, камор-рист, терроризировавший людей угрозами смерти, спокойно возвращаются домой после мнимого осуждения, которое долго не будет приведено в исполнение (они хорошо это знают) вследствие апелляции, обращения в кассационную инстанцию и даже, может быть, вследствие хорошо составленной просьбы о помиловании. Жертвы их находятся тут же, без защиты, у них на глазах, в их руках и, пожалуй, горько раскаются в том, что бесполезно решились обратиться с жалобой к власти. Нередко приходится наблюдать случаи жестокой мести, совершенные во время продолжительного судебного разбирательства. Да и тогда, когда дело не доходит до этого, нравственное сознание общества тягостно смущено при виде оскорбителя, признанного и объявленного таковым, ведущего свою обычную жизнь рядом со своею жертвой, как будто бы ничего не случилось".
К тому моменту уже была написана работа Чезаре Ломброзо “Преступный человек" или “Прирожденный преступник” (1876), в ней было сформулировано следущее:
1) существуют прирожденные преступники, то есть люди, которые от рождения склонны совершать преступления и никакое исправление их невозможно;
2) прирожденный преступник обладает определенными физическими (внешними) чертами, по которым его можно распознать; (скошенный лоб, волосистость тела, грубые черты лица).