Смекни!
smekni.com

Институт монархии в современном мире (стр. 1 из 6)

Министерство юстиции российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Российская правовая академия министерства юстиции Российской Федерации"

Северо-западный (СПБ) филиал

Контрольная работа

по Конституционному праву зарубежных стран

тема: «Институт монархии в современном мире»

Санкт-Петербург

2009

Содержание


Введение......................................................................................................................................... 4

1. Понятие, сущность и признаки монархии.............................................................................. 6

2. Типы монархии........................................................................................................................ 12

3. Юридическое положение носителей власти в условиях монархии.................................. 18

4. Институт монархии в современном мире............................................................................ 23

Заключение.................................................................................................................................. 29

Список литературы .................................................................................................................... 33



Введение

По форме правления различают монархию абсолютную (монарх обладает всей полнотой власти) и ограниченную (власть монарха ограничена выборным органом): сословно-представительную (ограничение власти сословий), дуа­листическую (формально-юридическое разделение государ­ственной власти между монархом и парламентом), парла­ментарную (власть короля ограничена парламентом), кон­ституционную (полномочия монарха ограничены консти­туцией), и республику.[1]

В переводе с греческого данный термин означает «единовластие» - не просто власть одного, а власть наследуемая. Эта власть нередко обожествлялась (монарх — помазанник Божий). В Японии Император до 1945 г. считался сыном богини Солн­ца Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти мо­нарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих по­томков в результате иногда выборов, чаще насилия, изредка приглашения, т. е. вполне земных про­цедур. Из этого исходит и большинство действующих конститу­ций монархических государств.[2]

Актуальность темы определена тем, что монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети странах мира.[3]

Цель данной работы – рассмотреть монархию как форму правления на примере нескольких стран. В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

· Представить теоретические аспекты монархии как формы правления;

· Определить понятие, сущность, признаки и типы монархии;

· Дать сравнительный анализ исторических разновидностей монархии;

· Рассмотреть институт монархии как системообразующий элемент высшего государственного управления.
1. Понятие, сущность и признаки монархии

Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного го­сударства как особой политической организации, необходимо проана­лизировать всю совокупность его признаков и выделить среди них важнейшие. Форма правления характеризует порядок формирования и органи­зацию высших органов государственной власти. Эту сторону государ­ства определяют: структура и полномочия высших органов государственной власти страны; порядок их образования и взаимоотношений между собой; степень участия населения в формировании этих органов и влия­ния на принимаемые ими решения.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархией (греч. - единовластие) называ­ется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредо­точена (полностью или частично) в руках единоличного главы госу­дарства и обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже — к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс. Правда, современные фор­мы государства в отдельных случаях предусматривают выборы монар­ха на определенный срок, однако обычно такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления.[4]

Примером абсолютной монархии сегодня могут служить Оман, Бутан, Бруней. В Ватикане и Саудовской Аравии отмечена теократическая монархия – это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть.

Дуалистическая монархия может быть охарактеризована как переходная. Король и помещики уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять всю полноту власти. Примеры такой монархии – Иордания и Марокко.

В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева царствует, но не правит». Монарх является лишь главой государства и выполняет сугубо представительские функции. Вся законодательная власть принадлежит парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Все акты монарха подлежат скреплению подписью соответствующего министра, то есть министр принимает на себя политическую и юридическую ответственность за данный акт. Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху, верностью традициям и особенностями национального менталитета. Таковы Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Япония.[5]

Монархическая форма правления - «власть одного, единовлас­тие» - весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных соци­альных классовых движений. Свои истоки монархическая форма правления имела в той до­статочно простой, социально не слишком расчлененной организа­ции общества, которая появилась на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге «неолитической революции».

В этих обществах ранних земледельческих культур организа­ция власти, осуществляемая на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной, понятной, соответство­вала строжайшей регламентации сельскохозяйственного производ­ства, духовному миру земледельцев-общинников. Как правило, монарх признавался посредником между предками и народом, выступал в этой религиозной роли носителем священных тради­ций, опыта, благоденствия. Он - непременный участник религи­озных ритуалов и обрядов. Он - обязательный посредник между народом и верховным божеством, его представитель в духовной жизни. Его правление освящается божественными предначертани­ями, решения подкрепляются религиозными санкциями. Таким образом, первичные формы монархи во многих регионах земного шара окрашены в теократические тона, являются, по сути, специ­фической формой теократического правления (Африка, Америка, Европа и др.).

Исследования теократии как религиозно-политической систе­мы, проведенное Е.Н. Салыгиным, показало, что первичные ран­неклассовые государства в силу сращивания светских и религиоз­ных начал в монархической форме правления, в силу религиозно-политической регламентации были по сути теократическими. Монархия обеспечивала эффективно немногочисленные общесоци­альные и классовые функции государственного управления: учет труда и распределение его результатов, создание страховых запа­сов (фондов), организацию совместных работ (ирригационные, культовые сооружения), ведение войн и защиту от нападения, создание информационных служб, религиозно-культовые отправ­ления, взимание налогов, дани и т.п.

Монарх назначал чиновников по управлению регионами или функциональными службами, те, в свою очередь, назначали более мелких руководителей работ. Такая вертикальная иерархия влас­ти позволяла строить весьма эффективную систему управления, при которой земледельцы-общинники, ремесленники, купцы и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры на том или ином уровне управления или последовательно передавать их на более высокие уровни, если были неудовлетво­рены первоначальными решениями. Сам же монарх в нормальном режиме правления решал вопро­сы, связанные с организацией и осуществлением государственной власти. Среди его советников на ранних этапах этой формы прав­ления было много предсказателей, пророков, культовых служите­лей. Знает монархическая форма правления и многочисленный аппарат чиновников, обеспечивающий монарха необходимой ин­формацией, предложениями, советами, а также и принудительной силой для исполнения решений монарха. Впоследствии монархические формы правления были реализо­ваны в разных обществах и в разные времена и дали целый спектр самых разнообразных организаций власти, а сами монархи вош­ли в историю государственности под разными наименованиями: короли, князья, шахи, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи, инки и т.д.

Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Не случайно один из монархов-королей Франции за­являл: «Государство-это я». Но это означало только юридическую персонификацию государства, а не фактическое положение дел. Как правило, монархи имели всегда свое дворцовое хозяйство, свою персональную собственность: земли, рабов, крепостных (вре­менами огромное количество), которые давали имущественное обеспечение монархическому дворцу, семейству монарха, а по от­ношению к государству монарх выступал как его глава, предста­витель, руководитель и т.п.